Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
В продаже билеты на концерт Теодора Курентзиса и РНМСО 30 апреля 2025 года в Концертном зале Чайковского
25 сентября 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Московская филармония отмечает 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитрия Шостаковича.
25 сентября, в день рождения композитора, Московская филармония представляет специальную программу, посвященную этой дате. Три произведения – отражение трех разных эпох в творчестве Шостаковича. Юбилейная программа предоставляет редкую возможность услышать два фортепианных концерта Шостаковича в один вечер; солистами выступят Денис Мацуев (фортепиано) и Владислав Лаврик (труба). Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и дирижер Александр Сладковский приглашены к участию в концерте не случайно: недавно они закончили запись всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича для фирмы «Мелодия».
Прямую трансляцию юбилейного вечера осуществляет телеканал «Культура», видеозапись концерта будет доступна на сайте meloman.ru.
Дмитрий Шостакович (1906 – 1975)
смотреть биографию на сайте филармонии
Концерт №1
для фортепиано и солирующей трубы с оркестром (1933)
Allegretto
Lento
Moderato
Allegro con brio
Над Концертом Шостакович работал с марта по июль
1933 года. Премьера состоялась 15 октября в Большом зале Ленинградской
филармонии; дирижировал Фриц Штидри, партию трубы исполнил Александр Шмидт,
партию фортепиано – автор. Хотя партия солирующей трубы в сочинении
необыкновенно важна, его нельзя назвать двойным концертом, где роли двух
инструментов равноценны. По словам биографа композитора Кшиштофа Мейера, «труба
– то ли солирующая, то ли аккомпанирующая, выступающая только время от времени,
да к тому же с причудливыми, пародийно звучащими мотивами».
Как отмечают исследователи, Концерт – одно из
наиболее стилистически пестрых сочинений Шостаковича: Манашир Якубов говорил о
нем «как о дерзком прорыве в эстетику постмодернизма». Анна Зондерегер
сравнивает партитуру с лоскутным одеялом, предлагая рассматривать ее «сквозь
призму увлекательной игры по составлению целого из музыкальных «чужих слов» и
каламбуров». «Лишь в немногих более ранних произведениях Шостаковича можно
найти столько разнородных стилистических элементов, и редкое его сочинение
содержит столько пародийности, иронии и вместе с тем банального тематизма», - утверждает
Кшиштоф Мейер.
Действительно, Концерт полон явных и скрытых цитат
из Баха, Моцарта, Гайдна, Грига, Вебера, Малера, Чайковского, оставаясь при
этом абсолютно цельным и индивидуальным произведением. Среди источников цитат –
бетховенское рондо «Ярость по поводу потерянного гроша». Его тему Шостакович
использовал в каденции, которой поначалу писать не планировал: она появилась по
настоятельной просьбе пианиста Льва Оборина, ставшего наряду с автором одним из
первых исполнителей Концерта. Сочинением также заинтересовался Сергей
Прокофьев, собиравшийся сыграть Концерт в Париже, но дело до этого так и не
дошло. Сегодня Концерт – одно из наиболее известных и часто звучащих сочинений
Шостаковича.
Концерт №2
для фортепиано с оркестром (1957)
Allegro
Andante
Allegro
«Сочиняю плохо, – писал Шостакович Эдисону Денисову
в феврале 1957 года. – Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой
художественно-идейной ценности». Второй концерт Шостакович посвятил сыну, завершавшему
обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. «На
окончание школы я выпросил у отца фортепианный концерт. Он мне его посвятил, и
я был первым его исполнителем. Я его играл и на окончании школы, и на
поступлении в консерваторию», – рассказывал Максим Шостакович. Премьера
состоялась в день его рождения, 10 мая 1957 года, в Большом зале Московской
консерватории. Государственным симфоническим оркестром дирижировал Николай Аносов.
Если Первому фортепианному концерту свойственно стилистическое
разнообразие, то Второму, напротив, – интонационное единство. Оба концерта отличаются
непринужденностью и жизнерадостностью, но Первый более дерзок, Второй же более
традиционен и так не удивляет неожиданными поворотами повествования. Вступает
фагот, присоединяются кларнеты и гобои, затем фортепиано – сразу
устанавливается домашний, интимный тон. Второй концерт уступает Первому в
новаторстве, превосходя его в лирическом отношении: Andante открывает одна из
красивейших тем Шостаковича-мелодиста. За второй частью без перерыва следует третья,
где композитор позволил себе семейную шутку: он цитирует одно из популярнейших
упражнений Шарля Луи Ганона, подчеркивая юный возраст пианиста, которому
посвящено сочинение.
Сам
Шостакович неоднократно исполнял оба фортепианных концерта; в 1958 году он
сыграл и записал их в Париже с Оркестром французского радио и ТВ (ныне – Национальный
оркестр Франции) под управлением Андре Клюитанса. Эти выступления стали
последними для Шостаковича-пианиста. В свою очередь, Максим Шостакович исполнял
Второй концерт не только как пианист, но и как дирижер: солистом был его сын,
Дмитрий Шостакович-младший.
Симфония №5
(1937)
Moderato
Allegretto
Largo
Allegro
non troppo
Хотя любую из симфоний Шостаковича имеет смысл
рассматривать в тесной связи с предыдущей и последующей, Пятая обязана
появлением на свет не столько Четвертой, сколько совсем другому сочинению. Пятая
симфония как таковая не родилась бы без оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и ее
разгромной критики. В нынешнем году – 80 лет с момента появления статей «Сумбур
вместо музыки» и «Балетная фальшь», ставших одними из самых знаменитых в
истории примеров государственного вмешательства в дела искусства.
Продиктованные Сталиным статьи нанесли тяжелейший удар по операм и балетам
Шостаковича, подкосив его творчески и личностно: он готовился к худшему, ждал
ареста, хотя работы не прекращал. Вскоре была закончена Четвертая симфония, однако
ее премьера была отменена и состоялась лишь четверть века спустя. Шостакович
же, оставаясь гением музыкального театра, больше не писал ни опер, ни балетов.
Работу над Пятой симфонией композитор начал в
апреле 1937 года, в июле партитура была завершена. Осенью Шостакович представил
симфонию коллегам, сыграв ее в четыре руки с Никитой Богословским в
Ленинградском Союзе композиторов. Премьеру запланировали в рамках декады
советской музыки, посвященной 20-летию Октябрьской революции; симфонию готовил
молодой дирижер Евгений Мравинский. 16 ноября, на открытии декады, Шостакович
сыграл Первый фортепианный концерт, 21 ноября состоялась премьера симфонии. Автора
ждал триумф: публика не расходилась около получаса, приветствуя не только
симфонию, но и автора, все еще официально не реабилитированного. Вскоре
симфония была признана шедевром на высочайшем уровне; в печати ее высоко
оценили Алексей Толстой и Александр Фадеев, сам Мравинский назвал ее «явлением
мирового значения». Поздравительное письмо композитору прислал даже скупой на
похвалу Сергей Прокофьев.
Каким же образом Шостаковичу удалось создать
симфонию, которая помогла ему реабилитироваться, но при этом не была бы
компромиссом? По словам Левона Акопяна, «Художник, оказавшись перед лицом
экзистенциальной катастрофы, охваченный отчаянием и страхом, обращается за
помощью к духовным предкам, к великим теням прошлого, – излишне говорить, насколько
эта ситуация характерна для сталинской эпохи… Шостакович выступает как верный
продолжатель австро-немецкой традиции, освященной именами Гайдна, Бетховена,
Шуберта, Брукнера». В предыдущих сочинениях Шостакович смело экспериментировал с
формой и выразительными средствами; в Пятой, не наступая себе на горло, он представил
результаты своих сложных поисков в традиционной форме четырехчастной
романтической симфонии. Для официальных кругов ее мажорный финал звучал более
чем приемлемо, особенно в дни Октябрьской годовщины; публике же навязчивый
мажор давал безграничные возможности для размышлений о том, что имел в виду
автор, и дает до сих пор.
С Пятой
началось многолетнее сотрудничество композитора с Евгением Мравинским, под
управлением которого прошли также премьеры Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой, Двенадцатой
симфоний. Признание симфонии на государственном уровне обещало Шостаковичу и
его коллегам около десяти лет спокойной работы, а успех сочинения у публики подтверждал
правильность выбранного автором пути.
Илья Овчинников