Главным событием музыкальной жизни столицы перед майскими праздниками стали концерты Теодора Курентзиса и Российского национального молодежного симфонического оркестра: 30 апреля и 1 мая Зал Чайковского собрал аншлаги. Программа была посвящена музыке Густава Малера – Четвертой симфонии (солистка – Софья Цыганкова) и вокальному циклу «Песни об умерших детях» (солистка – Алина Черташ).
РНМСО выступил под управлением нового дирижера
В Зале Чайковского состоялись два концерта Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), за пульт которого впервые встал Теодор Курентзис. Программа посвящалась 165-летию со дня рождения Густава Малера, звучали его «Песни об умерших детях» и Четвертая симфония (солистки — Алина Черташ и Софья Цыганкова). Так оркестр пополнил свою впечатляющую коллекцию дирижеров, хотя встреча была важна и для Курентзиса, в последние годы работающего с московскими оркестрами крайне редко.
- Читать далее -В Зале имени Чайковского прошел нестандартный концерт ко Дню Победы. Маэстро Александр Лазарев сопоставил в смелой программе сочинения композиторов стран-противниц: советского автора Гии Канчели и немца Рихарда Штрауса. Вечер стал частью Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», объединившего классическую музыку, театральные постановки, современный танец, художественные выставки и футбольные матчи.
В зале Чайковского состоялся финальный вечер филармонического абонемента «Другое пространство». Российским национальным молодежным симфоническим оркестром (РНМСО) дирижировал Филипп Чижевский. Он представил идеально симметричную программу из сочинений наших современников и классиков ХХ века, открывшуюся приношением Пьеру Булезу.
Первый концерт третьего года цикла Musica sacra nova в КЗЧ (в текущем сезоне он проходит под слоганом «Назад к авангарду вперед») открыла мировая премьера. «Реквием. Территория печали» Алексея Сысоева создан в прошлом году специально для ансамбля Intrada и Екатерины Антоненко. И это воистину один из самых необычных реквиемов, хоть и написан на канонический латинский текст. Перед нами, несомненно, выдающееся сочинение, на грани гениальности, а благодаря исполнению грань эту нередко переступающее.
Проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova посвящен музыке российских (и советских) композиторов второй половины ХХ века, поискам в области сакральной музыки – явлению самобытному, учитывая тот факт, что творилась она в стране процветающего атеизма. Традиция истончалась, религиозные сюжеты, если такие и возникали, порой прятали за идеологически выверенными названиями и так далее. В концертах проекта звучат не просто редкие сочинения – часто сами имена композиторов знакомы избранному ряду специалистов, но не широкому слушателю.
ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ УСТРОИЛ В ФИЛАРМОНИИ «ТЕАТР ЗВУКОВ»
Мощным локомотивом Московская филармония продолжает путь к непривычному оркестровому языку, не страшась незнакомых для публики имен, бронебойных звуков и перформативных жестов. Абонемент «Другое пространство. Continuo» уверенно курсирует по расплывчатым границам современной музыки, охватывающим территорию целого века. На трех концертах нынешнего сезона выстроены мосты от главных европейских экспериментаторов прошлого столетия к мировым премьерам российских авторов. На втором вечере дистанция оказалась самая значительная ‒ от первой четверти двадцатого века с Эдгаром Варезом и Альбаном Бергом к веку двадцать первому с Фараджем Караевым и Владимиром Горлинским. Протаптывали дороги к новым и редко звучащим пьесам музыканты активно развивающегося коллектива ‒ Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), которым управлял в этот раз Федор Леднёв, один из главных укротителей сложнейших партитур. Слушателям же помогал погрузиться в новые звучания ведущий Ярослав Тимофеев, рассказывая в своей гипнотично-спокойной манере о задумках авторов.
- Читать далее -В проекте Московской филармонии «Другое пространство. Continuo» состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Владимира Горлинского. Овации после исполнения получасового сочинения длились с половину его звучания. Такого единодушного восторга публики после звучания современной партитуры автор этого текста не припомнит – и восторг полностью разделяет. Скрипичный концерт, безусловно, войдет в историю современной российской музыки, станет классикой.
Партитура написана в рамках программы Союза композиторов России (СК) «Ноты и квоты» – эта инициатива государства профинансировала уже немало любопытных партитур.
- Читать далее -В Концертном зале имени Чайковского прозвучало «Сотворение мира» Гайдна. Вместе с Государственным камерным оркестром России гайдновскую ораторию исполнили под руководством Филиппа Чижевского ансамбль Questa musica и солисты Елене Гвритишвили, Борис Степанов и Игорь Подоплелов. Рассказывает Юлия Бедерова.
Второй и заключительный концерт филармонического абонемента №4 «Великие оратории» в сезоне-2024/25 оказался первым в серии проектов, очертания которых еще не определены окончательно, но вектор уже известен: в самом ближайшем (а скорее всего, и в более отдаленном) будущем основная часть барочных программ Московской филармонии будет готовиться и исполняться с участием Государственного камерного оркестра России (ГАКОР) и его нового художественного руководителя Филиппа Чижевского.
Программа Филиппа Чижевского с РНМСО в КЗЧ включала Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Пятую симфонию Малера. Идея соединить в одной программе двух композиторов, едва ли не во всем противоположных друг другу, могла бы показаться странной. В отличие от Малера, из сочинения в сочинение разбирающегося с человеком и мирозданием, Шнитке предельно герметичен, его мир – «вещь в себе», если и познаваемая в принципе, то разве только в структурно-формальном плане. Но в то же время в сочинениях Шнитке можно подчас встретить если и не прямые малеровские цитаты, то во всяком случае более или менее явственные стилистические аллюзии. Есть они и в Четвертом концерте, который блестяще сыграл Вадим Репин.
27 апреля 2025
24 апреля 2025
10 апреля 2025
2 апреля 2025
7 марта 2025
1 марта 2025
22 февраля 2025
20 февраля 2025
7 февраля 2025
2 февраля 2025
все фотогалереи