Симфонический
оркестр Белградской филармонии
– один из лучших коллективов Балканского
региона. Мировая критика называет его культовым сербским оркестром; ансамблем,
который является важной частью культурного наследия своей страны.
Симфонический
оркестр Белградской филармонии – один из лучших коллективов Балканского
региона. Мировая критика называет его культовым сербским оркестром; ансамблем,
который является важной частью культурного наследия своей страны.
Коллектив был основан в 1923 году – в его состав вошли исполнители из Национального оперного театра и учителя Белградской музыкальной школы (в 1937 году преобразована в Академию). Основателем, художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Стеван Христич, один из крупнейших сербских композиторов и дирижеров. За время правления Христича коллектив освоил большой классический и современный репертуар, сотрудничал с известными отечественными и европейскими артистами.
Первое зарубежное выступление Белградского филармонического оркестра состоялось в Софии в 1936 году под управлением Ловро фон Матачича, который затем возглавил коллектив, значительно способствовав повышению его исполнительского уровня. В довоенные годы оркестр представил на суд публики симфонии Брукнера и Малера, ораторию «Мессия» Генделя, «Торжественную мессу» Бетховена, концертную версию оперы «Парсифаль» Вагнера. Тогда же состоялся ряд совместных выступлений с Загребским и Словенским филармоническими оркестрами. С Белградским оркестром сотрудничали дирижеры Йозеф Крипс и Димитрис Митропулос, пианисты Альфред Корто и Карло Цекки, скрипач Георг Куленкампф, виолончелисты Энрико Майнарди и Пьер Фурнье, певицы Мелания Бугаринович, Зинка Миланова, Бахрия Нури-Хаджич и другие музыканты.
Первый концерт после Второй Мировой войны состоялся 7 ноября 1944 года – через 18 дней после освобождения Белграда. Сербский коллектив возглавил известный югославский маэстро Оскар Данон, которого в 1951 году сменил композитор и дирижер Крешимир Баранович. Под его управлением Белградский филармонический оркестр много играл в Сербии и ее столице, гастролировал в Румынии, Греции, Ливане, Египте. В конце 50-х годов с оркестром впервые выступил победитель дирижерского конкурса в Ливерпуле 1958 года Зубин Мета – сотрудничество коллектива с этим выдающимся музыкантом продолжается по сей день.
1960–1970-е годы считаются «золотой эрой» в истории Белградского филармонического оркестра – международная критика выдвигает коллектив на пятую позицию в рейтинге лучших оркестров Европы. Эти годы прошли под руководством югославского дирижера Живоина Здравковича. Значительно расширилась география гастролей коллектива – он выступал в Великобритании, Австрии, Италии, Восточной и Западной Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, СССР, Норвегии, Мексике, на Кубе; принимал участие в фестивалях «Пражская весна», в Сполето, Берлине, Монтрё, Бергене, Софии. С Белградским оркестром сотрудничали всемирно известные музыканты: дирижеры Карл Бём, Шарль Дютуа, Рудольф Кемпе, Кирилл Кондрашин, Аарон Копленд, Рафаэль Кубелик, Геннадий Рождественский, Леопольд Стоковский, Неэме Ярви; скрипачи Леонид Коган, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Исаак Стерн, Генрик Шеринг; виолончелист Андре Наварра; пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Артур Рубенштейн, Маурицио Поллини и многие другие исполнители. Записи оркестра выходили на крупнейших мировых лейблах Philips и Decca. В 1970 году пластинка с ариями из опер русских композиторов в исполнении Николая Гедды была удостоена Гран-при Европы (GrandPrixd’Europe) как лучшая запись года.
В последующее десятилетие Белградский филармонический оркестр возглавляли Ангел Шурев, Йован Шайнович и другие дирижеры.
Тяжелое время выпало на долю Эмила Табакова, который был главным дирижером Белградского оркестра в годы Балканского конфликта. Ему удалось сохранить высокий художественный уровень коллектива, однако, с началом в 1999 году бомбежек Сербии работать стало невозможно. До 2001 года концертные сезоны не планировались, выступления музыкантов случались спорадически, сотрудничество с известными солистами прекратилось. Первые шаги на пути возрождения Белградского оркестра были сделаны Урошем Лайовичем, который возглавил его в 2001 году и вновь заставил заговорить европейскую музыкальную общественность о главном оркестре Сербии. В это же время произошло «возрастное» обновление штата оркестра – на родину вернулись многие молодые исполнители, получившие образование в разных музыкальных вузах мира. С их приходом коллектив обрел новый, глубоко индивидуальный тембровый облик.
Возобновляются концерты с участием известных артистов. В их числе дирижеры Бруно Вайль, Иржи Кут, Кирилл Петренко, Леопольд Хагер; скрипачи Рено Капюсон и Найджел Кеннеди; виолончелисты Готье Капюсон и Гари Хоффман; пианисты Николай Луганский и Денис Мацуев; валторнист Радован Влаткович; кларнетист Поль Мейер; перкуссионистка Эвелин Гленни и другие артисты.
В сезоне 2005/06 по инициативе давнего друга коллектива Зубина Меты был основан Фонд Белградского филармонического оркестра, первым важным делом которого стало приобретение новых инструментов. В настоящее время при поддержке фонда запланировано строительство нового концертного зала в Белграде. Маэстро Зубин Мета является почетным президентом этой организации, продолжает выступать с коллективом, в частности – в последние годы он принял участие в цикле благотворительных концертов.
В числе нынешних творческих партнеров Белградского филармонического оркестра – дирижеры Ховард Гриффитс, Невилл Мэрринер, Эйдзи Оуэ, Кшиштоф Пендерецкий, Михаил Юровский; пианисты Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Андрей Гаврилов, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Елизавета Леонская, Герхард Опиц, Фазиль Сай, Жан-Ив Тибоде, Симон Трпчески, Нельсон Фрейре; скрипачи Иври Гилтис, Лиана Исакадзе, Сергей Крылов, Неманья Радулович, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Изабель Фауст, Сара Чанг; виолончелисты Марио Брунелло, Соль Габетта, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Миша Майский, Антонио Менезес; исполнители на трубе Габор Больдоцки, Сергей Накаряков; гобоист Алексей Огринчук; флейтист Эммануэль Паю; арфист Ксавье Мейстер; гитаристка Шерон Айсбин; дуэт Алексея Игудесмана (скрипка) и Ричарда Хьюнг-ки Джу (фортепиано) и другие известные исполнители.
С 2010 по 2015 годы главным дирижером Белградского филармонического оркестра был Мухаи Тань (Китай); с 2013 года дирижером-резидентом коллектива является молодой сербский музыкант Владимир Куленович, который также много работает в США.
Белградский филармонический оркестр успешно гастролирует – в течение последних лет он выступал в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Швеции, Словении, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Омане. В октябре 2014 года музыканты впервые совершили тур по США, дав концерты в крупнейших залах Чикаго, Кливленда, в нью-йоркском Карнеги-холле. Вместе с тем, оркестр много выступает в своей стране, продолжает начатое еще в 1930-е годы сотрудничество с другими симфоническими коллективами региона, организуя совместные проекты с национальными филармоническими оркестрами Сербии, Словении и Хорватии.
Расширение репертуара, в том числе за счет самых новых произведений современных авторов, грамотный подход в построении программ и планировании концертного сезона, значительный рост исполнительского уровня оркестра – все это привлекло к коллективу в последние годы значительное внимание профессионального сообщества. Белградский филармонический оркестр был признан одним из лучших национальных коллективов региона по итогам минувшего десятилетия, а билеты на его концерты распродаются за несколько месяцев вперед.