Никола Луизотти

Никола Луизотти

Никола Луизотти родился в 1961 году в Виареджо (провинция Лукка, Италия). Он начал занятия музыкой в раннем детстве с уроков игры на церковном органе, а к 11 годам уже был руководителем церковного хора. Позже стал заниматься на фортепиано, затем композицией, игрой на трубе и вокалом. Завершив образование, он начал работать в Милане в качестве пианиста-репетитора в театре La Scala и — параллельно — во Флоренции в качестве участника хора Maggio Musicale. В дальнейшем он был ассистентом у таких маэстро, как Лорин Маазель и Риккардо Мути в La Scala. Первой самостоятельной должностью стала позиция главного хормейстера в театре La Fenice в Венеции.

Начало дирижерской карьеры Николы Луизотти в Италии относится к 2000 году. Его международный дебют состоялся спустя два года: в 2002 он продирижировал постановкой «Трубадура» в оперном театре Штутгарта и получил похвальные отзывы критиков. Уже через несколько недель ему был предложен дебютный ангажемент в Парижской опере. Затем последовали приглашения от Канадской оперной компании («Бал-маскарад», 2003), театра Карло Феличе в Генуе («Путешествие в Реймс» Россини, 2003 и «Симон Бокканегра», 2004), Баварской Государственной оперы в Мюнхене («Тоска», 2004).

Луизотти дирижировал в большинстве ведущих оперных театров мира, включая Covent Garden, La Scala, Teatro Comunale в Болонье, Метрополитен-опера, Франкфуртскую оперу, театр Ля Фениче в Венеции, Semperoper в Дрездене, Венскую Staatsoper, мадридский Teatro Real, Лос-Анджелесскую оперу и оперу Сиэтла. Дебют маэстро в Японии состоялся в знаменитом Suntory Hall, где он продирижировал «Тоской», а позже «Турандот», «Богемой», «Дон Жуаном», «Свадьбой «Фигаро» и «Так поступают все».

Широко известный и как симфонический дирижер, Никола Луизотти стоял за пультом многих знаменитых оркестров. Среди них Берлинский филармонический, филармонический оркестр La Scala, Orchestre de Paris, Лондонский филармонический, оркестры Академии Санта Чечилия в Риме, радио Италии в Турине (RAI), франкфуртской Alte Oper, Баварского радио, Будапештского радио, Гамбургской филармонии, токийский NHK, Токийский симфонический, оркестр Дрезденской Штаатскапеллы, Национальный симфонический оркестр Испании, Российский национальный оркестр, оркестр Загребской филармонии. В США Луизотти выступал с симфоническими оркестрами Филадельфии, Кливленда, Сан-Франциско и Атланты. С 2009 по 2012 гг. был главным приглашённым дирижёром Токийского симфонического оркестра.

В 2008 году он дирижировал концертами во время Олимпийских игр в Пекине.

В мае 2011 маэстро дебютировал в театре La Scala в новой постановке «Аттилы» (режиссер Габриэле Лавиа, копродукция с оперой Сан-Франциско, где спектакль был поставлен в 2012). Он также провел спектакли к 100-летию первой постановки оперы «Девушка с Запада» Пуччини в Метрополитен-опера и был награжден Премией Пуччини от Фонда фестиваля Дж. Пуччини.

Дискография дирижера включает запись «Стифелио» Верди и дуэтов в исполнении Анны Нетребко и Роландо Виллазона на Deutsche Grammophon, DVD-запись «Богемы» из Метрополитен-опера, с Анжелой Георгиу и Рамоном Варгасом в главных партиях (EMI) и запись «Девушки с Запада» из этого же театра, к 100-летию премьеры (Grammophon).

Дебют Луизотти в Опере Сан-Франциско состоялся в 2005 году: он продирижировал оперой «Сила судьбы». О назначении его на пост музыкального директора театра было объявлено в 2007 году; Луизотти стал третьим музыкальным руководителем театра после Джона Притчарда и Дональда Ранниклса.

Генеральный директор Оперы Сан-Франциско Дэвид Гокли отмечает, что Никола Луизотти приглашён с целью восстановления основного итальянского репертуара труппы, преобладавшего в первые годы существования этого прославленного театра, основанного в 1923 году американцами итальянского происхождения (первым главным дирижёром был Гаэтано Мелора). Начиная с 2009 года, в театре под руководством Луизотти ставятся

3 – 4 итальянские оперы, среди которых обязательно должна быть и одна неитальянская. В своём инагурационном сезоне Луизотти дирижировал «Трубадуром», «Саломеей», «Отелло», а летом 2010 — «Девушкой с Запада». В следующих сезонах — операми «Богема», «Аида», «Свадьба Фигаро», «Мадам Баттерфляй», «Турандот», «Кармен», «Аттила», «Риголетто», а из неитальянского репертуара — «Свадьбой Фигаро», «Дон Жуаном», «Кармен», «Лоэнгрином» и «Так поступают все».

С февраля 2012 года Никола Луизотти — музыкальный директор Teatro di San Carlo в Неаполе. За прошедший год он дирижировал двумя произведениями Верди: оперой «Разбойники» и Реквиемом. В марте 2013 года артистический директор театра Винченцо ди Виво сказал о Луизотти: «Его сердце принадлежит прошлому, но мысль — будущему».

Помимо этого, в нынешнем сезоне маэстро возвращается в миланский La Scala и Covent Garden с «Набукко» (новый совместный проект обоих театров), а как симфонический дирижер выступает с оркестрами Filarmonica della Scala, Orchestre de Paris, Академии Санта Чечилия в Риме и оркестром Оперы Сан-Франциско. Программы концертов включают такие шедевры, как 3-я симфония Прокофьева, 4-я Чайковского, 2-я Бетховена и 3-я Брамса.  

Концерты c
исполнителем