На протяжении
многих десятилетий оперная увертюра просто обязана была быть яркой и блестящей.
Её родовая черта – борьба за внимание зрителя: до Вагнера свет в зрительном
зале не выключали, и начало увертюры должно было быть таким, чтобы сразу привлечь
публику (вот почему многие увертюры начинаются с громких аккордов). Композиторы
проявляли максимум фантазии, чтобы с первых нот увлечь зрителей, и часто
придумывали самые невероятные звуковые эффекты.
XIX век
стал столетием знаменитых увертюр. Многие из них сегодня занимают почетное
место в репертуаре симфонических оркестров, тогда как сами оперы забыты. Джоаккино
Россини и Джузеппе Верди – два героя концертной программы – как раз входят в
число тех композиторов, которые создали самые известные сочинения в этом жанре.
Их популярность заслуженна: именно Россини и Верди сделали увертюру не просто
кратким конспектом оперы, увлекательной экспозицией главных персонажей, но и
виртуозной пьесой для оркестра.
В увертюрах Россини и Верди собраны самые яркие темы,
некоторые из них – как заключительный марш из увертюры к опере «Вильгельм
Телль» или лирическая тема из увертюры к опере «Сила судьбы» – стали частью
современной поп-культуры. Эти маленькие симфонические шедевры поражали и
продолжают поражать слушателей неожиданными контрастами, парадом солирующих
инструментов и эффектными оркестровыми приемами. За один такой прием –
нарастающее, как снежный ком, крещендо всего оркестра в финале, которым Россини
любил завершать увертюры, и который так обожала публика – он получил прозвище
«Синьор Крещендо». Поэтому их так любят и музыканты, и слушатели. И поэтому
программа Симфонического оркестра Московской филармонии во главе с Юрием
Симоновым просто обречена на успех. Тем более что о знаменитых увертюрах и об
операх – знаменитых и не очень – расскажет Артём Варгафтик.