Михаил Петренко — один из самых востребованных басов наших дней в мире. Вокальное и актерское мастерство Михаила Петренко поражают воображение как широкой публики, так и профессиональных критиков. «Трудно не испытать глубокое волнение, когда слышишь этот богатый, раскатистый тембр, поднимающийся из глубины и наполняющий зал», — отмечал корреспондент одной из газет Сан-Франциско.
Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (его педагогом был знаменитый бас, народный артист СССР Булат Минжилкиев). Еще в годы обучения Михаил был приглашен в Академию молодых певцов Мариинского театра. Дебютировал в Мариинском театре в опере Сергея Прокофьева «Семен Котко», с 1998 года является солистом оперной труппы театра. Огромную роль в становлении певца сыграл маэстро Валерий Гергиев.
Среди партий, исполняемых на сцене Мариинского театра: Руслан («Руслан и Людмила»), Кончак («Князь Игорь»), Князь Гремин («Евгений Онегин»), Пимен («Борис Годунов»), Князь Николай Андреевич Болконский, Маршал Даву («Война и мир»), Дон Жуан, Лепорелло («Дон Жуан»), Бас (сценическая версия Реквиема Верди), Генрих Птицелов («Лоэнгрин»), Король Марк («Тристан и Изольда»), Хундинг («Валькирия»), Хаген («Гибель богов»).
Михаил Петренко — лауреат престижных международных вокальных конкурсов: имени Марии Каллас, имени Н. А. Римского-Корсакова, конкурсов Пласидо Доминго и Елены Образцовой.
Началом международной карьеры Михаила Петренко стал его дебют в Берлинской государственной опере в партии Хундинга («Валькирия»), который состоялся в 2004 году под руководством Даниэля Баренбойма. С этого момента артист выступает на сценах лучших театров мира: в Парижской национальной опере, Метрополитен-опере (Нью-Йорк), театре Ла Скала (Милан), Баварской государственной опере, Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон). Участвует в престижных фестивалях: в Зальцбурге, Вербье, Экс-ан-Провансе, фестивале ВВС Proms, концерты которого проходят в Королевском Альберт-холле в Лондоне.
Среди оркестров, с которыми сотрудничает Михаил Петренко, — Симфонический оркестр Мариинского театра, Берлинский филармонический оркестр, Венский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр де Пари, Королевский оркестр Консертгебау, Роттердамский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Моцартеума (Зальцбург), манчестерский Халле-оркестр и Оркестр Баварского радио.
Певец работал со многими выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Валерий Гергиев, Лорин Маазель, Зубин Мета, Риккардо Мути, Янник Незе-Сеген, сэр Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Дэниел Хардинг, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский.
В ноябре 2011 года Михаил Петренко исполнил партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила» на открытии после реконструкции исторической сцены Большого театра России.
Среди других заметных ролей последних лет — Мефистофель в «Фаусте» Гуно на сцене Нидерландской оперы, Князь Галицкий в опере Бородина «Князь Игорь» и заглавная роль в «Замке герцога Синяя Борода» Бартока на сцене Метрополитен-оперы, Фафнир в вагнеровском «Кольце нибелунга» на сцене Венской оперы.
Концертный репертуар Михаила Петренко необычайно широк: в него входят произведения Баха, Бетховена, Верди, Дворжака, Моцарта, Рахманинова, Россини, Шостаковича, Яначека.
Записи с участием артиста выходят на самых престижных классических лейблах: Naxos, Opus Arte, Mariinsky, Bel Air Classiques. Выпущенная на Bel Air Classiques видеозапись «Электры» Р. Штрауса завоевала в 2015 году одну из важнейших наград индустрии — Gramophone Classical Music Awards.
Михаил Петренко сыграл роль Лепорелло в фильме «Хуан», созданном на основе оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля в октябре 2010 года.
Среди ближайших планов артиста — выступления на сцене Мариинского театра в операх Верди («Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Макбет») и Вагнера («Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда»), а также в операх: «Золото Рейна» Вагнера на Эдинбургском фестивале (спектакль Мариинского театра), «Симон Бокканегра» Верди в Большом театре России, «Фауст» Гуно в токийском Сантори-холле, «Тристан и Изольда» Вагнера в Гамбургской опере, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в лейпцигском Гевандхаусе, «Саломея» Р. Штрауса, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Севильский цирюльник» Россини в Метрополитен-опере. Также он будет солировать в 13-й симфонии Шостаковича в Берлинской филармонии и на Национальном форуме музыки во Вроцлаве.