Джовани
Соллима — истинный виртуоз виолончели. Исполнительство для него — не самоцель,
а средство общения с миром.
Соллима
родился в Палермо в 1962 году в семье музыкантов. Игре на виолончели он
обучался у Джованни Перьера и Антонио Янигро, а композиции — у своего отца
Элиодоро Соллима и Милко Келемена. С юных лет Соллима работал с такими
музыкантами, как Клаудио Аббадо, Джузеппе Синополи, Йорг Демус, Марта Аргерих,
Риккардо Мути, DJScanner, Виктория
Муллова, Патти Смит, Филип Гласс и Йо-Йо Ма.
Его бурная
деятельность концертирующего солиста, выступающего с самыми разными оркестрами
и ансамблями (включая собственную группу
Giovanni Sollima Band, созданную в
Нью-Йорке в 1997 году), проходит как на традиционных, так и альтернативных
сценах. Среди них — Бруклинская академия музыки и Элис Талли Холл, Карнеги-холл
и ночной клуб “Knitting Factory” в Нью-Йорке, где играют джаз и
экспериментальную музыку; Вигмор-холл и Куинн Элизабет-холл в Лондоне; Зал Гаво
в Париже; амстердамский Консертгебау и Ливерпульская филармония; Фестиваль
искусств в Веймаре и виолончельный фестиваль в Кронберге (Германия); Санта
Чечилия и Roma Europa Festival в Риме; Театр Сан Карло в Неаполе; Time Zones Festival
в Бари; театры Массимо в Палермо и Ла Скала в Милане; Международный музыкальный
фестиваль в Стамбуле и фестиваль Vivacello в Москве; виолончельная биеннале в
Амстердаме и Венецианская биеннале; летний фестиваль в Токио, фестивали в
Равенне и Равелло, «Звуки Доломитов» в Трентино (Италия), «Экспо-2010»
(Шанхай)…
Соллима —
талантливый и неординарный композитор. Его музыка наполнена средиземноморскими
ритмами, типично итальянскими мелодиями. Он пишет главным образом для
виолончели и внес значительную лепту в расширение репертуара своего
инструмента, раздвинул привычные рамки путем синтеза и смешения жанров,
использования самых разнообразных инструментов: восточных, электронных, а также
тех, которые изобрел он сам.
Мир его музыки
охватывает все эпохи: от «Юрского периода виолончели» (как он называет барокко)
до сегодняшнего дня. Столь же разнообразна и его публика: от меломанов,
предпочитающих классику, до юных «металлистов». Всех их он покоряет своим
искусством.
Соллима
сотрудничал не только с музыкантами. В числе его творческих партнеров —
танцовщицы Карол Армитаж и Каролин Карлсен; театральные режиссеры Роберт
Уилсон, Алессандро Барикко и Петер Штайн; кинорежиссеры Марко Туллио Джордана,
Питер Гринуэй, Лассе Гьертсен и Джон Туртурро.
Вместе с
виолончелистом и композитором Энрико Мелоцци Соллима является продюсером
проекта «100 виолончелей», впервые представленного в театре Валле в Риме в 2012
году. Тогда музыканты всех возрастов и направлений беспрерывно в течение трех
дней и трех ночей играли виолончельную музыку — от барокко до рока и музыки,
написанной «здесь и сейчас», т.е. непосредственно во время концерта, без всяких
жанровых и формальных ограничений. С тех пор этот проект прошел уже пять раз.
В 2013 и 2014 гг.
Соллима был руководителем проекта «Ночь в Таранте» (“La Notte della Taranta”) — фестиваля традиционной
популярной музыки в Саленто (Апулия, Италия). Его кульминацией стал грандиозный
концерт в присутствии 140 000 зрителей, танцевавших широко известный народный
танец “pizzica”.
Среди
последних альбомов, записанных музыкантом, — «Неаполитанские виолончельные
концерты» (для лейбла Glossa),
“Caravaggio” и “Aquilarco” (для Egea).
В феврале 2014
года в Симфони Холл в Чикаго состоялась мировая премьера Концерта для двух
виолончелей с оркестром Дж. Соллимы, написанного по заказу Чикагского
симфонического оркестра (солисты — автор и Йо-Йо Ма).
Джованни
Соллима преподает в Академии Санта Чечилия и в Академии Фонда Романини в
Брешии.
Музыкант играет на виолончели Франческо Руджеро (1679, Кремона).