Музыка
Альфреда Шнитке уже стала классикой. Казалось бы, еще совсем недавно
произведения композитора слыли авангардными. А сегодня такая оценка творчества
мастера вызывает, разве что, удивление. Музыкальный мир Шнитке, подобно миру
Малера и Шостаковича, находился в неразрывной связи с реалиями окружающей
жизни: музыка говорила о них, спорила, ужасалась им, страдала, выражала
прекрасное и великое, сломанное и сломленное, светлое и возвышенное, гадкое и
пошлое, но никогда не смирялась.
В творчестве Шнитке
соединились наиболее важные тенденции композиторских поисков и открытий этого
времени, она впитала в себя почти всё, чем так богат ХХ век, и этот сплав
породил индивидуальный стиль композитора. Его сочинения, воспринимаемые
современниками как животрепещущие, не потеряли своей актуальности и спустя
десятилетия.
На протяжении жизненного
пути композитора менялся его музыкальный язык: от авангардных и
экспериментальных сочинений — через метод полистилистики — до пластического
взаимопроникновения, синтеза стилей. Но даже в своих самых прогрессивных опусах
Шнитке уделял особое внимание именно слуховому восприятию его музыки,
адресованной не только искушенным ценителям, но и любой, готовой к открытиям,
публике.
В день 80-летия
композитора в Большом зале консерватории, с которой композитора связывали и
годы педагогической работы, и творческая жизнь, прозвучат сочинения,
представляющие разные грани гения Шнитке.
Откроет программу Moz-Art a’ la Haydn — игра со светом
для дирижёра, двух солистов и двух струнных оркестров. Произведение, которое
сам композитор охарактеризовал как «музыкальную шутку, юмористический коллаж на
музыку Моцарта» — соединение различных моцартовских тем последовательно и в
одновременности, создающих вместе веселую неразбериху
Увертюра «(Не) сон в летнюю ночь» для
симфонического оркестра — довольно часто исполняемое произведение Шнитке.
Названием сочинения является каламбур, возникающий в том случае, если к
названию комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (Еin Sommernachtstraum) — именно в немецком варианте — добавить
букву (К)ein Sommernachtstraum),
означающую отрицание. Название определило и замысел произведения: композитор
нарочито использует клише классической музыки и здесь же демонстрирует штампы
её восприятия, усиливая сатиричное и даже гротесковое звучание.
Совершенно в
противоположном ключе написан «Концерт
для альта с оркестром», посвященный Юрию Башмету. Возможно, это
самое трагическое произведение Шнитке. В его основе — медитативно-конфликтная
драматургия, выстроенная по принципу усиления трагизма, апогей которого
наступает в заключительном разделе (коде), где медитативный хорал превращается
в траурное шествие, а монолог альта на фоне «погребального» колокольного звона
воспринимается как «надгробный плач». Композитор посвятил это сочинение Юрию
Башмету и зашифровал фамилию альтиста в партитуре, тем самым увековечив имя
феноменального музыканта.
Участники
концерта — Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталья Лихопой и
оркестр «Новая Россия» — знают о музыке Альфреда Шнитке многое и готовы
поделиться своими интерпретациями сочинений композитора со
всеми ценителями его творчества. Это будет удивительный и очень личностный Hommage с весьма
символичным финалом. В программе вечера также прозвучит «Неоконченная симфония»
Франца Шуберта, как символ того, что главная симфония жизни Шнитке – его музыка,
намного опередившая время, – остается живой и словно бы продолжает сочиняться
уже нами, слушателями и исполнителями, – в настоящем.