80 лет со дня рождения Альфреда Шнитке. «Новая Россия», Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталья Лихопой, Валентин Урюпин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    80 лет со дня рождения Альфреда Шнитке.
    «Новая Россия», Юрий Башмет,
    Виктор Третьяков, Наталья Лихопой,
    Валентин Урюпин

    24 ноября 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Шнитке
    Moz-Art a’ la Haydn – игра со светом для дирижера, двух солистов и двух струнных оркестров
    «(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра
    Концерт для альта с оркестром (Посвящается Юрию Башмету)
    Шуберт
    Симфония № 8 («Неоконченная»)

    12+

    Абонемент №64:

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Музыка Альфреда Шнитке уже стала классикой. Казалось бы, еще совсем недавно произведения композитора слыли авангардными. А сегодня такая оценка творчества мастера вызывает, разве что, удивление. Музыкальный мир Шнитке, подобно миру Малера и Шостаковича, находился в неразрывной связи с реалиями окружающей жизни: музыка говорила о них, спорила, ужасалась им, страдала, выражала прекрасное и великое, сломанное и сломленное, светлое и возвышенное, гадкое и пошлое, но никогда не смирялась.

    В творчестве Шнитке соединились наиболее важные тенденции композиторских поисков и открытий этого времени, она впитала в себя почти всё, чем так богат ХХ век, и этот сплав породил индивидуальный стиль композитора. Его сочинения, воспринимаемые современниками как животрепещущие, не потеряли своей актуальности и спустя десятилетия.

    На протяжении жизненного пути композитора менялся его музыкальный язык: от авангардных и экспериментальных сочинений — через метод полистилистики — до пластического взаимопроникновения, синтеза стилей. Но даже в своих самых прогрессивных опусах Шнитке уделял особое внимание именно слуховому восприятию его музыки, адресованной не только искушенным ценителям, но и любой, готовой к открытиям, публике.

    В день 80-летия композитора в Большом зале консерватории, с которой композитора связывали и годы педагогической работы, и творческая жизнь, прозвучат сочинения, представляющие разные грани гения Шнитке.

    Откроет программу Moz-Art a’ la Haydn — игра со светом для дирижёра, двух солистов и двух струнных оркестров. Произведение, которое сам композитор охарактеризовал как «музыкальную шутку, юмористический коллаж на музыку Моцарта» — соединение различных моцартовских тем последовательно и в одновременности, создающих вместе веселую неразбериху

    Увертюра «(Не) сон в летнюю ночь» для симфонического оркестра — довольно часто исполняемое произведение Шнитке. Названием сочинения является каламбур, возникающий в том случае, если к названию комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (Еin Sommernachtstraum) — именно в немецком варианте — добавить букву (К)ein Sommernachtstraum), означающую отрицание. Название определило и замысел произведения: композитор нарочито использует клише классической музыки и здесь же демонстрирует штампы её восприятия, усиливая сатиричное и даже гротесковое звучание.

    Совершенно в противоположном ключе написан «Концерт для альта с оркестром», посвященный Юрию Башмету. Возможно, это самое трагическое произведение Шнитке. В его основе — медитативно-конфликтная драматургия, выстроенная по принципу усиления трагизма, апогей которого наступает в заключительном разделе (коде), где медитативный хорал превращается в траурное шествие, а монолог альта на фоне «погребального» колокольного звона воспринимается как «надгробный плач». Композитор посвятил это сочинение Юрию Башмету и зашифровал фамилию альтиста в партитуре, тем самым увековечив имя феноменального музыканта.

    Участники концерта — Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталья Лихопой и оркестр «Новая Россия» — знают о музыке Альфреда Шнитке многое и готовы поделиться своими интерпретациями сочинений композитора со всеми ценителями его творчества. Это будет удивительный и очень личностный Hommage с весьма символичным финалом. В программе вечера также прозвучит «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, как символ того, что главная симфония жизни Шнитке – его музыка, намного опередившая время, – остается живой и словно бы продолжает сочиняться уже нами, слушателями и исполнителями, – в настоящем.

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Юрий Башмет, открывший новую страницу в истории коллектива. 

    С оркестром сотрудничали прославленные дирижеры и солисты, среди которых Валерий Гергиев, Тань Дунь, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Жан-Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Александр Князев, Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, а также артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и другие.

    С 2002 года оркестр дал более 1000 концертов в России и за рубежом: в Москве и Санкт-Петербурге, городах Поволжья, «Золотого кольца», Урала, Сибири, в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Польше, Франции, Швейцарии, Южной Корее, Японие, странах Балтии, Скандинавии и многих других. 

    В репертуаре оркестра сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений Джан Карло Менотти, Эдисона Денисова, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной, Гии Канчели, Александра Чайковского, Тань Дуня, Жан-Люка Понти, Тору Такемицу, Мортона Фелдмана, Игоря Райхельсона, Ханса Ротта, Эмила Табакова, Александра Балтина, Владимира Комарова, Бориса Франкштейна, Георгия Бузоглы. 

    Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи и международных фестивалей, которые маэстро Башмет проводит в Ярославле, Ростове-на-Дону и Минске. В разные годы участвовал в Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Виртуозы гитары» и Vivacello. В дискографии коллектива – сочинения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, П. И. Чайковского, Рахманинова, А. Чайковского. 

    В марте 2007 года оркестру был выделен Грант Правительства Российской Федерации. В 2010 года «Новая Россия» удостоена Гранта Президента РФ. В 2014 году «Новая Россия» приняла активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны и музыка, сопровождавшая церемонии открытия и закрытия Олимпиады. 

    В сезоне 2019/20 оркестр представляет в Московской филармонии персональные абонементные циклы в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Большом зале консерватории, принимает участие в концертах абонементов «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве», концертных циклах для детей и юношества и других проектах. В этом сезоне с оркестром выступают Юрий Башмет, Штефан Владар (в качестве дирижера и солиста), дирижеры Давид Герингас, Роберт Туои, Джон Маклафлин Уильямс, Денис Власенко, Димитрис Ботинис, Владимир Рылов, Алексей Рубин, Игорь Разумовский, пианисты Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Андрей Коробейников, Филипп Копачевский, Арсений Тарасевич-Николаев, скрипачи Сергей Крылов, Арабелла Штайнбахер, виолончелист Александр Бузлов, певицы Ольга Бородина, Клементин Марген, Сабин Девьей, многие другие известные исполнители и молодые таланты.

    Юрий Башмет

    Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. Еще в студенческие годы стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и Мюнхене (1976, I премия). Вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в его истории альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных нашими современниками. Для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено более 50 произведений. Выступал со всеми крупнейшими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный «Грэмми» за всю ее 50-летнюю историю.

    С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». В симфонических абонементах Башмета музыка разных эпох и стилей – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шнитке, Губайдулина, Канчели. Выступления оркестра с успехом проходят в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония.

    Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Башмета и Святослава Рихтера. После смерти Рихтера, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

    Созданный Башметом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию имени Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.

    Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина). В 2012 году под руководством Юрия Башмета создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Башмета. 

    Валентин Урюпин

    Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских музыкантов молодого поколения: многообещающий дирижер, великолепный кларнетист, первоклассный ансамблист. Выпускник Московской консерватории по классу кларнета профессора Евгения Петрова и классу оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского, лауреат 25 международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории. Урюпин также добился значительных успехов в области дирижирования, завоевав премии на II Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве (2015), V Международном конкурсе имени Густава Малера в Бамберге (2016) и победив на VIII международном конкурсе дирижеров имени сэра Георга Шолти во Франкфурте (2017).

    Как солист и дирижер сотрудничает с лучшими российскими и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Евгения Светланова, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Национальный филармонический оркестр России, Новосибирский театр оперы и балета, Новосибирский академический симфонический оркестр, оркестры Мюнхена, Франкфурта, Штутгарта, Женевы, Брюсселя, Бамберга, Праги, Дублина, Мадрида, Пекина, Сингапура, Дурбана и другие. Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс ДиДонато, Барбара Ханниган, Александр Князев и многие другие. Как дирижер-ассистент работал с Валерием Гергиевым и Владимиром Юровским. Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов Чарльза Найдика и Мишеля Летьека, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта Мазура. 

    В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени Чайковского. В течение пяти лет был ассистентом Теодора Курентзиса и солистом возглавляемого им оркестра MusicAeterna. Вместе с прославленным режиссером и художником Робертом Уилсоном участвовал в работе над постановкой оперы «Травиата», в 2016 году представленной на Дягилевском фестивале и трижды удостоенной премии «Золотая Маска». 

    Сегодня Валентин Урюпин – дирижер Пермского академического театра оперы и балета, художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра. Продолжает выступать как кларнетист, пополняя репертуар многочисленными транскрипциями и новейшими произведениями. В рецензии на сольный дебют Урюпина в США обозреватель газеты The Washington Post назвал его игру «музицированием высочайшего калибра». Среди ангажементов нынешнего сезона – гастроли с Госоркестром России в Великобритании, выступления с Оркестром радио и ТФ Саарбрюккена, «Тоска» Пуччини в Баденском государственном театре в Карлсруэ (Германия), концерты с Ростовским академическим симфоническим оркестром в Линце, Симфоническим оркестром Венского радио (Австрия), оркестром Итальянской Швейцарии в Лугано и Tapiola Sinfonietta в Эспоо (Финляндия), а также с Токийским симфоническим оркестром. В ближайших планах Урюпина-дирижера – дебюты с Уральским академическим филармоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Филармоническим оркестром имени Энеску (Бухарест), а также на фестивале в Брегенце.

    Виктор Третьяков

    Виктора Третьякова без преувеличений можно назвать одним из символов русской скрипичной школы. Великолепное владение инструментом, невероятная сценическая энергетика и глубокое проникновение в стиль исполняемых произведений — все эти качества, характерные для скрипача, в течении многих лет привлекают к нему огромное количество любителей музыки во всем мире.

    Начав музыкальное образование в Иркутской музыкальной школе, и продолжив его затем в Центральной музыкальной школе, Виктор Третьяков блестяще завершил его в Московской государственной консерватории в классе легендарного педагога Юрия Янкелевича. 

    В 1966 году Виктор Третьяков становится лауреатом  I премии Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени начинается блестящая концертная деятельность скрипача. С неизменным успехом он выступает по всему миру и как солист, и в ансамбле со многими выдающимися дирижерами и музыкантами современности, участвует во многих международных фестивалях.

    География его гастролей охватывает Великобританию, США, Германию, Австрию, Польшу, Японию, Нидерланды, Францию, Испанию, Бельгию, Скандинавские страны и Латинскую Америку. Основу репертуара скрипача составляют скрипичные концерты XIX столетия (Бетховен, Мендельсон, Брамс, Брух, Чайковский); его интерпретации произведений ХХ столетия, в первую очередь — Шостаковича и Прокофьева признаны образцовыми в отечественной исполнительской практике.

    Виктор Третьяков проявляет себя в разнообразной творческой деятельности: так, с 1983 по 1991 годы он возглавлял Государственный камерный оркестр СССР, став на посту художественного руководителя последователем легендарного Рудольфа Баршая. Концертные выступления  Виктор  Третьяков успешно сочетает с педагогической и общественной деятельностью.

    Многие годы музыкант является профессором Московской консерватории и Кельнской Высшей Школы музыки; он регулярно приглашается для проведения мастер-классов, и выполняет функции председателя Благотворительного фонда имени Ю.И.Янкелевича. Скрипач также неоднократно руководил работой жюри скрипачей Международного конкурса имени Чайковского.