Борис Плотников
— человек нескольких творческих ипостасей, в каждой из которых он органичен и неповторим. Актёр являет собой яркий пример, олицетворяющий известный тезис: «Талантливый человек талантлив во всем».
Борис Плотников — человек нескольких творческих ипостасей, в каждой из которых он органичен и неповторим. Актёр являет собой яркий пример, олицетворяющий известный тезис: «Талантливый человек талантлив во всем».
Блестящий театральный и киноартист, одарённый литератор, самобытный певец - исполнитель романсов родился в уральском городе Невьянске. Вырос в семье, далекой от театра, и совсем не помышлял о том, чтобы стать актёром. У мальчика рано проявились музыкальные и актёрские способности. Освоив скрипку и фортепиано, он планировал после школы поступить в Уральскую консерваторию, но приёмная комиссия, по достоинству оценившая высокий уровень его исполнительского мастерства, посоветовала все же отложить поступление на два года. Не желая терять время, Борис принял решение поступать в театральное училище. Потерпев первые фиаско в Ленинграде и в Школе-студии МХАТ, он стал студентом Свердловского театрального училища.
Артистическая карьера Бориса Плотникова началась в Свердловском ТЮЗе, где он усвоил простую истину: «Костюмчик не сыграет: главное – суть человеческая, а если её нет, то никаким гримом это не скрыть». Потом Борис Плотников работал в московском Театре Сатиры, которым руководил тогда Валентин Николаевич Плучек. В этом театре он принимал участие в режиссёрских экспериментах Андрея Миронова («Феномены» Горина, «Бешеные деньги» Островского, «Тени» Салтыкова-Щедрина). В настоящее время по приглашению Олега Табакова играет в нескольких нашумевших репертуарных спектаклях в МХТ: «Кабала святош», «Копенгаген» и «Чайка», продолжая участвовать в постановках нескольких театров, в том числе Театра Российской армии («Скупой» Мольера) и «Табакерки». За роль в спектакле Театра Табакова «Прощайте… и рукоплещите!» был удостоен премии «Московская премьера» Фонда Станиславского.
Режиссёры, работавшие с артистом, отмечают такие его черты, как бесконфликтность, внимательность и доверие к режиссёрскому слову. Артист же подчеркивает: «У меня все режиссёры экстра класса».
Первый успех пришёл к Борису Плотникову после дебюта в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение» (1977). Не каждому артисту удаётся так мощно стартовать в кино. Этот фильм получил много призов и премий, как отечественных, так и зарубежных. Картину купили около сорока стран мира. Фильм показывали на всех континентах и он имел ошеломляющий успех. Потом было ещё три десятка фильмов. Особенно запомнился он зрителям в образе интеллигентнейшего доктора Борменталя из «Собачьего сердца» В. Бортко по М. Булгакову. Важнейшими вехами в творческой биографии актёра стали фильмы «Дульсинея Тобосская», являющийся одним из ярчайших и красивейших киномюзиклов, «Дикая охота короля Стаха» и трагическая картина «Холодное лето пятьдесят третьего», где у артиста небольшая, но запоминающаяся роль сына героя Анатолия Папанова. Вне зависимости от характера героя и его значимости в пьесе, актёр подчеркивает, что «все они – мои, и всех я люблю». Даже отрицательного персонажа актёр пытается представить понятным в своих поступках зрителю и, прежде всего, себе. В этом и состоит его актёрская и художественная задача.
Иная грань таланта Бориса Плотникова – исполнение романсов – не столь широко известна, как театральные и кинематографические работы актёра. В год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина Борис Плотников подготовил концертную программу «Альбом есть памятник души», которая совершенно иначе раскрыла атмосферу дворянского быта пушкинской поры. Программа, включившая уникальные материалы из поэтических альбомов, поразила слушателей тем, насколько досконально актёр изучил культуру и традиции XIX века, проведя многие часы в архивах в поисках старинных дворянских романсов. Впоследствии был записан одноимённый альбом, в который вошли романсы, прозвучавшие в этой концертной программе.
Свои музыкальные способности Борис Плотников приписывает наследственности: «У нас семья всегда поющая была – еще деды мои любили петь». Ещё в годы работы в Свердловском ТЮЗе он получил очень высокую оценку от выдающегося баритона Яна Вутираса на прослушивании в Свердловской консерватории. В певческом репертуаре артиста не только старинные романсы, но и классические сочинения, народные песни и даже роль в «Литургии оглашённых» Алексея Рыбникова. С этим спектаклем артист покорил не только российскую публику, но и американскую.
В 2004 году вышла уникальная книга Бориса Плотникова «Моя надежда, мука и награда…», написанная в жанре мемуаров. Издание моментально обрело популярность: ведь кто, как не сам актёр, способен адекватно и честно поведать о себе всё самое интересное и захватывающее!