Блестящая итальянская увертюра:
Россини, Верди.
Оркестр Московской филармонии,
Юрий Симонов

среда
19:00

12+

В программе:

Россини
Увертюры к операм:
«Шелковая лестница»
«Семирамида»
«Золушка»
«Севильский цирюльник»
«Синьор Брускино»
«Вильгельм Телль»

Верди
Увертюры к операм:
«Луиза Милле»
«Набукко»
«Сицилийская вечерня»
«Сила судьбы»
Вступление к II акту оперы «Бал–маскарад»
Балетная музыка из III акта оперы «Отелло»


На протяжении многих десятилетий оперная увертюра просто обязана была быть яркой и блестящей. Её родовая черта – борьба за внимание зрителя: до Вагнера свет в зрительном зале не выключали, и начало увертюры должно было быть таким, чтобы сразу привлечь публику (вот почему многие увертюры начинаются с громких аккордов). Композиторы проявляли максимум фантазии, чтобы с первых нот увлечь зрителей, и часто придумывали самые невероятные звуковые эффекты.

XIX век стал столетием знаменитых увертюр. Многие из них сегодня занимают почетное место в репертуаре симфонических оркестров, тогда как сами оперы забыты. Джоаккино Россини и Джузеппе Верди – два героя концертной программы – как раз входят в число тех композиторов, которые создали самые известные сочинения в этом жанре. Их популярность заслуженна: именно Россини и Верди сделали увертюру не просто кратким конспектом оперы, увлекательной экспозицией главных персонажей, но и виртуозной пьесой для оркестра. 

В увертюрах Россини и Верди собраны самые яркие темы, некоторые из них – как заключительный марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль» или лирическая тема из увертюры к опере «Сила судьбы» – стали частью современной поп-культуры. Эти маленькие симфонические шедевры поражали и продолжают поражать слушателей неожиданными контрастами, парадом солирующих инструментов и эффектными оркестровыми приемами. За один такой прием – нарастающее, как снежный ком, крещендо всего оркестра в финале, которым Россини любил завершать увертюры, и который так обожала публика – он получил прозвище «Синьор Крещендо». Поэтому их так любят и музыканты, и слушатели. И поэтому программа Симфонического оркестра Московской филармонии во главе с Юрием Симоновым просто обречена на успех. Тем более что о знаменитых увертюрах и об операх – знаменитых и не очень – расскажет Артём Варгафтик.