Скрипач, клавесинист и дирижер Стефано Монтанари – яркий представитель исторически информированного исполнительства, один из наиболее востребованных и авторитетных интерпретаторов музыки барокко и классицизма. Окончил Музыкальную академию Флоренции, получив степень магистра искусств по камерному ансамблю (класс профессора Пьера Нарчизо Мази), затем обучался дирижированию в Консерватории итальянской Швейцарии в Лугано под руководством Карло Кьяраппы.
В 1995–2012 годах был концертмейстером ансамбля Accademia Bizantina («Византийская академия») под руководством Оттавио Дантоне. В настоящее время возглавляет барочный оркестр Лионской оперы I Bollenti Spiriti. Выступает с известными коллективами, исполняющими старинную музыку, в частности с Les Talens Lyriques под руководством Кристофа Руссе, Concerto Köln, Arion, I Pomeriggi Musicali, Il Pomo d'oro, барочным оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и др. Сотрудничает с крупнейшими оперными театрами Европы, особенно тесно – с театром Ла Фениче в Венеции и Лионской национальной оперой.
В Венеции в репертуар маэстро вошли оперы «Эритрея» Кавалли (первое исполнение в новейшей истории), «Счастливый обман», «Брачный вексель» и «Севильский цирюльник» Россини, «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти, оперетта «Веселая вдова» Легара; в Лионе – оперы «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Граф Ори» и «Золушка» Россини, «Альцеста» Глюка, «Роделинда» Генделя.
В числе важнейших ангажементов прошлых сезонов – дебют Монтанари в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон) с оперой «Так поступают все женщины»; дебют с труппой Римской оперы в Термах Каракаллы («Севильский цирюльник»), а также «Золушка» и «Путешествие в Реймс» Россини в Римской опере; «Дафна» Кальдары во Дворце дожей в Венеции; «Путешествие в Реймс» (новая постановка Дамиано Микьелетто) в Амстердаме; «Дон Жуан» на сцене Арена ди Верона; «Свадьба Фигаро» в Опере Ломбардии; концертное исполнение оперы «Милосердие Тита» Моцарта в Москве с ГАКО России на сцене Зала Чайковского; «Так поступают все женщины» в Большом театре России; «Агриппина» Генделя и «Милосердие Тита» в Антверпене; «Дидона и Эней» Пёрселла в Опере Флоренции; «Моисей в Египте» Россини в неаполитанском театре Сан-Карло и др.
С концертными программами Стефано Монтанари выступал как солист и дирижер в крупнейших музыкальных центрах Италии и за ее пределами. Неоднократно исполнял все сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло в Италии (в том числе на фестивале «Музыкальные недели» в Стрезе) и Франции, исполнил «Бранденбургские концерты» Баха в Лионской опере, концерты Гайдна на фестивале MITO SettembreMusica (Турин – Милан), Stabat Mater Россини в Варшаве (с оркестром Варшавской филармонии).
В дискографии маэстро – альбомы, выпущенные фирмами Foné, Frequenz, Denon, Opus 111, Erato, Virgin, Tactus, Astrée, Thymalus, Simphonya, Bottega Discantica, Decca, Oiseau Lyre и Naïve. Многие из них были удостоены престижных международных наград, в том числе MIDEM и Diapason d’Or. Запись песни "O Solitude" («Одиночество) Пёрселла с Андреасом Шоллем для Decca номинировалась на премию Grammy. Запись сонат и партит Баха издана итальянским музыкальным журналом Amadeus.
Монтанари сотрудничает с джазовым саксофонистом и композитором Джанлуиджи Тровези. Автор книги «Метод игры на барочной скрипке», опубликованной издательством Carisch. В творческих планах маэстро на сезон 2019/20 – «Ифигения в Тавриде» Глюка и «Торжествующая Юдифь» Вивальди (премьера) в Государственной опере Штутгарта, «Золушка» Россини (премьера) в Большом театре Женевы, «Свадьба Фигаро» Моцарта (премьера) в Опере Лиона, а также выступления с ансамблем I Pomeriggi Musicali в Милане и европейское турне с ансамблем Il Pomo d'oro.