27 мая 2022
Абонемент №57:
«Новая музыка: диалог цивилизаций». Дирижируют и рассказывают Валентин Урюпин, Филипп Чижевский, Кирилл Карабиц
Родился в 1945 году в Донецкой области. В 1971 году окончил Киевскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (сегодня – Национальная музыкальная академия Украины) как композитор (класс профессора Бориса Лятошинского), в 1975 году – аспирантуру под руководством профессора Мирослава Скорика. В 1968–1975 гг. работал дирижером Ансамбля песни и танца в Киеве.
Ранний период творчества Ивана Карабица отмечен поисками стиля; в нем преобладают камерные произведения, используются серийная техника, приемы неофольклоризма. Начиная с середины 1970-х годов заметно тяготение композитора к масштабным формам, появляется ряд крупных оркестровых и вокально-симфонических сочинений, многие из которых отмечены философской и гражданской тематикой. Влияние Малера, Стравинского, Бартока, Шостаковича, Лятошинского объединяется в творчестве Карабица с чертами украинского фольклора, новейшими стилевыми тенденциями и массовыми жанрами. Для произведений 1980-х годов характерна универсальность языка, где применение современных композиторских техник (пуантилизм, алеаторика, сонористика) сочетается с чертами неоклассицизма и необарокко.
Иван Карабиц – заслуженный деятель искусств УССР (1974), лауреат Республиканской комсомольской премии имени Н. А. Островского (1978), премии Ленинского комсомола (1981, за ораторию «Заклинание огня» и Симфонию № 2), народный артист УССР (1991). В 1989–2001 гг. – музыкальный директор международного фестиваля «КиевМузикФест». Профессор Национальной музыкальной академии Украины, член Национальной комиссии по вопросам культуры при ЮНЕСКО. Скончался в 2002 году в Киеве.
Своими главными сочинениями Иван Карабиц называл «Сад божественных песен» на стихи Григория Сковороды для хора, солистов и симфонического оркестра (1971), Симфонию № 1 «5 песен об Украине» (1974), концерты для оркестра № 2 (1986) и № 3 (1989). Среди ключевых сочинений композитора также балет «Героическая симфония» (1982), Симфониетта для струнных (1967), Концертино для камерного оркестра (1970), Концерт-триптих для струнных (1996), три концерта для фортепиано с оркестром, Струнный квартет (1973), Концертный дивертисмент для 6 исполнителей (1975), Концертино для 9 исполнителей (1983), музыка к многочисленным кино- и телефильмам, а также мультфильмам.
Франгиз Али-заде родилась в 1947 году в Баку. Окончила Азербайджанскую государственную консерваторию как пианистка (класс профессора Урфана Халилова, 1970) и композитор (класс профессора Кара Караева, 1972). Была первой исполнительницей в Азербайджане, а в ряде случаев в СССР, фортепианных произведений классиков авангарда XX века – Шёнберга, Веберна, Берга, Мессиана, Кейджа, Крама и др. С 1976 года преподавала в Азербайджанской государственной консерватории, с 1990 года – профессор. В 1993–1996 гг. возглавляла хор Оперного театра Мерсина (Турция), затем в течение двух лет преподавала теорию музыки в консерватории Мерсина. С 1999 года живет в Германии и Азербайджане. С 2007 года – руководитель Союза композиторов Азербайджана.
В творчестве Франгиз Али-заде музыкальные традиции Азербайджана соединяются с достижениями современной западноевропейской музыки. Ее произведения исполняются на международных фестивалях в Великобритании Германии, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Швеции, Польше, Мексике, США и других странах. Франгиз Али-заде сотрудничает с крупнейшими мировыми исполнителями: одно из недавних крупных сочинений, «Космология Низами», создано по заказу Борнмутского симфонического оркестра и дирижера Кирилла Карабица; Концерт Mersiye для виолончели с оркестром посвящен Ивану Монигетти и исполнен им; пьеса «Дервиш» сочинена для Йо-Йо Ма и включена им в программу мирового турне; пьеса «Оян!» написана по заказу Мстислава Ростроповича как обязательное сочинение для участников Международного конкурса виолончелистов его имени.
Среди исполнителей музыки Франгиз Али-заде также дирижеры Сусанна Мялкки, Мартин Браббинс, ансамбли «Кронос-квартет», Collegium Novum Zürich, Seattle Chamber Players, скрипачи Хилари Хан, Дмитрий Ситковецкий, виолончелисты Мари-Элизабет Хекер, Давид Герингас, Владимир Тонха, Александр Ивашкин, флейтистка Наталья Пшеничникова, кларнетист Эдуард Бруннер, перкуссионистка Ивлин Гленни. Диски с записями ее сочинений выходят под лейблами Sony Classical, Nonesuch, BIS, Thorofon, RCO Live и другими.
В числе ключевых сочинений композитора – Habil-sayagi для виолончели и подготовленного фортепиано (1979), вокальный цикл «Из японской поэзии» (1990), Apsheron Quintet для подготовленного фортепиано и струнного квартета (2001), Концерт для маримбы и струнного оркестра (2001), «Приношение» для большого симфонического оркестра (2003), «Экспромты» для фортепианного трио (2004), «Страсти по Низами» для баритона, хора и оркестра (2016), струнные квартеты. Франгиз Али-заде принадлежит также сборник статей «Симфоническая музыка Азербайджана» (1998) и очерк о Кара Караеве, опубликованный в составе фотоальбома к его 80-летию (1997).
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1990). Народная артистка Республики Азербайджан (2000). Награждена орденами «Слава» (2007) за заслуги в развитии музыкальной культуры Азербайджана и «Честь» (2017) за заслуги в развитии азербайджанской культуры. Лауреат почетного звания «Артист ЮНЕСКО во имя мира» (2008).
Родился в 1947 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию как композитор (класс Сергея Баласаняна) и дирижер (класс Лео Гинзбурга). В 1973 году был принят в Союз композиторов СССР. В 1978–1983 гг. – председатель Творческого объединения молодых композиторов Москвы. В 1972–1991 гг. преподавал в Московской консерватории, где вел классы инструментовки и чтения партитур. Среди учеников Корндорфа – композиторы Сергей Жуков, Сергей Загний, Кирилл Уманский, Владимир Рябов, Екатерина Чемберджи, дирижеры Игорь Головчин, Павел Коган, Владимир Понькин, органист и музыковед Марианна Высоцкая и другие.
В 1980-е годы активно работал в кино, автор музыки к фильмам «Десять негритят», «Брызги шампанского» и «Так жить нельзя» Станислава Говорухина. С именем Корндорфа связано возрождение в 1990 году Ассоциации современной музыки: он был одним из заместителей главы АСМ-2 Эдисона Денисова, активно содействовал продвижению новых сочинений современных композиторов. В 1990 году удостоен музыкальной премии Дуйсбурга (Германия). В 1991-м переехал в Канаду, где продолжал заниматься композицией, используя различные типы современных техник. Был принят в Союз композиторов Канады и Лигу канадских композиторов. Скончался в 2001 году.
Музыка Корндорфа звучит на фестивалях в Австрии, Германии, Нидерландах, США, Норвегии, Австралии, Греции, Канаде, Японии, Польше, Тайване и других странах. Его произведения исполняли и записывали Ансамбль солистов Большого театра, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Би-би-си, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), Мюнхенский симфонический оркестр, Шёнберг-ансамбль, симфонические оркестры Монреаля, Ванкувера, Виннипега, Ванкуверский ансамбль новой музыки. В числе исполнителей музыки Корндорфа также – дирижеры Александр Лазарев, Валерий Гергиев, Андрей Борейко, Валерий Полянский, Анатолий Левин, Константин Кримец, виолончелисты Александр Ивашкин, Петр Кондрашин, Дмитрий Чеглаков, пианисты Иван Соколов, Юрий Фаворин, Петр Айду, Михаил Турпанов, скрипачка Патриция Копачинская, альтист Михаил Березницкий, валторнист Станислав Давыдов.
Среди ключевых сочинений композитора – опера «Марина и Райнер», четыре симфонии, «Улыбка Мод Льюис» для малого симфонического оркестра, Confessiones для 14 исполнителей и фонограммы, «Ярило» для фортепиано и фонограммы, Concerto capriccioso для виолончели, струнного оркестра и ударных, Are You Ready, Brother? для фортепиано, скрипки и виолончели, «В честь Альфреда Шнитке» для струнного трио, «Танец в металле» для ударных.
Кирилл Карабиц родился в 1976 году в Киеве. Окончил Национальную музыкальную академию Украины имени П. И. Чайковского в Киеве (класс Романа Кофмана) и Венский университет музыки и исполнительского искусства (класс Уроша Лайовича). Работал дирижером-ассистентом Будапештского фестивального оркестра и Филармонического оркестра Радио Франс. Занимал пост главного приглашенного дирижера Страсбургского филармонического оркестра.
С 2008 года – главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра, одного из старейших оркестров Великобритании. Под его управлением коллектив неоднократно выступал на фестивале BBC Proms в Королевском Альберт-холле в Лондоне, участвовал в праздновании 250-летия со дня рождения Бетховена в Барбикан-центре, а также в фестивалях в Брайтоне, Личфилде и Челтнеме. Среди достижений дирижера и оркестра – исполнение всех симфоний Бетховена и Прокофьева, запись многочисленных альбомов.
Сотрудничает с ведущими коллективами Европы, Азии и Северной Америки, среди которых симфонические оркестры Кливленда, Филадельфии, Сан-Франциско и Чикаго, Мюнхенский, Дрезденский и Роттердамский филармонические, Национальный оркестр Франции, лондонский оркестр «Филармония», Венский симфонический, Симфонический оркестр Би-би-си, Симфонический оркестр Йомиури, Филармонический оркестр театра Ла Фениче. Регулярно выступает с Российским национальным оркестром, с которым дебютировал в 2014 году на Большом фестивале РНО. Среди недавних совместных проектов – турне по Северной Америке, в рамках которого состоялся дебют дирижера в нью-йоркском Линкольн-центре (солист – Михаил Плетнёв), гастроли по Италии и Германии.
В минувшие сезоны состоялись дебюты Кирилла Карабица с Далласским симфоническим оркестром и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, выступления с оркестрами Миннесоты, Бамберга, Антверпена, Национальным оркестром Капитолия Тулузы. В числе ангажементов сезона 2021/22 – первое выступление за пультом Симфонического оркестра Пражского радио, а также ряд дебютов в США, в том числе с оркестрами Питтсбурга, Балтимора и Сент-Луиса. Кроме того, маэстро будет дирижировать Страсбургским филармоническим оркестром, примет участие в постановке оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в Опере Монпелье и проведет гастроли по США с Российским национальным оркестром.
Кирилл Карабиц выступал со многими известными солистами, среди которых Николай Луганский, Аркадий Володось, Алексей Володин, Жан-Ив Тибоде, Элен Гримо, Пол Льюис, Симон Трпчески, Иво Погорелич, Рено и Готье Капюсоны, Юлиан Рахлин, Сергей Хачатрян, Юрий Башмет.
Успешно развивается оперная карьера Карабица. Он дирижировал в берлинской Дойче Опер, Опере Цюриха («Борис Годунов» Мусоргского), Штутгартской опере («Смерть в Венеции» Бриттена), Гамбургской государственной опере («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Английской национальной опере («Дон Жуан» Моцарта), Большом театре России («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Мавра» Стравинского, «Богема» Пуччини), Большом театре Женевы («Путешествия пана Броучека» Яначека), Национальной Рейнской опере в Страсбурге («Бал-маскарад» Верди), Национальной опере Лотарингии в Нанси («Идоменей» Моцарта и «Флорентийская трагедия» Цемлинского), Норвежской национальной опере («Богема»).
На Глайндборнском фестивале провел спектакли «Богема» и «Евгений Онегин», руководил исполнением «Летучего голландца» Вагнера на приуроченном к юбилею композитора фестивале в Женеве. С Симфоническим оркестром Би-би-си представил концертную версию оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Барбикан-центре, с Борнмутским симфоническим участвовал в концертном исполнении «Саломеи» Р. Штрауса. Как музыкальный руководитель Немецкого национального театра и Государственной капеллы в Веймаре (2016–2019) представил постановки опер «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Тангейзер» Вагнера, а также трилогию Моцарта – Да Понте: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все женщины».
Кирилл Карабиц активно работает с молодыми музыкантами. Художественный руководитель польского молодежного оркестра I, CULTURE. Среди их совместных выступлений – гастроли по Европе со скрипачкой Лизой Батиашвили (2015), концерты в амстердамском зале Консертгебау и на фестивале в Монпелье (2018). В 2012 и 2014 годах дирижировал оркестром «Северная симфония» и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си во время финальных прослушиваний телевизионного конкурса BBC Young Musician of the Year («Молодой музыкант года Би-би-си»). Недавно дебютировал с Национальным молодежным оркестром Великобритании: провел с ним турне по стране и выступил в Барбикан-центре.
В обширной дискографии дирижера – записи всех симфоний Прокофьева, Уолтона, Симфонии № 2 Чайковского, Симфонии № 3 Лятошинского, симфоний №№ 3 и 4 Тертеряна, концертов для оркестра №№ 4 и 5 Щедрина, скрипичных концертов Глазунова, Бриттена, Шостаковича (солисты – Джеймс Энес и Никола Бенедетти), оркестровых сочинений Мусоргского, Хачатуряна, Сильвестрова, Кара Караева, Ивана Карабица (с Борнмутским симфоническим оркестром), симфонических поэм Листа, Р. Штрауса и кантаты «К ХХ-летию Октября» Прокофьева (с Веймарской государственной капеллой).
Карабиц удостоен премии «Дирижер года» (2013) британского Королевского филармонического общества.
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики.В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин проводит свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги. В гастрольную карту РНО в сезоне 2023/24 включены Сочи, Оренбург, Самара, Владикавказ, Махачкала, Грозный и другие российские города.
Борис Андрианов – известный российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придает особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны. Подобные проекты неизменно пользуются огромным успехом, в них наряду с Борисом Андриановым принимают участие артисты с международной известностью из разных стран.
Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса).
Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Novaимени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016).
Выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие.
Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-фестивале и др. Постоянный участник московского фестиваля камерной музыки «Возвращение».
Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей Vivacello и Vivarte в Москве. Художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», основанного во Владимирской области и ежегодно расширяющего географию (в 2021 году фестиваль охватил шесть регионов России, включая Удмуртию, Вологодскую и Новосибирскую области, Крым и Камчатку).
Борис Андрианов активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов.
В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии «Грэмми» в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2021 гг. выпущены «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи) и альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами, а также записаны все сюиты для виолончели соло И. С. Баха (релиз планируется в 2022 году).
С 2009 года преподает в Московской консерватории. Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.