Гилберт Эдмунд Каплан — уникальный музыкант и единственный в своем роде «дирижёр одной симфонии». Будучи юристом по образованию, крупным бизнесменом, журналистом, он является фанатичным поклонником Г. Малера, чью 2-ю симфонию дирижирует со многими оркестрами по всему миру. Его называют человеком, сумевшем реализовать свою мечту.
Гилберт Эдмунд Каплан — уникальный музыкант и единственный в своем роде «дирижёр одной симфонии». Будучи юристом по образованию, крупным бизнесменом, журналистом, он является фанатичным поклонником Г. Малера, чью 2-ю симфонию дирижирует со многими оркестрами по всему миру. Его называют человеком, сумевшем реализовать свою мечту.
Гилберт Каплан родился в 1941 году в Нью-Йорке. Учился в Университете Дьюка, Новой школе и Школе права Нью-Йоркского университета. В 1965 году основал журнал по вопросам бизнеса Institutional Investor, благодаря чему стал миллионером. В те же годы увлёкся музыкой Густава Малера, основал Фонд Каплана, посвящённый исследованию и пропаганде творчества Малера. До 1984 года Каплан совмещал обязанности владельца, издателя и главного редактора журнала (затем, продав издание, в течение нескольких лет продолжал оставаться его издателем и главным редактором). Начиная с 1980-х годов, основное внимание стал уделять дирижированию.
Особое внимание Каплана привлекла 2-я симфония Малера. Он приобрёл её авторскую рукопись, которую в 1986 году опубликовал факсимильно, и выучился дирижированию ради того, чтобы исполнять именно это произведение. Дебют Каплана-дирижёра состоялся в 1982 году с Американским симфоническим оркестром на неофициальном концерте для участников саммита Международного валютного фонда. В 1983-м последовало первое публичное выступление (с тем же оркестром) в Карнеги-холл, воспринятой с восторгом публикой и прессой. В последующие 30 лет Каплан исполнял 2-ю симфонию более чем с 35 оркестрами. В России — с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, оркестром Новосибирского театра оперы и балета. Также он дирижировал Лондонским филармоническим и симфоническим оркестрами, Новым филармоническим оркестром Японии, филармоническим оркестром «Ла Скала» в Милане, Будапештским симфоническим оркестром, Оркестром Стокгольмской филармонии, Симфоническим оркестром NDR (Гамбург), Пражским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Симфоническим оркестром Сент-Луиса, Мельбурнским симфоническим оркестром и Центральным филармоническим оркестром Китая, многими другими коллективами.
В 1996 году Каплан с Лондонским симфоническим оркестром открыл исполнением 2-й симфонии Малера программу Зальцбургского фестиваля. Каплан также дважды записал эту симфонию: с Лондонским симфоническим оркестром в 1987 году и с Венским филармоническим оркестром в 2002-м. Первая из этих записей была включена газетой New York Times и немецким телевидением ZDF в число лучших пластинок года, сразу же попала в список самых популярных пластинок классической музыки в США и в Англии, вскоре выйдя на 1-е место. Всего было продано 150 000 пластинок с этой записью. В 1994 году, после выступления Каплана с Мельбурнским симфоническим оркестром, дирижёра восторженно приветствовал столь же рьяный поклонник Малера, тогдашний премьер-министр Австралии Пол Китинг.
Кроме 2-й симфонии, Каплан изредка исполняет Адажиетто из 5-й симфонии Малера и записал его в 1992 году с Лондонским симфоническим оркестром.
Гилберт Каплан — автор нескольких статей о Малере и его творчестве. Он читал лекции о композиторе во многих аудиториях (в том числе в Гарвардском и Оксфордском университетах), а также в ведущих музыкальных учебных заведениях мира, в частности, в Санкт-Петербургской консерватории. Его многочисленные работы о Малере публиковались во многих периодических изданиях, от музыковедческого журнала Musical Time (Лондон) до популярнейшей New York Times. Он автор и редактор «Альбома Малера» (The Mahler Album), биографического сборника, включающего более 300 фотографий, картин, рисунков и скульптурных портретов Малера. В 1997 году он провёл цикл из 13 еженедельных радиопередач, посвящённых Малеру, который транслировали 350 различных радиостанций США.
Маэстро Каплан входит в состав Советов многих музыкальных организаций, в том числе Карнеги-Холл (вице-председатель), лондонского центра South Bank, нью-йоркской публичной
радиостанции классической музыки WNYC и попечительского комитета музыкального факультета Гарвардского университета.