В день рождения Дмитрия Шостаковича. Госоркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский, Павел Милюков : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    В день рождения Дмитрия Шостаковича.
    Госоркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский, Павел Милюков

    25 сентября 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Шостакович
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Симфония № 12 («1917 год»)

    12+

    Абонемент №17:

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан

    Для Александра Сладковского и Госоркестра Татарстана Шостакович – один из главных композиторов. Коллектив постоянно исполняет его сочинения, а несколько лет назад, к 110-летию со дня рождения Шостаковича, записал все симфонии и инструментальные концерты. 25 сентября под управлением маэстро прозвучат одна симфония – Двенадцатая («1917 год») – и один концерт – Первый скрипичный. Программа напоминает о причудливой судьбе двух сочинений Шостаковича: среди его пятнадцати симфоний Двенадцатая, в свое время поддержанная на высшем государственном уровне, – одна из наиболее редко исполняемых, тогда как Первый скрипичный концерт, фактически написанный «в стол», любят и играют во всем мире.

    О замысле симфонии, посвященной Ленину, Шостакович говорил еще в 1938 году, но к воплощению приступил лишь в 1960-м. Работе сопутствовали драматические обстоятельства – под давлением партийного руководства Шостаковичу пришлось вступить в КПСС. О его душевном состоянии красноречиво свидетельствует созданный тогда же Восьмой струнный квартет, полный горечи, скорби и многозначительных автоцитат. Разгадку их смысла Шостакович оставил слушателю, лишь в переписке с друзьями называя сочинение «Памяти автора этого квартета». На его фоне особенно заметна прямолинейность симфонии, которую подчеркивают названия частей – «Революционный Петроград», «Разлив», «Аврора» и «Заря человечества».

    Премьера прошла с невероятным размахом: симфонию сыграли одновременно в Ленинграде и Куйбышеве, а затем трижды – в Москве; столичные исполнения были приурочены к открытию XXIIсъезда КПСС, окончательно осудившего «культ личности». Такой помпы не удостаивалась ни одна из симфоний Шостаковича, в том числе те, что посвящались Октябрю (Вторая), Первомаю (Третья) и революции 1905 года (Одиннадцатая); однако Двенадцатая оказалась наиболее «плакатной» и прямолинейной из них.

    Совсем в другой обстановке рождался Первый скрипичный концерт. В разгар работы над ним разразилась «антиформалистическая» кампания 1948 года, жертвами которой стали крупнейшие отечественные композиторы – Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Хачатурян, Попов и другие. Над третьей частью концерта, трагической и лирической одновременно, Шостакович работал непосредственно в дни совещания деятелей советской музыки, давшего старт кампании. Для Шостаковича обвинение в формализме означало запрет как на преподавание, так и на исполнение большинства сочинений. Тем не менее, в финале концерта можно расслышать уверенность лирического героя в моральной победе. Ее пришлось ждать семь лет: впервые концерт прозвучал лишь в 1955 году и с огромным успехом исполняется до сих пор.

    Александр Сладковский

    Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского с отличием и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Владислава Чернушенко). Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Был главным дирижером Симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, дирижером ГСО «Новая Россия». В 2005 году ассистировал Марису Янсонсу на постановке оперы «Кармен» Бизе, в 2006-м – Мстиславу Ростроповичу при подготовке программы «Неизвестный Мусоргский» (обе постановки – в Санкт-Петербургской консерватории).

    С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (в 2021 году оркестру присвоено звание «академический»). Учредитель проекта «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательных проектов для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительных проектов «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.

    В 2019 году выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер – Дмитрий Бертман). В 2021-м по приглашению ректора Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова стал профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования.

    Александр Сладковский удостоен почетных званий «Народный артист Российской Федерации» (2016) и «Народный артист Республики Татарстан» (2020), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). В 2022 году стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижер».

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан входит в число лучших коллективов России. С тех пор, как в 2010 году его возглавил Александр Сладковский, он стал одним из самых динамично развивающихся отечественных оркестров.

    Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову: по его инициативе в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин. После смерти Натана Григорьевича в 1979 году с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. С 1985 года в течение 25 лет коллектив возглавлял народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров. В 2010 году новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен Александр Сладковский, с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал свой 45-й сезон. В 2021 году коллективу присвоено почетное звание «академический».

    Александр Сладковский радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни Республики Татарстан и России. Организованные дирижером и оркестром международные музыкальные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас», Органный фестиваль – признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России.

    ГАСО РТ под руководством Сладковского – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. Он также – первый и единственный региональный оркестр, проводящий собственный абонемент в Московской филармонии. Коллектив принимал участие в фестивалях Сrescendo, «Звезды на Байкале», «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», «Черешневый лес», «Хибла Герзмава приглашает», «Опера Априори», Международном фестивале искусств имени П. И. Чайковского в Клину, фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), фестивалях La folle journée («Безумный день») в Японии и Франции и других.

    В 2016 году в рамках европейского турне ГСО РТ впервые за свою историю дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В декабре 2018 года состоялись первые гастроли коллектива в Китае, в 2014 и 2019 годах оркестр и Александр Сладковский приняли участие в фестивале «Безумный день» (La folle journée) в Японии и Франции (концерт в Нанте был записан и транслировался на канале ARTE), в 2019 году – в Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция). Кроме того, ГАСО РТ и Александр Сладковский гастролировали в Турции (2015), Словакии (2016), Швейцарии (2016, 2017), Германии (2016), Испании (2017, 2020), Дубае и Омане (2022).

    В числе творческих партнеров оркестра – Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Борис Березовский, Ольга Бородина, Игорь Бутман, Аида Гарифуллина, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Вероника Джиоева, Пласидо Доминго, Барри Дуглас, Симона Кермес, Сергей Крылов, Василий Ладюк, Николай Луганский, Миша Майский, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Алексей Огринчук, Михаил Плетнёв, Эдвард Радзинский, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Максим Рысанов, Александр Торадзе, Чулпан Хаматова, Дмитрий Хворостовский, Николай Цнайдер, Суми Чо, Альбина Шагимуратова и другие известные артисты и деятели культуры. С оркестром выступали дирижеры Юрий Башмет, Владимир Альтшулер, Михаэль Гюттлер, Фредди Кадена, Кен-Дэвид Мазур, Кристофер Мулдс, Андрес Мустонен, Кшиштоф Пендерецкий, Марк Пиолле, Владимир Спиваков, Эрнст Тайс, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Кристиан Ярви и многие другие.

    С приходом Александра Сладковского оркестр начал работу над записью масштабных проектов для мировых лейблов. В 2012 году коллектив выпустил «Антологию музыки композиторов Татарстана» и альбом «Просветление» под лейблами Sony Music и RCA Red Seal Records. В 2016 году на фирме «Мелодия» были записаны три симфонии Малера, все симфонии и концерты Шостаковича. Весной 2020 года состоялся релиз всех симфоний и концертов Чайковского на фирме Sony Classical. В августе оркестр и маэстро записали для Sony оркестровые сочинения Рахманинова, в июле 2021-го – все симфонии Бетховена и русские балеты Стравинского. Концерты-презентации бокс-сета с музыкой Стравинского прошли в апреле 2022 года в Перми, Москве, Казани, Санкт-Петербурге.

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.

    Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».

    В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    III Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition. Церемония награждения, концерт-закрытие

    Режиссерская версия

    05.05.2021

    В программе:
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром

    Большой зал Консерватории

    III Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition.
    Торжественное открытие конкурса

    Режиссерская версия

    30.04.2021

    В программе:
    Шостакович
    «Праздничная увертюра»
    Шопен
    Andante spianato и Большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром, соч. 22
    Чайковский
    Славянский марш
    Щедрин
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Борис Березовский, Николай Цинман

    Режиссерская версия

    18.03.2022

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Чайковский
    Симфония № 4

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный симфонический
    оркестр Республики Татарстан,
    Александр Сладковский,
    Дмитрий Шишкин

    Режиссерская версия

    23.09.2021

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 11 («1905 год»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический симфонический
    оркестр Республики Татарстан,
    Александр Сладковский, Алёна Баева

    09.12.2021

    В программе:
    Бриттен
    Концерт для скрипки с оркестром
    Холст
    «Планеты», симфоническая сюита для хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Гил Шахам,
    Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    21.01.2022

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61
    Шостакович
    Симфония № 15 ля мажор, соч. 141

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Василий Петренко,
    Александр Канторов

    Режиссерская версия

    18.02.2022

    Бетховен Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 58

    В программе:
    Бетховен
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 58
    Брамс
    Симфония № 1 до минор, соч. 68

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Павел Милюков

    26.10.2020

    В программе:
    Глинка
    «Арагонская хота» – испанская увертюра № 1 (Блестящее каприччио на испанские темы)
    Шостакович
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    110 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича

    25.09.2016

    В программе:
    Шостакович
    Концерт № 1 для фортепиано и солирующей трубы с оркестром
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 5

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов,
    Павел Милюков, Александр Рамм

    16.12.2016

    В программе:
    Шостакович
    «Праздничная увертюра»
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Чайковский
    Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия по Данте