Британский виолончелист
Стивен Иссерлис
известен во всем мире благодаря глубокой музыкальности и техническому совершенству своей игры. Он сделал блестящую карьеру в качестве солиста, камерного исполнителя, педагога, писателя и радиоведущего.
Как концертирующий солист Иссерлис постоянно выступает с ведущими оркестрами мира и крупнейшими дирижерами. В числе его недавних ангажементов — концерты с оркестром Берлинской филармонии, Будапештским фестивальным оркестром, оркестрами Кливленда и Миннесоты, Цюрихским Тонхалле-оркестром и симфоническим оркестром NHK (Япония).
Британский виолончелист Стивен Иссерлис известен во всем мире благодаря глубокой музыкальности и техническому совершенству своей игры. Он сделал блестящую карьеру в качестве солиста, камерного исполнителя, педагога, писателя и радиоведущего.
Как концертирующий солист Иссерлис постоянно выступает с ведущими оркестрами мира и крупнейшими дирижерами. В числе его недавних ангажементов — концерты с оркестром Берлинской филармонии, Будапештским фестивальным оркестром, оркестрами Кливленда и Миннесоты, Цюрихским Тонхалле-оркестром и симфоническим оркестром NHK (Япония).
Ежегодно артист дает сольные концерты в ведущих мировых музыкальных центрах, выступая с такими пианистами, как Джереми Денк, Кирилл Герштейн, Стивен Хаф, Александр Мельников, Олли Мустонен, Михаил Плетнев, сэр Андраш Шифф, Конни Ши, Ференц Радош и Денеш Варьон. Также Стивен Иссерлис выступает как солист и дирижер с ведущими камерными оркестрами и ансамблями, включая специализирующиеся на историческом исполнительстве.
Среди наиболее заметных концертов сезона 2015/2016 — исполнение всех шести виолончельных сюит Баха в лондонском Вигмор-холле и других залах; сольные программы с Ианом Бостриджем, Стивеном Хафом, Робертом Левиным и Ричардом Эгарром; выступления в качестве приглашенного артиста-резидента Норвежского камерного оркестра; большое европейское турне с оркестром Святого-Мартина-в-Полях и скрипачом Джошуа Беллом.
Исключительными событиями сезона следует назвать концерт с сэром Андрашем Шиффом в доме Бетховена в Бонне, где Иссерлис играл на виолончели Бетховена (в последний раз инструмент звучал на сцене более полувека назад) и мировую премьеру оркестровой версии произведения Lieux retrouvés Томаса Адеса в Люцерне (под управлением автора).
Стивен Иссерлис был в числе организаторов самых известных музыкальных фестивалей и концертных циклов: в Вигмор-холле, Зальцбурге, Нью-Йорке, Вербье. Среди них программы: «В тени войны» (серия из четырех концертов в Вигмор-холле в честь 100-летия начала Первой мировой войны и 75-летия начала Второй мировой войны); концерты, посвященные чешской музыке; серия «учитель-ученик» (Сен-Санс, Форе, Равель); программы, посвященные родству виолончели и человеческого голоса; различные аспекты жизни и творчества Роберта Шумана. Иссерлис активно пропагандирует в мире музыку Сергея Танеева, у которого в Московской консерватории учился дед виолончелиста, пианист и педагог Юлиус Иссерлис.
В этих концертах вместе со Стивеном Иссерлисом участвуют его постоянные партнеры по сцене: скрипачи Джошуа Белл, Памела Франк, альтистка Табея Циммерманн, кларнетист Майкл Коллинз.
Одно из направлений творчества Стивена Иссерлиса — аутентичное исполнительство. Помимо сотрудничества со многими оркестрами и ансамблями этого направления, он часто дает концерты в сопровождении клавесина и исторического фортепиано. С пианистом Робертом Левином Иссерлис исполнил и записал все сочинения Бетховена для виолончели и фортепиано на оригинальных инструментах и их современных копиях, сделанных по образцам инструментов начала XIX века. С Ричардом Эгарром — сонаты для виолы да гамба И.С. Баха, сонаты Генделя и Скарлатти.
Иссерлис — горячий пропагандист современной музыки. Он был первым исполнителем многих произведений современных композиторов, включая The Protecting Veil и другие пьесы Джона Тавенера; Lieux retrouvés Томаса Адеса; Сонату для виолончели и фортепиано (Left Hand/Les Adieux) Стивена Хафа; Concerto in One Movement Вольфганга Рима; Concerto in Azzurro Дэвида Мэттьюза; сочинения для виолончели и фортепиано Олли Мустонена; For Steven Дьердя Куртага.
Еще одно увлечение Стивена Иссерлиса — творчество для детей. Он дает много концертов для детской аудитории, в частности, в течение ряда лет постоянно выступает с сериями детских концертов в Центре искусств The 92nd Street в Нью-Йорке.
Его детские книги о жизни великих композиторов: «Почему Бетховен выбросил рагу?» (2001) и «Почему Гендель покачивал париком?» (2006) — опубликованы британским издательством «Faber and Faber» (в России они вышли под названием «Всякие диковины про Баха и Бетховена» в издательстве «Нота Ми: Азбука-классика» в 2007 г.).
Также Иссерлис — автором текстов к трем музыкальным сказкам для детей: «Маленькая красная скрипка», «Золотые колки и три виолончели» и «Синдерчелла», — музыку к которым написала оскароносный композитор Энн Дадли. Они изданы в венском издательстве Universal Edition.
Стивен Иссерлис дает мастер-классы по всему миру. Последние 18 лет он является арт-директором международного семинара исполнителей в поместье Проссия Ков в Корнуолле (Великобритания), где также преподают Андраш Шифф, Томас Адес и Ференц Радош.
Музыкант регулярно печатается в таких изданиях, как Gramophone, The Daily Telegraph, The Guardian, The Strad, является постоянным ведущим радиопрограмм на BBC (Today, Soul Music, Saturday Classics). В качестве сценариста и продюсера он участвовал в съемках документального фильм о жизни Роберта Шумана.
Обширная дискография Иссерлиса отражает разнообразие его художественных интересов. Многие записи заслужили высокие оценки критиков. Так, запись всех сюит Баха (Hyperion) получила титул «Инструментальный альбом года» по версии журнала Gramophone и удостоилась «Выбора критиков» Classic BRITS. Полное собрание сочинений для виолончели и фортепиано Бетховена (с Робертом Левиным) получило приз немецких критиков Deutsche Schallplattenpreis.
Не так давно вышли альбомы виолончелиста, на которых записаны концерты Прокофьева и Шостаковича с Симфоническим оркестром радио Франкфурта под управлением Пааво Ярви; концерты Дворжака с Малеровским камерным оркестром под управлением Даниэля Хардинга.
Записаны также сольные концерты с Ричардом Эгарром, Стивеном Хафом и Томасом Адесом (BIS). Альбом сонат Мартину (с Олли Мустоненом) номинирован на «Грэмми». В ближайшее время на Hyperion выйдут концерты Элгара и Уолтона, а также сочинения Густава Холста и его дочери Имоджен Холст в сопровождении оркестра «Филармония» (дирижер Пааво Ярви).
Стивен Иссерлис удостоен множества почетных наград. Среди них — награда CBE (Calgary Board of Education — одно из самых известных учебных заведений Канады) за служение музыке и Приз Шумана от города Цвиккау. Иссерлис — один из двух ныне здравствующих виолончелистов (наряду с Йо-Йо Ма), введенных в Зал Славы журнала Gramophone.
Большинство своих концертов Иссерлис играет на инструменте Страдивари Marquis de Corberon (1726), ранее принадлежавшем знаменитой виолончелистке ХХ века Заре Нелсовой. Этот инструмент любезно предоставлен артисту Королевской академией музыки в Лондоне.