Томоми Нисимото
– художественный руководитель и главный дирижёр токийского IlluminArt Philharmonic Orchestra, музыкальный директор и главный дирижёр токийского Royal Chamber Orchestra, приглашённый профессор Колледжа музыки в Осаке.
Она получила образование в Осакском колледже музыки как композитор, а затем окончила факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, где училась у Ильи Мусина и Виктора Федотова.
Томоми Нисимото – художественный руководитель и главный дирижёр токийского IlluminArt Philharmonic Orchestra, музыкальный директор и главный дирижёр токийского Royal Chamber Orchestra, приглашённый профессор Колледжа музыки в Осаке.
Она получила образование в Осакском колледже музыки как композитор, а затем окончила факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, где училась у Ильи Мусина и Виктора Федотова.
Томоми Нисимото сотрудничала с известными оркестрами и театрами, выступала на престижных фестивалях в тридцати странах мира.
Её творчество известно российскому слушателю: она сотрудничала с Театром оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». Томоми Нисимото дирижировала практически всеми крупными японскими коллективами, в числе которых симфонические оркестры Токио, Хиросимы, Саппоро, филармонические оркестры Токио, Осаки и многие другие.
Успешное выступление с Брукнер-оркестром Линца открыло для музыканта путь на европейские сцены. Значительных художественных успехов Т. Нисимото достигла в сотрудничестве с Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Филармоническими оркестрами Монте-Карло и Будапешта, Оркестром филармонии имени Джордже Энеску, Латвийским национальным симфоническим и Литовским камерным оркестрами, ГАСО Республики Беларусь и другими коллективами. В 2010 году она дебютировала в США – на концерте с Американским симфоническим оркестром в Карнеги-холле, – а через год началось плодотворное сотрудничество с Уэстчестерским симфоническим оркестром. С 2014 года она регулярно гастролирует в Южной Америке.
Томоми Нисимото получила признание не только как симфонический, но и как оперный дирижёр. Она руководила театральными постановками во многих странах, в том числе в Венгерском государственном оперном театре, Пражской государственной опере и в Одесском национальном театре оперы и балета. В числе ярких проектов – оригинальные постановки в традиционной японской театральной стилистике «но» («ногаку») оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини и современной оперы «Сотоба Комати» («Надгоробие Комати») по пьесе Юкио Мисимы (композитор – Эйко Орита).
Дирижёра постоянно приглашают принять участие в международных музыкальных фестивалях, включая летние в Дубровнике и Сплите (Хорватия), “Prague Proms” (Чехия), Музыкальный фестиваль в Вильнюсе (Литва). С 2013 года она выступает на Музыкальном фестивале в Ватикане, где представила восстановленные «орасё» (orasho) – песнопения и молитвы японских «Тайных христиан» (Kakure Kirishitans), принесённые в Японию Св. Фанциском Ксаверием, первым католическим миссионером на островах. За этот проект в 2014 году Т. Нисимото была удостоена почётной премии Ватиканского фонда музыки, став самым молодым обладателем этой награды.
Также Томоми Нисимото была присуждена стипендия Японского Агентства по культуре. Она является обладательницей почётной докторской степени Университета в Мацумото, первым Почётным послом Хирадо в префектуре Нагасаки, первым Международным культурным послом Осаки.
Достаточно обширна её общественная деятельность. Дирижёр принимала участие в различных мероприятиях на высшем уровне, посвящённых значительным историческим или политическим событиям. В их числе концерты в честь 1300-летия древней японской столицы Хэйдзё-кё (также известна как столица Нара); 1200-летия горы Коя-сан – одного из древних центров буддийской культуры, где расположено множество храмов и монастырей; открытие Концертного зала в Л’Акуиле (Италия), возведённого при финансовом участии японского правительства после разрушительного землетрясения 2009 года; концерты в честь 120-летия дипотношений между Японией и Бразилией и 50-летия
нормализации отношений между Японией и Южной Кореей. В июне 2018 года она приглашена дирижировать Национальным симфоническим оркестром Китая в ознаменование 40-летия подписания Китайско-японского договора о мире и дружбе.
Еще в 2004 году журнал Newsweek Japan назвал Нисимото в числе «100 самых авторитетных японцев в мире». Она работала на форуме «Молодых глобальных лидеров» в рамках Всемирного экономического форума в Давосе (2007); в 2015 и 2016 годах участвовала в мероприятиях по подготовке Японии к саммиту «Большой семёрки».
В 2012 году Томоми Нисимото закончила Правительственную школу Джона Кеннеди – факультет Гарвардского университета, готовящий специалистов в области государственного управления, экономического развития и политологии.