Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Музыка 1930-х – 1940-х годов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Цикл просветительских концертов
    «Владимир Юровский
    дирижирует и рассказывает».
    Истории с оркестром.
    Музыка 1930-х – 1940-х годов

    10 июня 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Лютославский
    Симфония № 1 (1941–1947)
    Р. Штраус
    «Метаморфозы», этюд для 23 солирующих струнных инструментов (1945)
    Мессиан
    «Песнь депортированных» для хора и оркестра (1945)
    Прокофьев
    «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для сопрано, тенора, хора и оркестра (1942–1943)


    Post-concert event (дополнительная программа)


    Шёнберг
    «Ода Наполеону Бонапарту» (по Байрону) для чтеца, фортепиано и струнного квартета (1942)

    Пуленк
    Кантата «Лик человеческий» для двойного смешанного хора (1943)

    Борис Петрушанский (фортепиано)
    Михаил Сапонов (чтец)
    Наталья Ковалевская (скрипка)
    Алексей Гуляницкий (скрипка)
    Василий Кухаренко (альт)
    Пауль Суссь (виолончель)

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

    12+

    Абонемент №001:

    Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»

    Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии). 

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).

    В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина. 

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.

    Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др. 

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Эвелина Добрачева

    Эвелина Добрачева родилась в Сызрани, где получила начальное музыкальное образование в Музыкальном колледже. В 2000 году она переехала в Берлин, где начала заниматься вокалом в колледже Ханса Эйслера под руководством Нормы Шарп, Снежаны Бржакович и профессора Юлии Варади. Певица также принимала участие в мастер-классах Дитера Фишера-Дискау, Томаса Квастхоффа и Петера Конвичного. В 2006 году Эвелина Добрачева стала призером на Моцартовском конкурсе в Вюрцбурге.

    Репетуар певицы многообразен: она участвовала в исполнениях «Эха поэта» Бриттена (Дрезден), Девятой симфонии Бетховена (с Симфоническим оркестром Метрополитен Токио), «Песней Маргариты» Локшина (с Камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и Миланским оркестром Верди под управлением Рудольфа Баршая). Среди других ангажементов ― исполнение «Четырех последних песен» Рихарда Штрауса с Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром, «Торжественной мессы» Бетховена с Капеллой Кракова, «Четырех русских песен» Стравинского со Сториони-трио, участие в гала-концертах  с Филармоническим оркестром Немецкого радио. В репертуаре певицы ― «Немецкий реквием» Брамса, Венгерская StabatMaterШимановского, «Маленькая торжественная месса» Россини.

    Эвелина Добрачева принимала участие в записи «Русалки» Даргомыжского с Оркестром Западнонемецкого радио и дирижером Михаилом Юровским и «Военного реквиема» Бриттена с Филармоническим оркестром Нидерладского радио и маэстро Яапом ван Свиденом. Недавно вышел в свет альбом с записями романсов Рахманинова (Delphianrecords), над которым певица работала вместе с пианистом Й. Бёрнсайдом.

    Исполнение партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена (Бирмингемский симфонический оркестр, дирижер Эдвард Гарднер) принесло артистке большой успех. Критик “TheGuardian” сравнил ее манеру и подачу с трактовкой этой партии Галиной Вишневской, для которой она и была написана. Недавно состоялись дебюты Эвелины в венском Музикферайне, Ройал-Альберт-холле и ― в прошлом сезоне ― в Вигмор-холле.

    На сценах оперных театров Эвелина исполняет партии: Микаэлы («Кармен» Бизе), Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта), Виолетты («Травиата» Верди) в оперном театре Колона и в рамках гастролей по Японии с театром Немецкой Штатсоперы; Фьёрдилиджи («Так поступают все» Моцарта) на фестивале в Вербье и в Тулонской опере; Эммы («Хованщина» Мусоргского) в Баварской Штатсопере. В течение нынешнего сезона певица исполняет партию Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского в театре Сант-Галлена и партию Лизы в «Пиковой даме» в Большом театре (дирижер Михаил Юровский, режиссер Лев Додин).

    Недавние концертные проекты с участием артистки включают Симфонию № 14 Шостаковича с Оркестром «Лондонская симфония», «Реквием» Верди  с оркестрами Немецкой оперы и Чешским филармоническим (дирижер Фабио Луизи), «Немецкий реквием» Брамса с Симфоническим оркестром Оденсе и Четвертую симфонию Малера с Симфоническим оркестром Ставангера.

    Роман Муравицкий

    Роман Муравицкий — солист Большого театра, заслуженный артист России. Певец ведет разнообразную творческую деятельность: исполняет оперные партии на сценах многих отечественных и зарубежных театров, выступает  с концертными и сольными программами, сотрудничает с известными оркестрами, участвует в музыкальных фестивалях.

    Роман родился в г. Киселевске Кемеровской области. В 1989 году поступил в Иркутский педагогический институт на музыкальный факультет (класс баяна). Во время обучения начал серьезно заниматься вокалом (педагог Н. Васильева) и параллельно петь в хоре Иркутского музыкального театра. Продолжил образование в Московской консерватории (окончил в 1997 году) в классе известного педагога Евгения Кибкало. Еще студентом Р. Муравицкий стал солистом Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко,  где спел немало ведущих оперных партий, участвовал в премьерах  и гастрольных поездках театра. В 2002 году Роман дебютировал на сцене Государственного академического Большого театра России, исполнив партии Голицына в премьерном спектакле «Хованщина» Мусоргского и Калафа в «Турандот» Пуччини. После успешных выступлений Роман был принят в труппу прославленного театра. В 2010 году удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

    Среди наиболее ярких его работ — Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Самозванец в «Борисе Годунове» Мусоргского, Хозе в «Кармен» Бизе,  Радамес в «Аиде» и Отелло в одноименной опере  Верди, Эрик в «Летучем голландце» Вагнера,  Самсон в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, Каварадосси в «Тоске» и Рудольф в «Богеме» Пуччини, Сергей в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Эти и другие партии он представлял, помимо Большого театра, в спектаклях Национального театра «Эстония», Латвийской национальной оперы, Вильнюсском оперном театре, опере Бастий в Париже, Лиможском оперном театре, Израильской опере, театрах Екатеринбурга, Саратова, Нижнего Новгорода и других городов.

    Р. Муравицкий принимал участие в фестивалях в Каннах (Франция), Савонлинне (Финляндия), Мозельском фестивале в Трире (Германия), фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале», фестивале Юрия Башмета в Минске, Евразийском музыкальном фестивале в Екатеринбурге, «Мария Биешу представляет» в Кишиневе, «Тверские музыкальные сезоны», «Балтийские сезоны» в Калининграде, «Самарская весна»,  «Болдинская осень» и многих других  форумах. 

    Он участвовал в уникальном проекте Большого театра — постановке в «живых» декорациях Псковского Кремля оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова (партия Михаила Тучи), а также в совместной постановке Большого театра и оперного театра Кальяри оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова  (партия Княжича Всеволода Юрьевича).  С Камерным оркестром Musica Viva под управлением А. Рудина  участвовал в концертном исполнении оперы «Фингал» О. Козловского в Большом зале Московской консерватории. Исполнил теноровую партию в «Песни о земле» Малера с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижер Николай Алексеев).