Уильям Кристи – клавесинист, дирижер, музыковед, педагог, создатель и руководитель ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства.
Кристи родился в 1944 году в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. С 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Деятельность Кристи во главе коллектива привела к возрождению интереса к барочной музыке во Франции – в особенности к французской музыке XVII–XVIII веков, многие страницы которой вновь открыл именно Кристи. В его репертуаре – оперы, мотеты, придворная музыка Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондонвиля, Кампра, Монтеклера, Ламбера, Мулинье. Широкое признание публики пришло к дирижеру в 1987 году после постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, с которой Les Arts Florissants впоследствии объехали весь мир.
Кристи плодотворно сотрудничает с крупными оперными режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Жорж Лавелли, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди и др. Под руководством Кристи были поставлены оперы «Галантные Индии», «Ипполит и Арисия», «Бореады», «Паладины» Рамо, «Медея» Шарпантье, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта, оперы и оратории «Орландо», «Ацис и Галатея», «Семела», «Альцина», «Роделинда», «Ксеркс», «Геркулес» Генделя, а также многие другие. В 2007 году Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевским театром Мадрида, где в течение нескольких сезонов были представлены все оперы Монтеверди.
Уильям Кристи регулярно участвует в крупнейших оперных фестивалях в Экс-ан-Провансе, Глайндборне, Зальцбурге и других. В Экс-ан-Провансе с участием Кристи шли оперы «Кастор и Поллукс» Рамо, «Королева фей» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Орландо» Генделя, «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Геркулес» Генделя. В Глайндборне под управлением маэстро были поставлены оратория «Теодора», оперы «Роделинда» и «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, в Зальцбурге – «Коронация Поппеи» Монтеверди. Кристи сотрудничает также с Цюрихской оперой, Парижской национальной оперой, Венской государственной оперой, Национальной оперой Лиона, театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке и др.
Кристи записал свыше 100 дисков, выпущенных фирмами harmonia mundi, Warner Classics/Erato и другими. Многие из них удостоены авторитетных международных наград. В обширной дискографии дирижера и ансамбля, наряду с музыкой французского барокко, представлены сочинения Пёрселла, Генделя, Порпоры, Хассе, Моцарта, Гайдна. Среди последних записей маэстро – оперы «Платея» Рамо, «Орфей» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Рождественская оратория» Шарпантье, Месса си минор И. С. Баха, третий том цикла "Airs sérieux et à boire", а также сонаты для скрипки и клавесина Леклера и Сенайе (скрипка – Теотим Ланглуа де Сварт).
Кристи – всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством – Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе, а также Пол Эгнью, с 2019 года разделивший с Кристи руководство Les Arts Florissants. В 1982–1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории, где вел класс старинной музыки. В 2002-м основал в Кане Академию молодых певцов Le Jardin des Voix («Сад голосов»). C 2007 года – приглашенный преподаватель Джульярдской школы в Нью-Йорке, где дважды в год проводит мастер-классы с участием солистов Les Arts Florissants.
В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Командор ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В 2004 году удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год – приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, в январе 2010-го официально принят в члены Института Франции.