Евгения Сотникова родилась в Кургане. Окончила Курганский областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича (2003) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2008, класс профессора Евгении Перласовой). Лауреат II Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2008, III премия) и Первого Международного вокального интернет-конкурса Global Internet Vocal Competition – Renato Bruson International Competition (2013, I премия).
В 2008 году принята в труппу Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В 2009 году после успешного выступления на Международном вокальном конкурсе Competizione dell'Opera в Дрездене (удостоена специальной премии от Фонда Оскара и Веры Риттер) получила приглашение в оперную студию Баварской государственной оперы в Мюнхене, в сезоне 2011/12 вошла в труппу театра. Исполняла партии Первой нимфы («Русалка» Дворжака), Фраскиты («Кармен» Бизе), Барбарины («Свадьба Фигаро» Моцарта), Джаннетты («Любовный напиток» Доницетти), Джемми («Вильгельм Телль» Россини) и Алея («Из мертвого дома» Яначека).
Принимала участие в гастрольном туре Глайндборнского фестиваля («Русалка» Дворжака), триеннале в Руре (опера «Материя» Луи Андриссена, партия монахини Хадевейх), оперном фестивале в Копенгагене («Свадьба Фигаро» Моцарта, партия Графини), фестивале «Под покровом музыки» в Большом зале Московской консерватории («Рождественская оратория» Баха с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева) и Мюнхенском оперном фестивале, где получила награду за исполнение партии Джемми в опере «Вильгельм Телль».
Сотрудничала с Государственным театром Клагенфурта (партии Илии в «Идоменее» Моцарта, Лейлы в «Искателях жемчуга» Бизе и Сестры Констанции в «Диалогах кармелиток» Пуленка), Эстонской национальной оперой (партии Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова и Графини в «Свадьбе Фигаро» Моцарта), Гамбургской государственной оперой («Вильгельм Телль»), Большим театром России (партия Деспины в опере «Так поступают все женщины» Моцарта), Оперным театром Мальмё («Свадьба Фигаро»).
Исполняла партию сопрано в «Свадебке» Стравинского на сцене цюрихского Тонхалле и в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, партию монахини Хадевейх («Материя» Андриссена) в Park Avenue Armory в Нью-Йорке. Участвовала в Новогоднем гала-концерте на сцене Филармонии на Эльбе в Гамбурге (партия сопрано в Коронационной мессе Моцарта).
Сотрудничала с известными дирижерами и режиссерами, среди которых Кирилл Петренко, Кент Нагано, Андрис Нелсонс, Ашер Фиш, Паоло Кариньяни, Фабио Луизи, Теодор Курентзис, Константинос Каридис, Дэн Эттингер, Томаш Ганус, Дэвид Цинман, Петер Рундель, Томас Хенгельброк, Карел Марк Чичон, Юджин Кон, Пабло Эрас-Касадо, Арпад Шиллинг, Мартин Кушей, Петер Штайн, Ришар Брюнель, Франк Касторф, Анту Ромеро Нуньес и Хайнер Гёббельс.
В репертуаре певицы также партии в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Травиата», «Бал-маскарад» и «Фальстаф» Верди, «Джанни Скикки» Пуччини, «Капулети и Монтекки» Беллини, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, партии сопрано в мессах Брукнера, Гайдна, Stabat Mater Перголези, Девятой симфонии Бетховена, Второй симфонии Мендельсона и другие.