Первый концерт третьего года цикла Musica sacra nova в КЗЧ (в текущем сезоне он проходит под слоганом «Назад к авангарду вперед») открыла мировая премьера. «Реквием. Территория печали» Алексея Сысоева создан в прошлом году специально для ансамбля Intrada и Екатерины Антоненко. И это воистину один из самых необычных реквиемов, хоть и написан на канонический латинский текст. Перед нами, несомненно, выдающееся сочинение, на грани гениальности, а благодаря исполнению грань эту нередко переступающее.
Проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova посвящен музыке российских (и советских) композиторов второй половины ХХ века, поискам в области сакральной музыки – явлению самобытному, учитывая тот факт, что творилась она в стране процветающего атеизма. Традиция истончалась, религиозные сюжеты, если такие и возникали, порой прятали за идеологически выверенными названиями и так далее. В концертах проекта звучат не просто редкие сочинения – часто сами имена композиторов знакомы избранному ряду специалистов, но не широкому слушателю.
ВЛАДИМИР ГОРЛИНСКИЙ УСТРОИЛ В ФИЛАРМОНИИ «ТЕАТР ЗВУКОВ»
Мощным локомотивом Московская филармония продолжает путь к непривычному оркестровому языку, не страшась незнакомых для публики имен, бронебойных звуков и перформативных жестов. Абонемент «Другое пространство. Continuo» уверенно курсирует по расплывчатым границам современной музыки, охватывающим территорию целого века. На трех концертах нынешнего сезона выстроены мосты от главных европейских экспериментаторов прошлого столетия к мировым премьерам российских авторов. На втором вечере дистанция оказалась самая значительная ‒ от первой четверти двадцатого века с Эдгаром Варезом и Альбаном Бергом к веку двадцать первому с Фараджем Караевым и Владимиром Горлинским. Протаптывали дороги к новым и редко звучащим пьесам музыканты активно развивающегося коллектива ‒ Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), которым управлял в этот раз Федор Леднёв, один из главных укротителей сложнейших партитур. Слушателям же помогал погрузиться в новые звучания ведущий Ярослав Тимофеев, рассказывая в своей гипнотично-спокойной манере о задумках авторов.
- Читать далее -В проекте Московской филармонии «Другое пространство. Continuo» состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Владимира Горлинского. Овации после исполнения получасового сочинения длились с половину его звучания. Такого единодушного восторга публики после звучания современной партитуры автор этого текста не припомнит – и восторг полностью разделяет. Скрипичный концерт, безусловно, войдет в историю современной российской музыки, станет классикой.
Партитура написана в рамках программы Союза композиторов России (СК) «Ноты и квоты» – эта инициатива государства профинансировала уже немало любопытных партитур.
- Читать далее -В Концертном зале имени Чайковского прозвучало «Сотворение мира» Гайдна. Вместе с Государственным камерным оркестром России гайдновскую ораторию исполнили под руководством Филиппа Чижевского ансамбль Questa musica и солисты Елене Гвритишвили, Борис Степанов и Игорь Подоплелов. Рассказывает Юлия Бедерова.
Второй и заключительный концерт филармонического абонемента №4 «Великие оратории» в сезоне-2024/25 оказался первым в серии проектов, очертания которых еще не определены окончательно, но вектор уже известен: в самом ближайшем (а скорее всего, и в более отдаленном) будущем основная часть барочных программ Московской филармонии будет готовиться и исполняться с участием Государственного камерного оркестра России (ГАКОР) и его нового художественного руководителя Филиппа Чижевского.
Программа Филиппа Чижевского с РНМСО в КЗЧ включала Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Пятую симфонию Малера. Идея соединить в одной программе двух композиторов, едва ли не во всем противоположных друг другу, могла бы показаться странной. В отличие от Малера, из сочинения в сочинение разбирающегося с человеком и мирозданием, Шнитке предельно герметичен, его мир – «вещь в себе», если и познаваемая в принципе, то разве только в структурно-формальном плане. Но в то же время в сочинениях Шнитке можно подчас встретить если и не прямые малеровские цитаты, то во всяком случае более или менее явственные стилистические аллюзии. Есть они и в Четвертом концерте, который блестяще сыграл Вадим Репин.
Масштабный цикл «Весь Стравинский» уже третий сезон удивляет и образовывает публику, и продлится еще не один год. Амбициозная идея музыковеда и просветителя Ярослава Тимофеева состоит в том, чтобы исполнить и, главное, «расшифровать» филармонической аудитории всю музыку Игоря Федоровича. Для каждого концерта Ярослав старается пригласить лучших музыкантов и выстроить концепцию своего рассказа вокруг многочисленных «стилевых доминант», хитро сменяющих друг друга на протяжении жизни композитора, и самых интересных фактов, которые объясняют не только обстоятельства создания произведений, но и неочевидные музыкальные нюансы, в них заложенные.
На открытии Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова под управлением Игоря Дронова представил три московские премьеры: сюиту из балета «Пиковая дама» Юрия Красавина, Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова (солистки – Ирина Стачинская, Зоя Вязовская) и «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева. Три композитора трех поколений – за семьдесят, за тридцать и за пятьдесят соответственно, три сочинения продолжительностью от 18 до 45 минут. В строгом смысле слова программа отступала от принятого формата концертов фестиваля, где обычно звучит около десятка произведений умеренной продолжительности. Три опуса, созданных в нынешнем десятилетии, дали три варианта ответа на вопрос «Что современно?» – так назывался цикл концертов, прошедший полгода назад в «ГЭС-2» (кстати, завершало его также произведение Сысоева).
Три года назад Московская филармония отметила 100-летие и, вспомнив о славном прошлом, стала обзаводиться новыми традициями. Например, открывать сезон выступлением сильного регионального оркестра вместе с Денисом Мацуевым. В этом году по приглашению Московской филармонии вновь стал Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Да, эти музыканты давние друзья, но кроме этого есть художественная сторона, планка качества исполнения, и она у ГАСО РТ неизменно высока, и коллектив вполне способен конкурировать со столичными грандами.
Вечером 27 июня на сцене КЗЧ под дирижерской палочкой Федора Леднёва объединились мощные исполнительские силы: музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра и вокалисты Государственной академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова, пятеро солистов-певцов и два пианиста. Завершение второго сезона цикла Musica sacra nova получилось поистине грандиозным, и не только в количественном отношении.
7 марта 2025
1 марта 2025
22 февраля 2025
20 февраля 2025
7 февраля 2025
2 февраля 2025
31 января 2025
26 января 2025
16 января 2025
26 декабря 2024
25 декабря 2024
24 декабря 2024
15 декабря 2024
12 декабря 2024
4 декабря 2024
3 декабря 2024
21 ноября 2024
15 ноября 2024
9 ноября 2024
8 ноября 2024
28 октября 2024
13 октября 2024
26 сентября 2024
25 сентября 2024
24 сентября 2024
13 сентября 2024
6 сентября 2024
1 сентября 2024
27 июня 2024
20 июня 2024
19 июня 2024
6 июня 2024
4 июня 2024
30 мая 2024
29 мая 2024
28 мая 2024
27 мая 2024
22 мая 2024
20 мая 2024
14 мая 2024
26 апреля 2024
24 апреля 2024
21 апреля 2024
20 апреля 2024
12 апреля 2024
7 апреля 2024
31 марта 2024
29 марта 2024
26 марта 2024
12 марта 2024
5 марта 2024
22 февраля 2024
17 февраля 2024
6 февраля 2024
3 февраля 2024
31 января 2024
28 января 2024
14 января 2024
25 декабря 2023
24 декабря 2023
8 декабря 2023
6 декабря 2023
28 ноября 2023
18 ноября 2023
15 ноября 2023
3 ноября 2023
22 октября 2023
19 октября 2023
4 октября 2023
27 сентября 2023
23 сентября 2023
22 сентября 2023
17 сентября 2023
15 сентября 2023
6 сентября 2023
4 сентября 2023
25 мая 2023
13 мая 2023
27 апреля 2023
22 апреля 2023
19 апреля 2023
15 апреля 2023
14 апреля 2023
9 апреля 2023
8 апреля 2023
1 апреля 2023
26 марта 2023
24 марта 2023
22 марта 2023
21 марта 2023
19 марта 2023
16 марта 2023
25 февраля 2023
12 февраля 2023
6 февраля 2023
15 января 2023
7 января 2023
30 декабря 2022
20 декабря 2022
16 декабря 2022
27 ноября 2022
23 ноября 2022
1 ноября 2022
30 октября 2022
19 октября 2022
14 октября 2022
8 октября 2022
6 октября 2022
1 октября 2022
22 сентября 2022
18 сентября 2022
14 сентября 2022
17 июня 2022
21 мая 2022
29 апреля 2022
22 апреля 2022
8 апреля 2022
27 марта 2022
26 марта 2022
25 марта 2022
23 марта 2022
21 марта 2022
12 марта 2022
19 февраля 2022
15 февраля 2022
12 февраля 2022
12 февраля 2022
12 февраля 2022
7 февраля 2022
5 февраля 2022
30 января 2022
30 января 2022
29 января 2022
29 января 2022
21 января 2022
14 января 2022
10 января 2022
30 декабря 2021
26 декабря 2021
22 декабря 2021
17 декабря 2021
16 декабря 2021
11 декабря 2021
11 декабря 2021
10 декабря 2021
4 декабря 2021
1 декабря 2021
22 ноября 2021
14 ноября 2021
10 ноября 2021
6 ноября 2021
31 октября 2021
25 октября 2021
16 октября 2021
10 октября 2021
9 октября 2021
7 октября 2021
25 сентября 2021
21 сентября 2021
15 сентября 2021
11 сентября 2021
9 сентября 2021
5 сентября 2021
3 сентября 2021
2 сентября 2021
30 мая 2021
28 мая 2021
5 мая 2021
24 апреля 2021
11 апреля 2021
24 марта 2021
13 марта 2021
6 марта 2021
4 марта 2021
1 марта 2021
27 февраля 2021
1 февраля 2021
28 декабря 2020
19 декабря 2020
7 декабря 2020
17 ноября 2020
17 октября 2020
12 октября 2020
27 сентября 2020
25 сентября 2020
20 сентября 2020
6 сентября 2020
28 августа 2020
25 августа 2020
24 августа 2020
20 августа 2020
19 августа 2020
18 августа 2020
13 августа 2020
11 августа 2020
9 августа 2020
7 августа 2020
20 марта 2020
25 февраля 2020
24 февраля 2020
29 января 2020
19 января 2020
2 января 2020
25 декабря 2019
15 декабря 2019
8 декабря 2019
26 ноября 2019
17 ноября 2019
13 ноября 2019
13 ноября 2019
10 октября 2019
3 июля 2019
2 июля 2019
21 июня 2019
20 июня 2019
19 июня 2019
5 июня 2019
25 мая 2019
19 мая 2019
29 апреля 2019
23 апреля 2019
22 апреля 2019
21 апреля 2019
18 апреля 2019
13 апреля 2019
31 марта 2019
20 марта 2019
24 февраля 2019
7 февраля 2019
3 февраля 2019
10 января 2019
2 января 2019
27 декабря 2018
20 декабря 2018
17 декабря 2018
15 декабря 2018
14 декабря 2018
28 ноября 2018
27 ноября 2018
20 октября 2018
18 октября 2018
13 октября 2018
4 октября 2018
17 сентября 2018
6 сентября 2018
9 июля 2018
6 июля 2018
3 июля 2018
21 июня 2018
11 июня 2018
17 мая 2018
15 мая 2018
14 мая 2018
5 мая 2018
4 мая 2018
1 мая 2018
29 апреля 2018
26 апреля 2018
1 апреля 2018
22 марта 2018
20 марта 2018
17 марта 2018
14 марта 2018
15 февраля 2018
4 февраля 2018
3 февраля 2018
10 января 2018
28 декабря 2017
22 декабря 2017
21 декабря 2017
16 декабря 2017
15 декабря 2017
27 ноября 2017
26 ноября 2017
24 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017
12 ноября 2017
10 ноября 2017
30 октября 2017
24 октября 2017
20 октября 2017
14 октября 2017
1 октября 2017
28 сентября 2017
11 сентября 2017
9 сентября 2017
26 июня 2017
22 июня 2017
21 июня 2017
17 июня 2017
15 июня 2017
8 июня 2017
29 мая 2017
26 апреля 2017
25 апреля 2017
16 апреля 2017
15 апреля 2017
8 апреля 2017
31 марта 2017
28 марта 2017
25 марта 2017
20 марта 2017
16 марта 2017
11 марта 2017
10 марта 2017
3 марта 2017
19 февраля 2017
4 февраля 2017
16 января 2017
8 января 2017
8 января 2017
7 января 2017
7 января 2017
5 января 2017
4 января 2017
4 января 2017
3 января 2017
2 января 2017
2 января 2017
2 января 2017
2 января 2017
30 декабря 2016
14 декабря 2016
7 декабря 2016
26 ноября 2016
6 ноября 2016
5 ноября 2016
5 ноября 2016
4 ноября 2016
3 ноября 2016
2 ноября 2016
2 ноября 2016
26 октября 2016
19 октября 2016
25 сентября 2016
22 сентября 2016
10 сентября 2016
6 сентября 2016
23 июня 2015
26 мая 2015
7 апреля 2015
2 марта 2015
30 января 2015
17 января 2015
17 ноября 2014
25 сентября 2014
8 июля 2014
26 июня 2014
25 июня 2014
19 мая 2014
8 января 2014
9 ноября 2013
25 декабря 2012
21 декабря 2012
16 декабря 2012
19 сентября 2012
20 мая 2012
Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.