Томас Хэмпсон (США) – один из известнейших певцов мира. На его счету – более 80 оперных партий, включая ряд мировых премьер, и более 170 записей, удостоенных множества международных наград.
Томас Хэмпсон родился в 1955 году в Элкхарте (Индиана, США). Искусству вокала обучался в Западной музыкальной академии и в Торнтонской школе музыки Университета Южной Калифорнии. В 1980 году, победив на конкурсе Оперы Сан-Франциско, стал участником престижной оперной программы Merola, получив возможность брать уроки у Элизабет Шварцкопф. Годом позже выиграл конкурс Метрополитен-оперы, после чего на протяжении трех сезонов (1981–1984) был солистом Немецкой оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein) в Дюссельдорфе. В 1984-м дебютировал с сольным концертом в лондонском Уигмор-холле, тогда же стал солистом Цюрихской оперы, где участвовал в постановке трилогии Моцарта – Да Понте (дирижер – Николаус Арнонкур, режиссер – Жан-Пьер Поннель), в том числе в партии Дон Жуана в одноименной опере, ставшей одной из ключевых в его репертуаре.
В 1986 году состоялись два дебюта Томаса Хэмпсона в Нью-Йорке: с сольным концертом в Таунхолле и в Метрополитен-опере в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро» Моцарта). Тогда же артист был представлен Леонарду Бернстайну, под управлением которого год спустя участвовал в постановке «Богемы» Пуччини в Риме. Позже Хэмпсон в партнерстве с Бернстайном неоднократно исполнял песенные циклы Малера, остающиеся важнейшей страницей его репертуара и сегодня. В течение нескольких лет Хэмпсону довелось закрепить успех выступлениями в большинстве крупнейших залов и театров мира с лучшими оркестрами, дирижерами и пианистами. Каждый год его карьеры в 1990-е отмечен новыми серьезными достижениями.
Среди них первый сольный альбом («Волшебный рог мальчика» Малера), дебют в Опере Сан-Франциско («Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, заглавная партия), дебют в партии Дон Жуана в Метрополитен-опере (1990). Участие в гала-концерте к юбилею Метрополитен-оперы, выпуск альбома песен Коула Портера (1991). Награда «Певец года» от журнала Musical America – старейшего в США издания об академической музыке (1992). Участие в подготовке и финансировании нового издания песен Малера, дебют в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден в партии Фигаро («Севильский цирюльник» Россини, 1993). Премия ICMA («Певец года»), главная мужская партия в опере «Опасные связи» Конрада Сузы (мировая премьера, 1994). Исполнение всех песен Малера на Малеровском фестивале в Консертгебау (1995). Первое выступление в Белом доме по приглашению Билла Клинтона (1996). Дебют в партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского, возобновление сотрудничества с Николаусом Арнонкуром («Альфонсо и Эстрелла» Шуберта, Театр ан дер Вин, 1997).
Особой главой в биографии Томаса Хэмпсона стал летний Зальцбургский фестиваль: в 1988–1991 гг. и в 1994–2007 гг. маэстро выступал на этом прославленном форуме ежегодно и, после пятилетнего перерыва, с 2012 года вновь появляется здесь регулярно. Дебютировав в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро»), Хэмпсон также выступал в операх «Так поступают все женщины» Моцарта (Гульельмо), «Король Рогер» Шимановского, «Доктор Фауст» Бузони, «Дон Жуан» (заглавные партии), «Ифигения в Тавриде» Глюка (Орест), «Дон Карлос» и «Травиата» Верди (Родриго и Жорж Жермон), в концертных программах с оркестрами под управлением Клаудио Аббадо, Эндрю Дэвиса, Кента Нагано, Дитриха Фишера-Дискау, Кристиана Тилемана, Дэниела Хардинга, Зубина Меты, Антонио Паппано, а также с многочисленными лидерабендами и авторскими программами, среди которых «Марафон Гуго Вольфа», «Запрещены и изгнаны» (посвящена композиторам – жертвам нацизма) и «Слышу, поет Америка» (песни на стихи американских поэтов).
В 1999 году Томас Хэмпсон дебютировал в партии Вольфрама («Тангейзер» Вагнера) и вскоре исполнил роль Амфортаса («Парсифаль» Вагнера) в Парижской опере и театре Ковент-Гарден (2001). В последующие годы артист представил целый ряд мировых премьер: исполнил вокальные циклы «Шесть стихотворений Ницше» Вольфганга Рима (2002), «Письма Линкольна» Майкла Доэрти (2009) и Civil Words Дженнифер Хигдон (2015), главные роли в операх «Великан из Штейнфельда» Фридриха Церхи (2002), «Сердце солдата» Кристофера Теофанидиса (2011, к 10-летию событий 11 сентября 2001 года), «Южный полюс» Мирослава Срнки (2016), «Адриан» Руфуса Уэйнрайта (2018), «Феникс» Тарика О’Регана (2019). В апреле 2022 года Томас Хэмпсон выступит в партии Яна Вермеера в опере Стефана Вирта «Девушка с жемчужной сережкой» (мировая премьера) на сцене Цюрихской оперы.
Среди наиболее заметных недавних событий – европейское турне Хэмпсона с оркестром «Амстердамская симфониетта», выступление на открытии сезона 2020/21 Филармонического оркестра Осло, дебют в партии Дона Альфонсо («Так поступают все женщины») под управлением Зубина Меты на сцене театра «Флорентийский музыкальный май», ежегодный образовательный проект «Неделя Шуберта» в Булезовском зале в Берлине, а также программа музыки Малера в Вильнюсе, ряд концертов на фестивале в Вербье и выступление с Андрашем Шиффом на фестивале в Цинандали (Грузия).
В 2003 году Томас Хэмпсон основал фонд Hampsong, миссия которого – способствовать диалогу и взаимопониманию различных культур посредством песенного искусства. Его международные мастер-классы транслируются на портале Medici.tv и стриминговых каналах Манхэттенской школы музыки и фонда Hampsong. В 2010 году Хэмпсон первым в мире провел мастер-класс по музыке онлайн и продолжает работать над развитием дистанционного обучения в сфере искусств и гуманитарных наук.
Томас Хэмпсон – лауреат множества наград и почетных званий, среди них – премия «Живая легенда» Библиотеки Конгресса, премия Консертгебау, награда ECHO Klassik в номинации «Певец года» (четырежды), Медаль имени Гуго Вольфа; он введен в Зал славы журнала Gramophone. Почетный профессор Гейдельбергского университета, почетный член Королевской академии музыки в Лондоне, член Американской академии наук и искусств. Помимо нескольких почетных докторских степеней, он удостоен почетных званий каммерзингера Венской государственной оперы и командора ордена Искусств и изящной словесности Франции. Соучредитель и художественный руководитель Гейдельбергской вокальной академии.