«Фантастическое
исполнение…, полное эмоций, драматизма, глубины и самопознания. Сложно
представить, что всеми этими эпитетами одновременно можно охарактеризовать одну
и ту же интерпретацию, но Иорио удалось сподвигнуть Королевский Ливерпульский
филармонический оркестр на невозможное», — так пресса оценила дебют дирижёра
Дамиана Иорио с одним из лучших симфонических оркестров Великобритании.
Дамиан Иорио
родился в 1972 году в Лондоне в семье известных музыкантов из Италии и Англии.
После обучения в Королевском Северном колледже музыки в Манчестере и
Университете Индианы по классу скрипки он начал играть в симфоническом оркестре
Датского радио. Одновременно продолжил учёбу в Санкт-Петербургской
консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования, став одним из
последних учеников Ильи Мусина.
Более чем
20-летняя дирижёрская карьера Иорио складывается весьма успешно. В его
послужном списке — выступления с Лондонским филармоническим оркестром и
оркестром Philharmonia, Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром,
симфоническим оркестром ВВС, оркестрами Детройта, Сан-Франциско, Лахти, Нидерландского
радио, симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Национальным
оркестром Бельгии, камерным оркестром Лозанны.
На рубеже
1990-х – 2000-х годов Дамиан Иорио руководил Мурманским филармоническим
оркестром.
Впечатляет и
масштаб оперных проектов дирижёра: «Макбет» Верди на Глайндборнском оперном
фестивале, «Проданная невеста» Сметаны на сцене Парижской национальной оперы,
«Евгений Онегин» Чайковского в Норрландской опере в Швеции, «Турандот» Пуччини
в Боннском оперном театре, спектакли в оперном театре Осло, многих труппах
Италии, включая Театр Реджо в Турине. Американский оперный дебют Дамиана Иорио
состоялся в театре Сентрал-Сити в Денвере (штат Колорадо), в постановке
«Поругание Лукреции» Бриттена, получившей восторженные отзывы в прессе.
В творческом
багаже Иорио есть и несколько оперных постановок в России. Он подготовил
премьеру оперы «Поворот винта» Бриттена в Санкт-Петербурге (2001 г., Эрмитажный
театр), российскую премьеру оперы Майкла Наймана «Человек, который принял жену
за шляпу» в Москве (2003 г., дизайн-галерея Artplay), которая была номинирована
на «Золотую маску» в категории «Лучшая оперная постановка». В 2014 г. поставил
«Кармен» Бизе в театре «Геликон-опера», там же дирижировал спектаклями
«Фальстаф» Верди и «Сибирь» Джордано.
Недавно
вышедшие на студии Naxos диски с сочинениями Гедини и Казеллы получили
блестящие отзывы в Guardian(«великолепное
концертное исполнение в сочетании с безупречной дирижёрской работой Дамиана
Иорио»), а сам маэстро был награждён престижной премией “Choc” французского издания LeMondedelaMusiquemagazine. Им также записаны произведения итальянских композиторов Донатони,
Малипьеро, Колосанти. А вышедший в мае 2017 года альбом с симфонией и концертом
для арфы с оркестром И. Пиццетти (с Национальным симфоническим оркестром Италии
RAI) был назван «лучшим,
выпущенным на Naxos за
последние годы».
Интерес к творческому
эксперименту, к новой музыке постоянно стимулирует музыканта к сотрудничеству с
композиторами-современниками: Тань Дунем, Хью Уоткинсом, Сильвией Колосанти,
Майклом Найманом. На его счету — несколько мировых премьер сочинений этих
композиторов.
Будучи
приверженцем всеобщего музыкального образования и отстаивая право каждого
человека на доступ к ценностям музыкального искусства, Дамиан Иорио с
энтузиазмом работает с молодыми талантами. В настоящее время он является художественным
руководителем Национального молодежного струнного оркестра Великобритании. В
2014 году Иорио был приглашён на должность музыкального руководителя оркестра
г. Милтон-Кинса в Англии. С этим коллективом, а также другими британскими
оркестрами дирижёр постоянно участвует в образовательных проектах.
В 2006 году
Дамиан Иорио был удостоен «Ордена Святой Агаты» (Сан-Марино) за вклад в
развитие музыкального искусства.
В сезоне
2017/2018 гг. Дамиан Иорио дирижировал оркестром Кастилии и Леона в Испании,
совершил новогоднее турне по Нидерландам с оркестром Северных Нидерландов,
подготовил около 10 различных программ с оркестром Милтон-Кинса.
В ближайших
планах дирижёра — концерт с симфоническим оркестром г. Киото в Японии и
возвращение в Парижскую национальную оперу летом 2018 г. с премьерой «Бориса
Годунова» Мусоргского.