04.05.2025

Коммерсантъ

В Зале Чайковского состоялись два концерта Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), за пульт которого впервые встал Теодор Курентзис. Программа посвящалась 165-летию со дня рождения Густава Малера, звучали его «Песни об умерших детях» и Четвертая симфония (солистки — Алина Черташ и Софья Цыганкова). Так оркестр пополнил свою впечатляющую коллекцию дирижеров, хотя встреча была важна и для Курентзиса, в последние годы работающего с московскими оркестрами крайне редко.
04.05.2025

Независимая газета

Главным событием музыкальной жизни столицы перед майскими праздниками стали концерты Теодора Курентзиса и Российского национального молодежного симфонического оркестра: 30 апреля и 1 мая Зал Чайковского собрал аншлаги. Программа была посвящена музыке Густава Малера – Четвертой симфонии (солистка – Софья Цыганкова) и вокальному циклу «Песни об умерших детях» (солистка – Алина Черташ).
29.04.2025

Музыкальная жизнь

В Зале имени Чайковского прошел нестандартный концерт ко Дню Победы. Маэстро Александр Лазарев сопоставил в смелой программе сочинения композиторов стран-противниц: советского автора Гии Канчели и немца Рихарда Штрауса. Вечер стал частью Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», объединившего классическую музыку, театральные постановки, современный танец, художественные выставки и футбольные матчи.
14.04.2025

Коммерсантъ

В зале Чайковского состоялся финальный вечер филармонического абонемента «Другое пространство». Российским национальным молодежным симфоническим оркестром (РНМСО) дирижировал Филипп Чижевский. Он представил идеально симметричную программу из сочинений наших современников и классиков ХХ века, открывшуюся приношением Пьеру Булезу.
14.03.2025

Играем с начала

Первый концерт третьего года цикла Musica sacra nova в КЗЧ (в текущем сезоне он проходит под слоганом «Назад к авангарду вперед») открыла мировая премьера. «Реквием. Территория печали» Алексея Сысоева создан в прошлом году специально для ансамбля Intrada и Екатерины Антоненко. И это воистину один из самых необычных реквиемов, хоть и написан на канонический латинский текст. Перед нами, несомненно, выдающееся сочинение, на грани гениальности, а благодаря исполнению грань эту нередко переступающее.
04.03.2025

Независимая газета

Проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova посвящен музыке российских (и советских) композиторов второй половины ХХ века, поискам в области сакральной музыки – явлению самобытному, учитывая тот факт, что творилась она в стране процветающего атеизма. Традиция истончалась, религиозные сюжеты, если такие и возникали, порой прятали за идеологически выверенными названиями и так далее. В концертах проекта звучат не просто редкие сочинения – часто сами имена композиторов знакомы избранному ряду специалистов, но не широкому слушателю.
12.02.2025

Музыкальная жизнь

Мощным локомотивом Московская филармония продолжает путь к непривычному оркестровому языку, не страшась незнакомых для публики имен, бронебойных звуков и перформативных жестов. Абонемент «Другое пространство. Continuo» уверенно курсирует по расплывчатым границам современной музыки, охватывающим территорию целого века. На трех концертах нынешнего сезона выстроены мосты от главных европейских экспериментаторов прошлого столетия к мировым премьерам российских авторов. На втором вечере дистанция оказалась самая значительная ‒ от первой четверти двадцатого века с Эдгаром Варезом и Альбаном Бергом к веку двадцать первому с Фараджем Караевым и Владимиром Горлинским. Протаптывали дороги к новым и редко звучащим пьесам музыканты активно развивающегося коллектива ‒ Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО), которым управлял в этот раз Федор Леднёв, один из главных укротителей сложнейших партитур. Слушателям же помогал погрузиться в новые звучания ведущий Ярослав Тимофеев, рассказывая в своей гипнотично-спокойной манере о задумках авторов.
11.02.2025

Независимая газета

В проекте Московской филармонии «Другое пространство. Continuo» состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Владимира Горлинского. Овации после исполнения получасового сочинения длились с половину его звучания. Такого единодушного восторга публики после звучания современной партитуры автор этого текста не припомнит – и восторг полностью разделяет. Скрипичный концерт, безусловно, войдет в историю современной российской музыки, станет классикой.Партитура написана в рамках программы Союза композиторов России (СК) «Ноты и квоты» – эта инициатива государства профинансировала уже немало любопытных партитур.
28.01.2025

Коммерсантъ

В Концертном зале имени Чайковского прозвучало «Сотворение мира» Гайдна. Вместе с Государственным камерным оркестром России гайдновскую ораторию исполнили под руководством Филиппа Чижевского ансамбль Questa musica и солисты Елене Гвритишвили, Борис Степанов и Игорь Подоплелов. Рассказывает Юлия Бедерова.Второй и заключительный концерт филармонического абонемента №4 «Великие оратории» в сезоне-2024/25 оказался первым в серии проектов, очертания которых еще не определены окончательно, но вектор уже известен: в самом ближайшем (а скорее всего, и в более отдаленном) будущем основная часть барочных программ Московской филармонии будет готовиться и исполняться с участием Государственного камерного оркестра России (ГАКОР) и его нового художественного руководителя Филиппа Чижевского.
22.11.2024

Играем с начала

Программа Филиппа Чижевского с РНМСО в КЗЧ включала Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Пятую симфонию Малера. Идея соединить в одной программе двух композиторов, едва ли не во всем противоположных друг другу, могла бы показаться странной. В отличие от Малера, из сочинения в сочинение разбирающегося с человеком и мирозданием, Шнитке предельно герметичен, его мир – «вещь в себе», если и познаваемая в принципе, то разве только в структурно-формальном плане. Но в то же время в сочинениях Шнитке можно подчас встретить если и не прямые малеровские цитаты, то во всяком случае более или менее явственные стилистические аллюзии. Есть они и в Четвертом концерте, который блестяще сыграл Вадим Репин.
21.11.2024

Музыкальная жизнь

Масштабный цикл «Весь Стравинский» уже третий сезон удивляет и образовывает публику, и продлится еще не один год. Амбициозная идея музыковеда и просветителя Ярослава Тимофеева состоит в том, чтобы исполнить и, главное, «расшифровать» филармонической аудитории всю музыку Игоря Федоровича. Для каждого концерта Ярослав старается пригласить лучших музыкантов и выстроить концепцию своего рассказа вокруг многочисленных «стилевых доминант», хитро сменяющих друг друга на протяжении жизни композитора, и самых интересных фактов, которые объясняют не только обстоятельства создания произведений, но и неочевидные музыкальные нюансы, в них заложенные.
07.11.2024

Музыкальная жизнь

На открытии Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова под управлением Игоря Дронова представил три московские премьеры: сюиту из балета «Пиковая дама» Юрия Красавина, Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова (солистки – Ирина Стачинская, Зоя Вязовская) и «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева. Три композитора трех поколений – за семьдесят, за тридцать и за пятьдесят соответственно, три сочинения продолжительностью от 18 до 45 минут. В строгом смысле слова программа отступала от принятого формата концертов фестиваля, где обычно звучит около десятка произведений умеренной продолжительности. Три опуса, созданных в нынешнем десятилетии, дали три варианта ответа на вопрос «Что современно?» – так назывался цикл концертов, прошедший полгода назад в «ГЭС-2» (кстати, завершало его также произведение Сысоева).
05.09.2024

Музыкальная жизнь

Три года назад Московская филармония отметила 100-летие и, вспомнив о славном прошлом, стала обзаводиться новыми традициями. Например, открывать сезон выступлением сильного регионального оркестра вместе с Денисом Мацуевым. В этом году по приглашению Московской филармонии вновь стал Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Да, эти музыканты давние друзья, но кроме этого есть художественная сторона, планка качества исполнения, и она у ГАСО РТ неизменно высока, и коллектив вполне способен конкурировать со столичными грандами.
11.07.2024

Музыкальная жизнь

Вечером 27 июня на сцене КЗЧ под дирижерской палочкой Федора Леднёва объединились мощные исполнительские силы: музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра и вокалисты Государственной академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова, пятеро солистов-певцов и два пианиста. Завершение второго сезона цикла Musica sacra nova получилось поистине грандиозным, и не только в количественном отношении.
06.05.2024

Музыкальная жизнь

В Концертном зале имени П. И. Чайковского шесть пианистов исполнили Двадцать четыре прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой. Инициатором вечера стал внук прославленной пианистки Арсений Тарасевич-Николаев.
10.04.2024

Музыкальная жизнь

Абонемент «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», войдя в новый сезон, продолжил его концертом из произведений учеников Римского-Корсакова. Все это произведения по большей части 1920-1930-х годов, стало быть, относящиеся ко времени «модерна». И все это без исключения церковная музыка на тексты «обихода». Поскольку цикл концертов осуществляется Московской филармонией в союзе с Фондом Николая Каретникова, духовного ученика отца Александра Меня, позволю себе напомнить, что у этого замечательного московского композитора были «в хозяйстве» не только циклы русских духовных песнопений, но и обиходная католическая месса для московского собора. Он продолжал традицию, идущую в России от начала ХХ века.
03.04.2024

Коммерсантъ

В концерте абонементного цикла Московской филармонии «Весь Стравинский» впервые принял участие знаменитый пианист Алексей Любимов, один из лучших интерпретаторов и Стравинского, и музыки ХХ века вообще. Буквально несколькими днями раньше важная музыка конца ХХ и начала XXI века звучала в другом филармоническом концерте, завершившем абонемент «Другое пространство. Continuo». 
28.03.2024

Играем с начала

Гала-концерт в КЗЧ по случаю 180-летия со дня рождения Римского-Корсакова был юбилейным вдвойне. Второй юбилей, правда, особо не афишировался, хотя Алексей Васильевич Парин, отмечавший в те же дни свое 80-летие, в зале присутствовал. И не просто присутствовал, но вел вечер, программу которого сам же и составил. Программа, включавшая фрагменты из восьми опер, была призвана показать непреходящую актуальность творчества композитора, ответить на поставленный ее автором вопрос: «Кто же Римский-Корсаков – сказочник и чародей, у которого и море поет, и лес шепчет свои разгадки, – или философ, который через любую музыкальную оболочку заставляет проступать такие истины, которые в России не сами собой разумеются?»
27.03.2024

Музыкальная жизнь

Тайный реквием, молитва и гимны. Три российские премьеры американского и европейских композиторов, неочевидная музыка двух отечественных авторов. В Камерном зале Московской филармонии успешно продолжается абонемент «Лаборатория Musica sacra nova», исследующий феномен новой сакральности.
26.02.2024

Коммерсантъ

Оркестр Нижегородского оперного театра La Voce Strumentale, дирижер Дмитрий Синьковский и солисты во главе с сопрано Надеждой Павловой представили в Московской филармонии концертное исполнение оперы Моцарта «Похищение из сераля».
22.01.2024

Российская газета

В Концертном зале имени П. И. Чайковского всемирно знаменитый оперный певец Ильдар Абдразаков выступил с Российским национальным оркестром под управлением Тимура Зангиева, представив разнообразную итальяно-русскую программу, собранную в основном из абсолютных шлягеров.
15.12.2023

Музыкальная жизнь

Одно из достижений Московской филармонии последних лет – абонементы современной музыки в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Регулярные концерты с актуальными программами не менее важная инициатива, чем даже сам фестиваль. «Другое пространство. Continuo» продолжает держать марку, несмотря на то, что с покупкой нот, коммуникацией с зарубежными коллегами и подбором солистов сейчас наблюдаются явные сложности. Многие из этих произведений исполняются впервые в России или в Москве, что тоже становится поводом для посещения концертов. Но главное – умение создателей абонемента сочетать в одной программе совсем разные композиторские эстетики.
13.12.2023

The Blueprint

Суперуспешная мировая премьера «Сфер» московского композитора Алексея Сысоева, «Весна священная» — ключевой концерт в филармоническом цикле «Весь Стравинский», музыка Ренессанса и барокко, вагнеровский «Летучий голландец» в постановке Константина Богомолова — год для дирижера Филиппа Чижевского вышел всем нам на зависть. 24 декабря он исполняет в Зале Чайковского любимую музыку европейских зимних праздников — «Рождественскую ораторию» Сен-Санса. Следующий год начинает в «Новой опере» не слишком праздничной, но миролюбивой программой из Гайдна, Шенберга и Онеггера, приуроченной к Дню памяти жертв Холокоста. С Екатериной Бирюковой дирижер поговорил о разнообразии своих интересов, среди которых есть место даже тундре.
11.12.2023

Музыкальная жизнь

Нижегородский академический театр оперы и балета имени А.С.Пушкина с приходом в него два года назад новой команды лидеров (худрук – Алексей Трифонов, главный дирижер – Дмитрий Синьковский) все увереннее берется за проекты, рвущие с пыльной репертуарной рутиной. Свежее доказательство – привезенная в Концертный зал имени П.И.Чайковского программа, включившая, с одной стороны, оперную и ораториальную музыку Генделя, а с другой – российскую премьеру навеянного духом барокко произведения Opera одного из ведущих современных отечественных композиторов – Леонида Десятникова.