Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии создан в 1993 году. Первыми руководителями коллектива были Александр Сурженко и Александр Шадрин. В 2006 году его возглавил Рашит Нигаматуллин, с коллективом также работает дирижер Дмитрий Филатов.
За 30 лет творческой деятельности оркестр Белгородской филармонии исполнил множество произведений мирового классики: от И. С. Баха и Вивальди до Нильсена и Копленда, от Глинки до Шнитке и Губайдулиной. Особое место в его репертуаре отведено современной музыке. Белгородский оркестр сотрудничал с виднейшими отечественными композиторами, такими как Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Сергей Слонимский, Владислав Казенин, Карэн Хачатурян. В 2018 году на закрытии Всероссийского фестиваля Союза композиторов России оркестр представил произведения «Северный сфинкс» Алексея Рыбникова, Концерт для саксофона с оркестром Рашида Калимуллина и сюиту Эдуарда Артемьева из музыки к спектаклю «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова. Значительное внимание оркестр уделяет просветительским проектам, в том числе для детской и молодежной аудитории.
Тесные творческие контакты связывали Белгородский симфонический оркестр с выдающимися исполнителями: Николаем Петровым, Ириной Архиповой, Владиславом Пьявко, Верой Горностаевой. Сегодня коллектив сотрудничает с певцами Анной Аглатовой, Вероникой Джиоевой, Олесей Петровой, Ильдаром Абдразаковым, Василием Ладюком, Алексеем Марковым, Хачатуром Бадаляном, пианистами Борисом Березовским, Владимиром Овчинниковым, Николаем Луганским, Александром Романовским, Филиппом Копачевским, Рустемом Кудояровым, скрипачами Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Родионом Замуруевым, Айленом Притчиным, Иваном и Михаилом Почекиными, Степаном Стариковым, виолончелистами Александром Загоринским, Борисом Андриановым, Бориславом Струлёвым, Александром Раммом, баянистом Айдаром Гайнуллиным, гобоистом Иваном Паисовым, кларнетистом Михаилом Безносовым и другими музыкантами.
Оркестр выступал в совместных проектах с Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова и Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Постоянный партнер оркестра – хор Белгородской филармонии, с которым были исполнены Реквием Верди, «Немецкий реквием» Брамса, Stabat Mater Россини и Дворжака, Девятая симфония Бетховена, Вторая и Третья симфонии Малера, опера «Иоланта» и кантата «Москва» Чайковского, «Александр Невский» Прокофьева, «Весна» и «Колокола» Рахманинова, поэма «Памяти Сергея Есенина» Свиридова, Реквием Алемдара Караманова, реквием «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. В 2019 году в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума оркестр и хор Белгородской филармонии представили восстановленную партитуру кантаты Stabat Mater знаменитого белгородца Гавриила Ломакина, которая не звучала более 150 лет и считалась утраченной. В 2021 году в рамках проекта «Новоявление музыкальных шедевров прошлого» белгородские музыканты познакомили с этим произведением жителей городов центральной России.
Симфонический оркестр Белгородской филармонии гастролировал во Франции, Швейцарии, Китае, Испании, Португалии; в 2019 году выступил в Китаес серией совместных концертовс музыкантами Государственного оркестра Чанша.
Оркестр Белгородской филармонии неоднократно выступал в залах Московской и Санкт-Петербургской филармоний, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, во многих других городах России, в том числе в рамках программы Министерства культуры РФ и Московской филармонии«Всероссийские филармонические сезоны». Коллектив принимал участие в V Всероссийском фестивале «Рожденные Россией», в VII Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, «Музыка белых ночей» в Санкт-Петербурге, фестивалях «Борислав Струлёв и друзья», «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Белгороде, серии концертов open-air SOVA в замке «Ютарк» и фестивале искусств «Этажи», ориентированном на молодежную аудиторию.
Коллективу присуждены премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства» (2010), премия национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Оркестр года» (2014).