Владимир Васильев

Владимир Васильев

Владимир Васильев – один из величайших танцовщиков ХХ века, прославивший русское балетное искусство в мире, хореограф, режиссер, педагог и не только. Безграничность, неисчерпаемость художественного дара Васильева поражает. Как танцовщик он некогда создал свой уникальный мир, а создав его – изменил мир, в котором мы живем. Он сделал его лучше, чище, совершеннее, заставив многих прислушаться к важному: что есть Человек, что есть Душа, в чем смысл и назначение искусства. Революцию, совершенную Васильевым в мужском танце второй половины прошлого века, единоличным актом не назовешь. Но именно Васильев записан в истории балета как первый и главный новатор. От роли к роли, от балета к балету Васильев создавал образ танцовщика мира, который ни повторить, ни пересоздать после его ухода со сцены еще долго никому не удастся. Он предъявлял на сцене правду, что оказывалась выше временных и национальных границ. Не поверить переживаниям его героев было невозможно. Как невозможно представить Васильева без Максимовой, Володю без Кати. Тайну гениального дуэта разгадывать бессмысленно, просто – невозможно.

Васильев жил на сцене по каким-то неписаным законам, совершая головокружительное восхождение к пику славы: звездные роли (ни одной проходной!) и поток признаний – нет в балетном мире наград, которые им не завоеваны. Те, кто видели, как происходил сам процесс рождения его ролей: от Меджнуна в «Лейли и Меджнун» Баласаняна – Голейзовского, «Нарцисса» Черепнина – Голейзовского, Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса – Горского через «Спартака» Хачатуряна – Григоровича к работам Бежара, Пети, Мясина и поставленным самим Васильевым «Анюте» Гаврилина – Чехова и фильму «Фуете», не могли предполагать, а тем более верить в то, что «цепочка дней» (так назвал свой поэтический сборник Владимир Васильев) прервется после его ухода со сцены: сильный человек и сильный художник всегда находит импульсы к созиданию, к продолжению своего дела. Для самого артиста уход со сцены никак не повлиял на интенсивность творческой жизни. «Я продолжаю жизни бег…» – так сказал о себе названием одной из выставок своих многочисленных живописных работ. Человек ренессансного склада Васильев ставит балетные спектакли по всему миру (их немало – «Икар» и «Макбет», «Эти чарующие звуки» и «Я хочу танцевать», «Фрагменты одной биографии» и «Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Балда», «Красный мак», а еще – версии классических балетов, хореографические миниатюры и фильмы-балеты). Как и прежде, ему рукоплещут зрители лучших залов мира, среди которых Метрополитен Опера, Ла Скала, Опера ди Рома, Штаатс Опера, Сан Карло, Арена ди Верона, Колон, Токио Бунка Кайкан, Барбикан Центр. В родном Большом театре сделаны восемь его балетов, а также опера «Травиата».

Он преподает, возглавляет жюри международных конкурсов и фестивалей, выступает как драматический актер, сочиняет стихи, создает живописные полотна, записывает радиоспектакли. Гениальный танцовщик, он творит мощно и стихийно. Возглавляет Фонд Галины Улановой и готовит вечера-юбилеи памяти легендарной балерины. Он легок на подъем и для него не проблема перелететь в далекую Бразилию, где его усилиями была открыта балетная школа Большого театра – единственная за рубежом. По-молодому задорно Васильев чувствует, что пришли иное время и другие ритмы, а потому мечтает о новом искусстве, где в едином действии соединились бы его разные виды. Васильев искренне верит в добро и вверенное ему великими его учителями наследие – ему нет дела до обстоятельств, в силу которых можно утратить безусловные идеалы. Его национальной идеей всегда была культура, если понимать ее как историю цивилизации. А история – это будущее. Которое пишется на наших глазах.

Концерты c
исполнителем