Онлайн-трансляция

Солисты OpensoundOrchestra,
Юрий Каспаров

Юрий Каспаров автор и ведущий
Солисты OpensoundOrchestra

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Солисты OpensoundOrchestra | Юрий Каспаров автор и ведущий | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Солисты OpensoundOrchestra | Юрий Каспаров автор и ведущий | Камерный зал Филармонии

Московская филармония

Иоганн Себастьян Бах

1685-1750

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) — немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки — токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов — Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра — сонаты, сюиты, партиты, концерты — знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей — родоначальник баховедения И.Н.Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф.Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения: Для солистов, хора и оркестра — Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра — 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром — для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли — 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа — 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира — 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 — 1722, том 2 — 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки — 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава — Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

Концерты
с музыкой композитора


воскресенье

воскресенье
13:00

12+
Язык музыки. Клавиши
Интерактивный концерт

Ф2. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

12+

Язык музыки. Клавиши
Интерактивный концерт

Рассказ о семействе клавишных инструментов, сравнение клавесина, органа, рояля, челесты и губной гармошки. Ведущие – Ярослав Тимофеев и Мария Холкина

Билеты проданы

среда
Даниэль Сальвадор,
Вокальный ансамбль Intrada

Ф2. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Даниэль Сальвадор орган
Вокальный ансамбль Intrada
Екатерина Антоненко дирижер

В программе:
Бёрд «Колокола» (The Bells) для клавесина, BK 38
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор, BWV 565
Хоральная прелюдия Vom Himmel hoch, da komm’ ich her («С высот небесных я схожу»), BWV 700
Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland («Приди, Спаситель язычников»), BWV 659
Три фрагмента из «Магнификата» ми-бемоль мажор, BWV 243а / A, B и C
Хорал Vom Himmel hoch, da komm’ ich her («С высот небесных я схожу»)
Хор Freut euch und jubiliert («Возвеселитесь все и возликуйте»)
Хор Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»)
Три хорала из «Рождественской оратории», BWV 248: № 5 Wie soll ich Dich empfangen («Как я должна принять тебя»); № 59 Ich steh an deiner Krippen hier («Я стою у Твоих яслей»); № 12 Brich an, o schönes Morgenlicht («Взойди, о, прекрасная утренняя заря»)
Преториус Рождественский гимн Es ist ein’ Ros‘ entsprungen («Выросла роза»)
Брамс Хоральная прелюдия Es ist ein’ Ros‘ entsprungen («Выросла роза»), соч. 122 № 8
Палестрина Мотет Alma redemptoris mater («Благая Мать Искупителя»)
Магнификат первого тона
Де Виктория Ave Maria для восьми голосов
Гендель Хор Tochter Zion, freue dich («Дочь Сиона, радуйся) из оратории «Иуда Маккавей», NWV 63
Франк Большой хор (финал из Рождественской мессы) из посмертного сборника пьес для фисгармонии или педального органа для ординария, FWV 24/38


воскресенье

пятница
Творческое объединение «Притяжение»

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Творческое объединение «Притяжение»

Даниил Коган скрипка, художественный руководитель
Эльмира Караханова сопрано
Анна Комарова флейта
Фёдор Освер гобой
Стефания Поспехина скрипка
Михаил Фейман скрипка
Роман Викулов скрипка
Деннис Гасанов скрипка
Мария Зайцева виолончель
Филипп Карандеев ударные

В программе:
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 846
Шуберт «Путевой столб» из вокального цикла «Зимний путь», D 911
Машо Мотет № 23 Inviolata genitrix («Непорочная Мать») для вокального квартета
Лигети Концерт для скрипки с оркестром
Кодай «Ночная песня» для вокального ансамбля
Донаньи Струнный секстет си-бемоль мажор (I и IV части)
Хиндемит «Камерная музыка № 2» для фортепиано и 12 инструментов, соч. 36 № 1
Крейслер Маленький венский марш
Бриттен Вокальный цикл «Озарения» на стихи А. Рембо


воскресенье

воскресенье
13:00

12+
Язык музыки. Мелодия
Интерактивный концерт

Концертный зал имени П. И. Чайковского

12+

Язык музыки. Мелодия
Интерактивный концерт

Ведущие – Ярослав Тимофеев и Мария Холкина