
Анатолий Васильев – российский театральный режиссер и педагог. Родился в 1942 году в Пензенской области. В 1973 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа имени А. В. Луначарского (курс Андрея Попова и Марии Кнебель).
В 1973–1977 гг. – режиссер Московского художественного академического театра под руководством Олега Ефремова, в 1977–1982 гг. – режиссер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова, с 1982 года рабо...
Анатолий Васильев – российский театральный режиссер и педагог. Родился в 1942 году в Пензенской области. В 1973 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа имени А. В. Луначарского (курс Андрея Попова и Марии Кнебель).
В 1973–1977 гг. – режиссер Московского художественного академического театра под руководством Олега Ефремова, в 1977–1982 гг. – режиссер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского под руководством Андрея Попова, с 1982 года работал на малой сцене Московского театра на Таганке.
Среди первых режиссерских работ – «Соло для часов с боем» Освальда Заградника (1973) с участием актеров старшего поколения МХАТ, «Первый вариант Вассы Железновой» по Горькому (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» Виктора Славкина (1979) в МДТ имени К. С. Станиславского, «Серсо» Виктора Славкина в Театре на Таганке (1985).
В 1987 году основал и возглавил театр «Школа драматического искусства» в Москве. 24 февраля 2001 года спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло открылось новое здание театра на Сретенке, спроектированное по проекту Анатолия Васильева и художника Игоря Попова. В апреле 2001 года театр был принят в Союз театров Европы.
Среди постановок Анатолия Васильева в «ШДИ» – «Диалоги» Платона (1988), «Сегодня мы импровизируем» Пиранделло (1990), «Фьоренца» Манна, «Иосиф и его братья» Манна (1993), «Амфитрион» Мольера (1994), «Плач Иеремии» Владимира Мартынова (1996, премия «Золотая маска» – 2017 в номинациях «лучший спектакль» и «лучшая работа художника»), «“Дон Жуан, или Каменный гость” и другие стихи» по Пушкину (1998), «К***» по Пушкину (1999), «Моцарт и Сальери» Пушкина, «Мизантроп» Мольера (2000), «Медея-материал» Хайнера Мюллера, «Илиада. Песнь XXIII» Гомера (2001). Спектакли Васильева были представлены на самых престижных фестивалях мира; кроме того, «ШДИ» осуществлял международные проекты совместно с европейскими театрами и фестивалями.
В 2006 году после увольнения из театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев переехал во Францию.
За рубежом поставил спектакли «Маскарад» Лермонтова в Комеди Франсез в Париже (1992, Васильев – первый российский и первый зарубежный режиссер, приглашенный в этот театр), «Дядюшкин сон» Достоевского в Художественном театре Будапешта (1994), оперу «Пиковая дама» Чайковского в Немецком национальном театре в Веймаре (1996), «Без вины виноватые» Островского в Театре имени Эде Сиглигети в Сольноке (Венгрия, 1998), «Амфитрион» Мольера в Комеди Франсез (2002), «Тереза-философ» Жан-Батиста Аржана в театре «Одеон» в Париже (2007), «Медея» Еврипида в Античном театре Эпидавра (Греция, 2008), «Целые дни напролет под деревьями» Маргерит Дюрас (Венгрия, 2009), «Музыка», «Вторая музыка» (1965–1985) по пьесам Маргерит Дюрас в Комеди Франсез (2016).
В 2017 году поставил спектакль «Старик и море» по Хемингуэю для Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова в Москве.
Работал на радио и телевидении. Среди постановок: «Степной король Лир» по Тургеневу (1976), «Портрет Дориана Грея» Уайлда (1981), «Взрослая дочь молодого человека» Славкина (1990), «Дорога на Чаттанугу» по пьесе Славкина «Взрослая дочь молодого человека» (1992), короткометражный фильм «Каштанка» (1994).
Преподавал и был мастером курсов на кафедре режиссуры и актерского мастерства в ГИТИСе, на Высших курсах сценаристов и режиссеров», вел мастерские на курсах Сергея Соловьева и Марлена Хуциева во ВГИКе, позднее – мастерскую в Московской школе нового кино, творческую лабораторию в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова. Основал кафедру и факультет режиссуры и выпустил курс режиссеров в Высшей национальной школе театральных искусств и техник (ENSATT) в Лионе (Франция); вел проект «Остров педагогики» (L’Isola della Pedagogia) в Венеции (совместно с миланской школой имени Паоло Грасси) и педагогическую резиденцию в Институте Гротовского во Вроцлаве. Преподает в Греции, Франции и Италии. Руководит межфакультетской экспериментальной кафедрой в ГИТИСе и Школой лабораторных исследований теорий и техник театра на базе Московского международного университета.
В 2011 году в Москве учрежден Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева; фонд обладает крупным собранием исследовательских материалов по проблемам современного театрального искусства, значительным кино-, видео и аудио архивом; ведет издательскую деятельность.
Анатолий Васильев – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского и Государственной премии РФ. Удостоен премии критиков Европы «Новая театральная реальность», дважды европейской премии «Кубок УБЮ» (Premio UBU), премии «Хаос» – премии Пиранделло, премии Фонда имени К. С. Станиславского («За вклад в развитие театральной педагогики»), премии «Триумф», «Золотая маска». Первый лауреат Международной театральной премии имени Юрия Любимова, кавалер ордена Академических пальм, командор ордена Искусств и литературы (Франция). В 2016 году – Посланник мирового театра Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО.