Родившийся в Бруклине 20 февраля 1944 года, Лью Солофф провел детство в Лэйквуде (Нью-Джерси) и уже в раннем возрасте начал заниматься на рояле. В 10 лет он выбрал трубу: интерес к этому инструменту возник и развивался благодаря коллекции записей его дедушки и дяди. В юном возрасте он познакомился с записями Роя Элдриджа и Луи Армстронга. Солофф признается, что именно композиция Армстронга “I Hope Gabriel Likes My Music” определила ту высокую планку, которой он решил достичь в своем творчестве: «Он играл это с такой спокойной тонкостью и красотой, я захотел играть так же».
Родившийся в Бруклине 20 февраля 1944 года, Лью Солофф провел детство в Лэйквуде (Нью-Джерси) и уже в раннем возрасте начал заниматься на рояле. В 10 лет он выбрал трубу: интерес к этому инструменту возник и развивался благодаря коллекции записей его дедушки и дяди. В юном возрасте он познакомился с записями Роя Элдриджа и Луи Армстронга. Солофф признается, что именно композиция Армстронга “I Hope Gabriel Likes My Music” определила ту высокую планку, которой он решил достичь в своем творчестве: «Он играл это с такой спокойной тонкостью и красотой, я захотел играть так же».
Несколько лет Солофф провел на подготовительном отделении Джульярдской школы, прежде чем в 1961 году поступил в Истмэнскую школу музыки. В студенческие годы он проводил летние месяцы, выступая в отелях и загородных клубах популярного курортного местечка Borscht Belt (Борщевой Пояс) — пригорода Нью-Йорка.
Окончив Истмэн (где он много практиковался в «бэндах» со своими соучениками, такими, как Чак Манжионе), он провел еще год в Джульярдской школе. А с середины 1960-х годов начинается звездная карьера Лью Солоффа на благодатной джазовой сцене Нью-Йорка.
«Когда я поселился в этом городе, он для меня ассоциировался с Мачито, который помог мне утвердиться в обществе исполнителей латинского джаза. Примерно тогда же я начал репетировать и выступать с такими мастерами, как Фил Вудс, Эдди Гомес, “Пеппер” Адамс, Дюк Пирсон и Фрэнк Фостер», — рассказывает артист. Джем-сессии с Филли Джо Джонсом, Полом Чемберсом и Элвином Джонсом упрочили мастерство Солоффа в би-бопе.
К 1966 году он уже выступал с Мейнардом Фергюссоном и вскоре стал постоянным участником биг-бэнда Джо Хендерсона и Кенни Дорама. В том же году он присоединился к группе Джила Эванса, влияние которого на свое творчество считает наиболее значительным. «Я впервые встретил его, когда мне было 22 года, и он стал для меня Богом в музыке», — вспоминает Солофф. Их творческое содружество продолжалось до смерти Эванса в 1988 году.
В 1960-е годы Солофф прошел великолепную школу, выступая в группах Кларка Тэрри, Тито Пуэнте, Эдди Палмиери, оркестре Тэда Джонса и Мэла Льюиса. Однако только в ошеломляюще популярном ансамбле Blood, Sweat And Tears («Кровь, пот и слезы») соло его трубы стали неотъемлемой частью американской культуры. Он играл в этой группе с 1968 по 1973 гг., выпустив 9 «Золотых дисков», завоевав «Грэмми» в номинации «Запись года» (1969) и создав незабываемые «жгучие» в знаменитой композиции «Spinning Wheel».
Наряду с работой в Blood, Sweat And Tears, Солофф демонстрировал свой выдающийся талант в студийных записях. Исключительное качество и глубина записей с его участием объясняет его постоянную востребованность. Он записывался в проектах таких музыкантов, как Рой Айерс, Боб Белжден, Джордж Бенмсон, Бенни Картер, Стэнли Кларк, Пакито д’Ривера, Майлс Дэвис и Квинси Джонс («живая» запись с фестиваля в Монтрё), мерсер Эллингтон, Грант Грин, Лионель Хэмптон, Боб Джеймс, Херби Мэнн, Тания Мария, Кармен МакРэй, Лаура Ниро, Джако Пасториус, Монго Сантамария, Литтл Джимми Скотт, Уэйн Шортер, Стэнли Таррентайн.
С того времени как Лью Солофф покорил восточное побережье — мир трендов, которые установили еще музыканты середины 1960-х, — его талант и мастерство проявились в огромном количестве работ. Интерпретирует ли он стандарт или импровизирует на оригинальную тему, его фразировка и мелодика передают его уникальный стиль, а его элегантные и лирические сочинения востребованы всегда и везде.
Солофф известен как виртуоз с широчайшим спектром возможностей и великолепным технической оснащенностью. При этом ему хватает мудрости играть спокойно и мелодично. Он играет на трубе и ее различных разновидностях, флюгельгорне, но особенно знаменит игрой на трубе пикколо.
В плотном графике музыканта — выступления на различных сценах. Возвращаясь к корням латиноамериканской музыки, Лью Солофф и его Афро-кубинский ансамбль покоряют Нью-Йорк. Уроки прославленного Мачито, одного из его первых наставников, глубоко повлияли на значительную часть репертуара Солоффа. Следуя традиции Диззи Гиллеспи, который синтезировал американский джаз и кубинские ритмы, основанные на африканской музыке, Солофф добавляет к этому восхитительному сплаву неповторимые черты собственного почерка. Ансамбль сочетает цимбалы, конги, электробас и клавишные с традиционными кубинскими вокальными вариациями. «Это один из самых чудесных ансамблей, с которыми я когда-либо играл: полный огня и красоты и способный двигаться во многих направлениям», — объясняет Солофф.
Квартет Лео Солоффа, состоящий только из звезд, регулярно выступает в Европе. В его составе Жан-Мишель Пилк (фортепиано), Билли Харт (ударные) и Франсуа Мутэн (контрабас). Помимо работы со своим Квартетом и Афро-кубинским ансамблем, он постоянно выступает в биг-бэнде Карлы Блэй и остается, наряду с Дэвидом Мэттьюзом, одним из лидеров «Манхэттен-джаз-квинтета», с которым сделал 30 записей и гастролировал в Японии. «Выпускники» этого квинтета входят в джазовую элиту Нью-Йорка: Стив Джадд, Джордж Янг, Чарнетт Моффет, Эдди Гомес, Джон Паттитуччи, Дэйв Уэкл, Питер Эрскин, Денни Готтлиб, Билл Эванс и Виктор Льюис. Солофф является участником «Манхэттен-джаз-оркестра» (также под руководством Мэттьюза), в составе которого выпустил 20 альбомов.
Солофф выступает и с квинтетом Manhattan Brass, репертуар которого чрезвычайно широк: в нем на равных представлены классика (Бах, Монтерверди, Джезуальдо), новая музыка (Дэвид Дзубай, Дэниэл Шнайдер), джаз Уинтона Марсалиса и Пакито Д’Риверы. Среди недавних записей Квинтета — диск с музыкой Дзубая и альбом “New York Now”, аранжировки мелодий из «Вестсайдской истории» Бернстайна, пьесы Бернстайна, Марсалиса и Д’Риверы.
Результатом многолетнего сотрудничества Солоффа с покойным Джилом Эвансом стала совместная работа с биг-бэндом Bohuslän в Швеции. Этот коллектив пригласил Солоффа исполнить сюиту из «Порги и Бесс» Гершвина в аранжировке, сделанной когда-то Эвансом для Майлса Дэвиса — одного из кумиров Солоффа. Этот концерт был записан на видео из Гетеборгского Концертхауза; запись была выпущена в 2009 году. Как солист, Солофф записал 8 альбомов в качестве лидера различных ансамблей.
«Альбом “С песней в сердце”, спродюсированный Тоддом Барканом и Макото Кимата, наполнен моими самыми любимыми балладами, одной из которых я особенно восхищаюсь, — говорит Солофф. — Мне удалось пронизать всю эту сессию духом умиротворенности. Моей целью было играть песни просто и красиво».
Кроме сотрудничества с Джилом Эвансом, Солофф считает особенно важной для себя работу с Орнеттом Коулмэном. Будучи его партнером на нескольких сессиях, он также выступил с Коулмэном и «Кронос-квартетом» в качестве солиста в ряде сочинений для трубы и струнных. Солофф является ведущим трубачом Джаз-оркестра Карнеги Холл под управлением Иона Фаддиса и шесть лет был первым трубачом Джаз-оркестра Линкольн-центра.
Получивший классическое образование джазист становится настоящим «хамелеоном» перед микрофоном, участвуя в сессиях и концертах таких поп-звезд, как Тони Беннетт, Элвис Костелло, Марианна Фэйтфулл, Арета Франклин, Лу Рид, Фрэнк Синатра, Пол Саймон и Барбра Стрейзанд. Вопреки строгой классификации, его можно услышать в записях с Филиппом Глассом и Кипом Ханраханом, так же как с легендами блюза Джоном Мэйоллом и Доктором Джоном. Список саундтреков с участием Лью Солоффа включает такие фильмы, как «Большой Лебовски», «Смертельное оружие-3», «Воспоминания о Брайтон Бич», «Путь Карлито», «Цвет денег», «Поездка в Америку», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Короли Мамбо», «Сделано в Манхэттене», «Нежное милосердие», «Каникулы» и другие.
Будучи признанным педагогом, Лью Солофф сотрудничает со многими университетами США. Около 20 лет он преподает в Манхэттенской школе музыке и является адъюнктом факультета в Джульярдской и Новой школе. В своей педагогической практике он использует аранжировки Джила Эванса, которые составляют основу его репертуара в течение многих лет.
Цитаты
«Часто люди хотят слушать музыку, которая отвлечет их от жизненных невзгод, успокоит тревоги или перенесет в иное эмоциональное пространство. Если вы хотите именно этого, то получите гарантированное удовольствие от звучания искусной трубы Лью Солоффа». Zoë Ang Bomb Magazine