30 лет оркестру Musica Viva

Исполнители:

Московский камерный оркестр Musica Viva

Дирижёр — Александр Рудин

Солист — Николай Луганский (фортепиано)

В программе:

Феликс Мендельсон (1809–1847)
«Сказка о прекрасной Мелузине», концертная увертюра

Роберт Шуман (1810-1856)
Концерт для фортепиано с оркестром

Феликс Мендельсон (1809–1847)
Симфония No. 5 («Реформационная»)

Заключительный концерт своего юбилейного абонемента оркестр «Musica viva» посвящает Феликсу Мендельсону, двухсотый день рождения которого отмечается 3 февраля. Основную часть программы составила музыка этого композитора: самая «душевная», по определению автора, увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине» и редко исполняемая в Москве «Реформационная» симфония, созданная в честь празднования в германских землях 300-летия со дня основания Мартином Лютером Реформации. Драматургическим ядром симфонии стал известный протестантский хорал «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь — твердыня наша»), авторство которого приписывается Мартину Лютеру. Музыка Мендельсона входит в круг приоритетов Александра Рудина, умеющего в любой эпохе открыть неожиданные страницы. Особенно часто музыкант обращается к феномену раннего романтизма — как в зарубежной, так и в русской музыке, причем из западноевропейских романтиков ему наиболее созвучны оказались Мендельсон и Шуман.

Идея сотрудничества оркестра «Musica viva» с одним из самых известных российских пианистов — Николаем Луганским — родилась в этом сезоне: 28 декабря музыканты впервые встретились на сцене Дома ученых в Сарове (в рамках «Декабрьских музыкальных вечеров памяти Святослава Рихтера»). Встреча по всей вероятности не случайная, поскольку в ходе этого выступления обнаружился внутренний резонанс исполнительских стилей Александра Рудина и Николая Луганского — оба музыканта известны своим вдумчивым и глубоким погружением в мир исполняемого произведения, а также сознательным отказом от внешних эффектов в пользу поисков и экспериментов в русле чистой академической традиции. И что самое удивительное, это совпадение творческих установок привело к появлению нового качества: исполнительские манеры дирижера и солиста обрели новые непривычные краски, не теряя притом своей индивидуальности.