80 лет со дня рождения Альфреда Шнитке.
«Новая Россия», Юрий Башмет,
Виктор Третьяков, Наталья Лихопой,
Валентин Урюпин

понедельник, 19:00

В программе:

Шнитке
Moz-Art a’ la Haydn – игра со светом для дирижера, двух солистов и двух струнных оркестров
«(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра
Концерт для альта с оркестром (Посвящается Юрию Башмету)

Шуберт
Симфония № 8 («Неоконченная»)

Абонемент продан

Музыка Альфреда Шнитке уже стала классикой. Казалось бы, еще совсем недавно произведения композитора слыли авангардными. А сегодня такая оценка творчества мастера вызывает, разве что, удивление. Музыкальный мир Шнитке, подобно миру Малера и Шостаковича, находился в неразрывной связи с реалиями окружающей жизни: музыка говорила о них, спорила, ужасалась им, страдала, выражала прекрасное и великое, сломанное и сломленное, светлое и возвышенное, гадкое и пошлое, но никогда не смирялась.

В творчестве Шнитке соединились наиболее важные тенденции композиторских поисков и открытий этого времени, она впитала в себя почти всё, чем так богат ХХ век, и этот сплав породил индивидуальный стиль композитора. Его сочинения, воспринимаемые современниками как животрепещущие, не потеряли своей актуальности и спустя десятилетия.

На протяжении жизненного пути композитора менялся его музыкальный язык: от авангардных и экспериментальных сочинений — через метод полистилистики — до пластического взаимопроникновения, синтеза стилей. Но даже в своих самых прогрессивных опусах Шнитке уделял особое внимание именно слуховому восприятию его музыки, адресованной не только искушенным ценителям, но и любой, готовой к открытиям, публике.

В день 80-летия композитора в Большом зале консерватории, с которой композитора связывали и годы педагогической работы, и творческая жизнь, прозвучат сочинения, представляющие разные грани гения Шнитке.

Откроет программу Moz-Art a’ la Haydn — игра со светом для дирижёра, двух солистов и двух струнных оркестров. Произведение, которое сам композитор охарактеризовал как «музыкальную шутку, юмористический коллаж на музыку Моцарта» — соединение различных моцартовских тем последовательно и в одновременности, создающих вместе веселую неразбериху

Увертюра «(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра — довольно часто исполняемое произведение Шнитке. Названием сочинения является каламбур, возникающий в том случае, если к названию комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (Еin Sommernachtstraum) — именно в немецком варианте — добавить букву (К)ein Sommernachtstraum), означающую отрицание. Название определило и замысел произведения: композитор нарочито использует клише классической музыки и здесь же демонстрирует штампы её восприятия, усиливая сатиричное и даже гротесковое звучание.

Совершенно в противоположном ключе написан «Концерт для альта с оркестром», посвященный Юрию Башмету. Возможно, это самое трагическое произведение Шнитке. В его основе — медитативно-конфликтная драматургия, выстроенная по принципу усиления трагизма, апогей которого наступает в заключительном разделе (коде), где медитативный хорал превращается в траурное шествие, а монолог альта на фоне «погребального» колокольного звона воспринимается как «надгробный плач». Композитор посвятил это сочинение Юрию Башмету и зашифровал фамилию альтиста в партитуре, тем самым увековечив имя феноменального музыканта.

Участники концерта — Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталья Лихопой и оркестр «Новая Россия» — знают о музыке Альфреда Шнитке многое и готовы поделиться своими интерпретациями сочинений композитора со всеми ценителями его творчества. Это будет удивительный и очень личностный Hommage с весьма символичным финалом. В программе вечера также прозвучит «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, как символ того, что главная симфония жизни Шнитке – его музыка, намного опередившая время, – остается живой и словно бы продолжает сочиняться уже нами, слушателями и исполнителями, – в настоящем.

Другие
концерты этого абонемента