Дирижирует и рассказывает Валентин Урюпин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Дирижирует и рассказывает Валентин Урюпин

    10 декабря 2021, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Б. А. Циммерман
    Концерт для двух фортепиано с оркестром («Диалоги»)
    Локшин
    Симфония № 1 («Реквием»)

    12+

    Купить билеты

    Абонемент №57:

    «Новая музыка: диалог цивилизаций». Дирижируют и рассказывают Валентин Урюпин, Филипп Чижевский, Кирилл Карабиц

    В сезоне 2021/22 Московская филармония представляет несколько новых абонементов, полностью посвященных современной музыке. Один из них – «Новая музыка: диалог цивилизаций»; он предлагает слушателям сопоставить знаковые партитуры второй половины XX – начала XXI вв., принадлежащие представителям различных композиторских школ. 

    В программе концерта-открытия будут сопоставлены два крупных сочинения Бернда Алоиса Циммермана (1918–1970) и Александра Локшина (1920–1987). Будучи важнейшими фигурами своего времени, и тот, и другой оставались в стороне от магистральных направлений, принимая неизбежное одиночество ради сохранения независимой позиции. Произведения Циммермана за последние годы неоднократно звучали в концертах Московской филармонии, в том числе на фестивале «Другое пространство» и в летнем абонементе «Истории с оркестром» Владимира Юровского. Крупнейшее сочинение Циммермана, опера «Солдаты», поначалу заслужившая репутацию неисполнимой, стала одной из наиболее популярных опер второй половины ХХ века. 

    Наряду с Лючано Берио и Альфредом Шнитке, Циммерман считается одним из первооткрывателей полистилистики – сам же он называл свой творческий метод, где смешивались элементы джаза, литургической музыки, многочисленные цитаты и аллюзии, «плюралистической звуковой композицией». Его первым сочинением в этой технике стал концерт для двух фортепиано с оркестром «Диалоги» (1960), где наряду с джазом слышны цитаты из гимна Veni creator spiritus, Фортепианного концерта № 21 Моцарта, «Игр» Дебюсси и не только. «Диалоги» в Зале Чайковского исполнят Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович, признанные интерпретаторы фортепианной музыки последнего столетия. 

    Еще реже музыки Циммермана исполняются крупные сочинения выдающегося симфониста Александра Локшина, которые можно сравнить с шедеврами Малера и Берга. В центре творчества Локшина – одиннадцать симфоний, написанных на поэтические тексты, за исключением единственной инструментальной. Некоторые из них так и не прозвучали при жизни автора: репутацию декадента Локшин заработал еще в студенческие годы, написав дипломную работу на стихи Шарля Бодлера. Наиболее последовательным пропагандистом творчества Локшина был Рудольф Баршай, исполнявший его сочинения и на родине, и за рубежом. На открытии абонемента «Новая музыка: диалог цивилизаций» Симфонию № 1 («Реквием») представят Российский национальный молодёжный симфонический оркестр и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Валентина Урюпина.

    Валентин Урюпин

    Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс кларнета профессора Евгения Петрова, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского). Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта Мазура. 

    Победитель II Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2015), VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (2016), он также стал призером множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.

    Музыкант сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, оркестры Новосибирска и Екатеринбурга, а также Вены, Бамберга, Берлина, Франкфурта, Мюнхена, Штутгарта, Женевы, Лугано, Лозанны, Брюсселя, Праги, Бухареста, Дублина, Хельсинки, Милана, Мадрида, Пекина, Сингапура, Токио и многие другие. 

    Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Марк-Андре Амлен, Арабелла Штайнбахер. 

    Как дирижер-ассистент работал с Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским. В течение нескольких лет был ассистентом Теодора Курентзиса (в частности в опере «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона), дирижером Пермского театра оперы и балета и солистом оркестра musicAeterna. 

    В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. 

    В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского; в 2019 году Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением дирижера аккомпанировал финалистам престижного конкурса ARD в Мюнхене. 

    В 2015–2021 гг. Валентин Урюпин был художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра, получившего под его руководством новый виток творческого развития, что подтвердили выступления оркестра в Москве, Санкт-Петербурге, Линце, на Фестивале искусств «МОСТ», новые абонементные циклы. Продолжает активно выступать как кларнетист. 

    Среди последних ангажементов – дебютные выступления с оркестром Театро Комунале в Болонье, Оркестром Тосканы, оркестром Тирольского фестиваля в Эрле, дебюты в Опере Штутгарта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и на оперном фестивале в Брегенце («Евгений Онегин» Чайковского). В сентябре 2020 года на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске под управлением Валентина Урюпина состоялась мировая премьера новой редакции сочинения La Sindone Apво Пярта (солист – Вадим Репин), в ноябре он 

    дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». 

    В ближайшие сезоны Валентин Урюпин будет дирижировать оркестром Датского радио, Фламандским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Венгерских государственных железных дорог (MÁV Szimfonikus Zenekar, Будапешт), оркестром Южных Нидерландов, оркестром филармонии Любляны, Национальным оркестром радио Румынии, оркестрами Саарбрюккена и Дармштадта, осуществит оперные постановки в Брегенце, Франкфурте, Штутгарте, Ганновере, Болонье, продолжит сотрудничество с ведущими коллективами России. 

    В марте 2019 года Валентин Урюпин был удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие отечественного музыкального искусства». 

    С сентября 2021 года Валентин Урюпин – главный дирижер Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, на сцене которого под его управлением запланированы постановка оперы «Мертвый город» Корнгольда, исполнение оперы «Золушка» Массне, оперы-оратории «Царь Эдип» Стравинского, оратории «Страсти Симоновы» Саариахо и цикла симфоний Прокофьева.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра – 117 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых исполнителей, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского – Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за первые два сезона он провел 78 концертов, выступив в 20 российских городах – от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, французского ансамбля Matheus, Королевского оркестра амстердамского Консертгебау, Филармонического оркестра Цюрихской оперы, Национального оркестра Капитолия Тулузы, Бостонского симфонического оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио, Иерусалимского квартета, университетов Бостона, Штутгарта, Граца, Лугано и Брюсселя. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. 

    Сезон 2019/20 был насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Александра Лазарева, Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров. В сезоне 2020/21 концерты коллектива прошли под управлением таких мастеров, как Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский, при участии прославленных солистов, среди которых Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин, Петр Бечала. 

    В сезоне 2021/22 музыкантов ждут новые встречи со всемирно известными дирижерами; в их числе Филипп Херревеге, Туган Сохиев, Марк Минковски, Пааво Ярви, Томас Адес, Михаил Плетнёв, Семён Бычков, Максим Емельянычев. В числе солистов, выступающих с оркестром и приглашенных к участию в предстоящих программах, – Максим Венгеров, Каролин Видман, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева, Николай Шепс-Цнайдер, Ольга Перетятько, Брин Терфель, Мария Жуан Пиреш и многие другие. 

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Малера, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Циммермана, Штауда, Видмана и Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. В ноябре 2020 года коллектив был удостоен чести открыть VII Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». 

    В 2021 году концерты оркестра пройдут в крупнейших европейских залах. Зарубежный дебют РНМСО (дирижер – Юлиан Рахлин, солист – Денис Мацуев) состоялся 24 июня в Золотом зале венского Музикферайна. 10 августа коллектив с успехом выступил в Люцерне (дирижер – Валентин Урюпин, солист – Сергей Догадин).


    Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»

    Академический Большой хор (АБХ) был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. 

    В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

    За 90 лет хор исполнил более 15000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-при конкурса грамзаписей в Париже, Золотая медаль в Валенсии). 

    В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие АБХ. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков). 

    В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие. 

    В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина. 

    Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других. 

    Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.

    Пьер-Лоран Эмар

    Пьер-Лоран Эмар – крупнейший мастер фортепианного искусства наших дней, один из самых оригинальных интерпретаторов современной музыки и классики. Родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. Продолжал обучение в Парижской консерватории у Ивонн Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо – последней ученицы Артура Шнабеля. На рубеже 1970–80-х активно сотрудничал с венгерскими музыкантами, брал уроки у Дьёрдя Куртага. Мировая карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов в лучших залах мира, выступает с ведущими оркестрами Европы и Америки.

    С юности призванием Эмара стала музыка композиторов нашего времени. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану, стал близким другом его семьи и впоследствии – выдающимся интерпретатором его сочинений. В 1976 году по приглашению Пьера Булеза вошел в состав Ensemble intercontemporain – одного из крупнейших в мире ансамблей современной музыки, солистом которого был на протяжении 18 лет. В 1981 году пианист дал уникальный концерт в Москве, исполнив в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана. 

    При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Джорджа Бенджамина, Стива Райха, Марко Строппы, Эллиота Картера, Петера Этвёша и многих других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьёрдем Лигети, записал все его произведения для фортепиано. В 2015 году, к 90-летию Булеза, Эмар исполнил все фортепианные сочинения композитора в ансамбле с пианисткой Тамарой Стефанович; в 2016 году принял участие в концертах к 90-летию Куртага. Творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой: пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна. Cезон 2019/20 Эмар посвятил Бетховену, исполняя его фортепианные сонаты и концерты в различных сочетаниях с сочинениями композиторов XX–XXI вв. 

    Сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами, как Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Инго Метцмахер, Джонатан Нотт, Сейдзи Озава, Кент Нагано, Андре Превен, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Петер Этвёш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский. Как дирижирующий солист регулярно выступает с Малеровским камерным оркестром, Камерным оркестром Европы, Камерным оркестром Сент-Пола (Миннесота, США). 

    Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности: профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кёльне, приглашенный профессор и почетный член Королевской академии музыки в Лондоне. Был музыкальным руководителем Охайского фестиваля в Калифорнии и фестиваля к 100-летию Мессиана в Лондоне, а также фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Бенджамином Бриттеном. 

    С 1992 года Эмар активно записывается. Альбомы 1990-х в основном посвящены музыке последних десятилетий (сочинения Айвза, Мессиана, Лигети, Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса). Среди более поздних записей – избранные концерты Моцарта, «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар», «Отражения» и фортепианные концерты Равеля. Многие записи Эмара получили престижные премии: диск «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Арнонкура и альбом «Посвящение Мессиану» удостоены награды ECHO Klassik, диск с сочинениями Айвза – премии «Грэмми». 

    В последние годы Эмар записал двойной альбом «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), I том «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014), поздние сочинения Картера, Le désenchantement du monde Мюрая и Ausklang Лахенмана (2017), «Цвета града небесного» Мессиана (2018), Responses (Sweet Disorder) Бёртуисла (2019). Летом 2017-го подписал контракт с компанией PentaTone, где в 2018 году записал цикл «Каталог птиц» Мессиана на четырех CD, в 2021-м – сонату «Хаммерклавир», а также 15 вариаций и фугу на тему из балета «Творения Прометея» (Eroica) Бетховена. На 2022 год запланирован выпуск записи цикла «Образы слова Аминь» Мессиана в дуэте с Тамарой Стефанович. 

    Пьер-Лоран Эмар удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства» (2005). В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Член Баварской Академии изящных искусств. В 2017 году награжден престижной музыкальной премией Эрнста фон Сименса. 

    Регулярно выступает в России, в том числе в абонементах Московской филармонии и на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге (2017, 2019). В числе событий сезона 2021/22 –концерты в Москве, исполнение цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» в Париже и Амстердаме, выступления с Мюнхенским филармоническим и Венским симфоническим оркестрами, оркестром «Филармония» (Лондон), Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением таких дирижеров, как Кент Нагано, Пабло Эрас-Касадо, Ален Альтиноглу и Эса-Пекка Салонен.

    Тамара Стефанович

    Тамара Стефанович родилась в 1973 году в Белграде. В возрасте семи лет дебютировала на сцене, в тринадцать стала самой юной студенткой Университета Белграда (класс профессора Лили Петрович). Продолжила обучение в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (класс Клода Франка), затем в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс Пьер-Лорана Эмара). 

    Сегодня Тамара Стефанович выступает на крупнейших сценах мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Сантори-холл в Токио, лондонские Альберт-холл и Уигмор-холл. В 2005 году дебютировала на Люцернском фестивале, в 2008-м на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, в 2013-м на летнем Зальцбургском фестивале. Участвует в международных фестивалях в Ла-Рок-д'Антероне и Равенне, фестивале Styriarte (Грац), Бетховенском фестивале в Бонне и многих других.

    Выступала со многими известными коллективами, среди которых Кливлендский, Чикагский, Бамбергский и Лондонский симфонические оркестры, Лондонский филармонический оркестр, Britten Sinfonia, Немецкая камерная филармония Бремена, Шведский камерный оркестр и другие. Среди недавних ангажементов исполнительницы – выступления с симфоническими оркестрами Баварского, Средненемецкого, Кёльнского радио, Камерным оркестром Европы и Исландским симфоническим оркестром. Масштабный тур пианистки по США, посвященный 90-летию Пьера Булеза, заслужил высочайшую оценку критиков. 

    Среди важных событий предыдущих сезонов – дебют с Симфоническим оркестром Сан-Паулу, исполнение концерта Left, Alone Ханса Абрахамсена с рядом европейских оркестров и «Мантры» Штокхаузена в дуэте с Пьер-Лораном Эмаром в зале deSingel (Антверпен), выступления с лондонским оркестром «Филармония» (дирижер Карл-Хайнц Стеффенс), Израильским филармоническим оркестром (дирижер Кирилл Петренко), а также концерты в Филармонии на Эльбе (Гамбург), Музикгебау (Амстердам), Саутбэнк-центре (Лондон), Венском концертхаусе, на Фортепианном фестивале в Руре, Эдинбургском международном фестивале, фестивалях в Снейп-Молтингз и Люцерне. 

    Сезон 2021/22 артистка открыла выступлением на Берлинском фестивале, где исполнила «Движения» и Концерт для фортепиано и духовых Стравинского с Малеровским камерным оркестром (дирижер – Джордж Бенджамин) и Симфоническим оркестром Берлинского радио (дирижер – Владимир Юровский). Среди событий сезона также – мировая премьера фортепианного концерта World as Lover, World as Self Лизы Лим на Донауэшингенском фестивале (дирижер – Илан Волков), вечер музыки Ханса Айслера в гамбургской Филармонии на Эльбе (с Маттиасом Гёрне и ансамблем Resonanz), выступления в дуэте с Пьер-Лораном Эмаром в Москве, Амстердаме, Граце, cольный концерт в Филармонии Люксембурга. 

    Тамара Стефанович сотрудничала с дирижерами Владимиром Ашкенази, Осмо Вянскя, Сусанной Мялкки, а также с известными композиторами, в числе которых Пьер Булез, Петер Этвёш, Джордж Бенджамин и Дьёрдь Куртаг. В лондонском Барбикан-центре, Кёльнской филармонии и на Фортепианном фестивале в Руре она регулярно ведет образовательные проекты, среди которых инновационный интерактивный онлайн-проект по анализу «Нотаций» Пьера Булеза. Является соучредителем и куратором фестиваля The Clearing в рамках Международного фортепианного фестиваля в Портленде. 

    В дискографии пианистки – Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока с Пьер-Лораном Эмаром, Пьером Булезом и Лондонским симфоническим оркестром (запись номинировалась на премию «Грэмми»); фортепианные произведения Томаса Лархера и Йорка Хёллера; Концерт для фортепиано с оркестром и 10 этюдов Ханса Абрахамсена. Для полного собрания камерных произведений Дьёрдя Куртага (ECM) Тамара Стефанович записала сочинения Quasi una fantasia и Двойной концерт для фортепиано, виолончели и двух камерных ансамблей с Жан-Гиеном Керасом и ансамблем Asko|Schoenberg под управлением Рейнберта де Леу. При участии исполнительницы выпущены также записи «Свадебки» Стравинского, «Турангалилы» Мессиана и произведения Un'immagine di arpocrate для фортепиано, хора и оркестра Сальваторе Шаррино. Первый сольный диск пианистки был посвящен сочинениям Баха и Бартока (2017); в 2019 году она подписала контракт с фирмой PentaTone Classics, в том же году выпустившей ее сольный альбом Influences с произведениями Баха, Мессиана, Айвза и Бартока, высоко оцененный международной критикой.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    8 апреля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    27 мая в 19:00