Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан
по инициативе Льва Цейтлина в 1922 году. Ученик Леопольда Ауэра и Эжена Изаи,
Цейтлин был не только выдающимся солистом-скрипачом, но и признанным лидером
симфонических коллективов. Цейтлина называли «лучшим концертмейстером Европы»:
он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея
Кусевицкого и в Большом театре. Профессор Московской консерватории Цейтлин
долгие годы заведовал кафедрой скрипки.
Персимфанс, московский оркестр без дирижера, очень быстро
завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего
времени. В подражание и по образцу Персимфанса в 1920-е годы были организованы
симфонические ансамбли не только в СССР, но также в Нью-Йорке (American Symphony Ensemble) и Лейпциге (оркестр
Гевандхауcа несколько сезонов выступал без дирижера).
Оркестр стал главной культурной достопримечательностью
столицы СССР. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на
концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского:
«Это самое совершенное исполнение,
которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры,
вынуждены будем искать себе другое призвание».
К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание
«Заслуженный коллектив Республики» и Премию Правительства. Ансамбль давал свыше
70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей
«домашней» площадке, но и в соседнем с консерваторией Театре Революции, в цехах
заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В том же 1927 году концерты
Персимфанса начали транслировать по Всесоюзному радио. Аудиозаписи Персимфанса
1920–30-х годов пока не обнаружены. Персимфанс можно увидеть на кинопленке:
репетиция Третьего фортепианного концерта Прокофьева с автором за роялем.
Именно по приглашению Персимфанса эмигрант Прокофьев приехал в Советский Союз в
1927 году впервые после отъезда за границу десятью годами ранее.
В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали
противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, деятельность ансамбля была
прекращена и возобновилась лишь в 2009 году. Сегодня Персимфанс вновь состоит
из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их
в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических
сочинений. Персимфанс выступает не только с концертными программами. Под его
эгидой проводятся выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные
инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курёхина в области
современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска».
Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции,
Норвегии и Германии.
В Москве и Дюссельдорфе в 2017 году прошли совместные акции
Персимфанса и Дюссельдорфского симфонического оркестра, приуроченные к
100-летию русской революции, – «Саунд Утопии» и «Нечеловеческая музыка».
Сотрудничество двух оркестров продолжилось в 2019 году совместным исполнением
«Симфонических танцев» Рахманинова в Московском концертном зале «Зарядье» в
рамках Дней Дюссельдорфа в Москве.
В июне 2020 года звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила
совместный альбом Персимфанса и скрипачки Алёны Баевой с концертами Шумана и
Мендельсона (авторская версия 1844 года). К 100-летию Российского
академического молодежного театра (РАМТ) в мае 2021 года был выпущен спектакль
«Петя, Волк и Володя-музыкант», жанр которого постановщики Егор Перегудов и
Пётр Айду обозначили как «симфонический цирк». Музыканты Персимфанса не только играют
в нем симфонические сказки Прокофьева («Петя и волк») и Леонида Половинкина
(«Володя-музыкант» исполняется спустя 85 лет забвения), но и выступают как
драматические артисты и выполняют акробатические трюки.