Александр Князев: органное соло : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Александр Князев: органное соло

    8 октября 2009

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Александр Князев (виолончель, орган)
    В программе:
    И. С. Бах

    12+

    Абонемент №22:

    Вечера органной музыки

    50 лет органу Концертного зала имени П.И.Чайковского

    Исполнитель:

    Александр Князев (орган)

    В программе:

    Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) (К 325-летию со дня рождения)
    Пять хоралов
    Соната № 3 ре минор
    Соната № 4 ми минор
    Фантазия соль мажор
    Шесть шюблеровских хоралов
    Трио-соната № 2 до минор
    Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор

    8 октября в Концертном зале имени П.И.Чайковского эксклюзивный артист Московской филармонии виолончелист и органист Александр Князев представляет сольную органную программу, посвященную музыке И.С.Баха.

    В этом сезоне в «обязательной программе» органистов – посвящение Иоганну Себастьяну Баху, поскольку великому немецкому композитору исполняется 325 лет. В той или иной степени дань уважения композитору отдают все участники абонемента «Вечера органной музыки», который открывается сольным концертом одного из самых харизматичных и необычных российских музыкантов – Александра Князева, наряду с блестящей виолончельной карьерой на протяжении последних сезонов делающего семимильные шаги к вершинам органного Олимпа.

    В прошедшем сезоне Александр Князев выступил с органными концертами в Перми, Омске, Пицунде, Набережных Челнах, Львове, Харькове, Черновцах, Белой Церкви (Украина) и в Санкт-Петербурге. Органный дебют музыканта состоялся в знаменитом Домском соборе в Риге. В ближайшее время ему предстоят органные выступления в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске, Киеве, Лионе и Страсбурге (Франция), а также в двух знаменитых парижских соборах – Нотр-Дам и Сент-Эсташ. Кроме того, в июле 2010 года музыкант выступит с сольным органным концертом на знаменитом фестивале Радио Франс в Монпелье, который будет транслироваться в прямом эфире на все страны Европы.

    Бах всегда находится в центре внимания исполнителя. «Я пытаюсь найти такое прочтение музыки Баха, которое в первую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем случае нельзя устраивать из нее «музей», – говорит А.Князев. Его «бахиана» включает такие сложнейшие эксклюзивные проекты, как исполнение в один вечер всех виолончельных сюит композитора (дважды в Большом зале консерватории) и запись их на CD (тоже дважды), или всех шести трио-сонат для органа (Омск, 2008).

    Сольная программа в Концертном зале имени П.И.Чайковского по своей масштабности не уступает перечисленным проектам: в одном концерте Александр Князев планирует исполнить две трио-сонаты Баха (№ 2 и 4), Фантазию соль мажор и Фантазию и фугу соль минор, три хоральные прелюдии («Из глубочайшей бездны взываю к Тебе», «У рек Вавилонских», «Отец наш небесный»), Шесть шюблеровских хоралов и Прелюдию и фугу ми-бемоль мажор (Святой Анны).

    Юбилеи бывают не только у музыкантов, но и у инструментов, на которых они играют. Особенно если эти инструменты — уникальные, поистине штучной работы. Такие, как орган Концертного зала им. П.И.Чайковского — главный филармонический орган Москвы, которому в 2009 году исполняется 50 лет. Его история началась в середине 50-х годов ХХ века, когда знаменитый чешский органист и органный мастер Иржи Рейнбергер высказал мысль о том, что в Москве должен быть построен современный инструмент. «У вас лучшая в мире публика и худшие в мире органы», — заметил маэстро. Для строительства нового инструмента была приглашена чешская фирма «Ригер-Клосс».

    Новый орган пришёл на смену старинному инструменту фирмы «Э.Ф.Валькер» (Людвигсбург, Германия), первоначально установленному в 1839 г. в Санкт-Петербурге в Соборе Св. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нём играл П.И.Чайковский). Перед войной он был перевезён в Москву и установлен в только что построенном Концертном зале им. П.И.Чайковского, но при «путешествии из Ленинграда в Москву» получил столь серьёзные повреждения, что качество его звучания не выдерживало критики. (В 1958 году этот инструмент был демонтирован, реконструирован на фирме «Ригер-Клосс» и установлен в Концертном зале Донецкой филармонии).

    «Двадцатый сезон в зале имени Чайковского открылся 26 сентября 1959 года концертом хорошо знакомого москвичам чешского органиста Иржи Рейнбергера, — писал об инаугурации органа один из его создателей, выдающийся советский органист Леонид Ройзман. — В этот вечер впервые зазвучал перед любителями органной музыки новый грандиозный орган, изготовленный в Чехословакии. Честь первого исполнения на новом инструменте была представлена И.Рейнбергеру, осуществившему художественное и техническое наблюдение за строительством органа. Играя сложную программу из произведений различных эпох и стилей, артист стремился наиболее полно и разносторонне представить звуковые возможности инструмента… Исполнитель показал здесь совершенство механики нового органа, чутко реагирующего на любые «приказы». Быстрые последовательности двойных нот, аккордовые репетиции и много других фактурных приемов свободно осуществляются на клавиатурах инструмента».

    На тот момент новый орган был самым крупным в Москве. Для его перевозки потребовался специальный состав из 8 вагонов. Длина корпуса органа 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших труб доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены 4 клавиатуры для рук и одна для ног, пульт снабжен контрольным сигнальным устройством. Диспозиция спроектирована Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом.

    Одним из главных энтузиастов установки органа был Гарри Гродберг. Впоследствии инструмент был дважды реконструирован — в 1970 и 1977 годах. Тогда же была изменена диспозиция органа, ее автором стал Г.Я.Гродберг. Легендарный маэстро на протяжении многих десятилетий является главным хранителем органа. Благодаря ему инструмент находится в превосходной «форме», что отмечают все органисты, выступающие в Концертном зале имени П.И.Чайковского.

    Сегодня орган Концертного зала им. П.И.Чайковского признан общественностью и критиками одним из лучших инструментов Москвы. Его возможности позволяют исполнять музыку самых разных эпох, стилей и национальных школ. Здесь регулярно проводятся фестивали «Девять веков органа» и «Музыка христианских богослужений». На этой сцене выступали и выступают выдающиеся российские органисты — Олег Янченко, Александр Фисейский, Людмила Голуб, Алексей Семёнов, Анастасия Сидельникова, Александр Князев и многие другие, а также именитые музыканты из стран Европы и Америки.

    Все органные концерты сезона 2009-2010 будут проходить под девизом «50 лет органу Концертного зала имени П.И.Чайковского».

    Александр Князев

    Заслуженный артист России, Александр Князев окончил Московскую государственную консерваторию (класс виолончели профессора Александра Федорченко) и Нижегородскую государственную консерваторию (класс органа профессора Галины Козловой). Долгие годы успешно сочетает амплуа виолончелиста и органиста, с 2015 года выступает также как пианист. Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Гаспара Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

    Выступал с ведущими коллективами мира, среди которых Королевский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Токийский симфонический и оркестр японской корпорации NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Будапештский фестивальный, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и др. 

    Артист сотрудничал с дирижерами, среди которых Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. Играл в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Сергеем Крыловым, Денисом Мацуевым, Огюстеном Дюмэ, Борисом Березовским, Валерием Афанасьевым, Михаилом Воскресенским, Николаем Луганским, Евгением Кисиным, Елизаветой Леонской, Эдуардом Оганесяном, Пламеной Манговой, Катей Сканави и др. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным. 

    Концерты Князева проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Вены, Милана, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Музыкант принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивалях в Кольмаре, Монпелье (Радио Франс), Ла-Рок-д'Антероне, Нанте («Безумные дни»), Гштааде, Вербье, Зальцбурге, Праге, Бухаресте (имени Джордже Энеску), Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейро и др. 

    В 1995–2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. В настоящее время регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве. 

    Как органист Александр Князев много выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году он возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде. В его репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, трио-сонаты, «Искусство фуги» (транскрипция Хельмута Вальхи), «Гольдберг-вариации» (транскрипция Жана Гийю), сонаты для скрипки и органа. Цикл «Искусство фуги» музыкант исполнял в Казальс-холле в Токио, на фестивале Радио Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Нидерландов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Лейпцигские хоралы звучали в его исполнении в Домском соборе в Риге, Московском международном Доме музыки, Зале Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Затем Князев записал их на органе Домского собора в Риге (фирма Fuga Libera). Альбом сочинений Баха был записан музыкантом также для французского лейбла Mirare. 

    Огромную роль в жизни и творчестве Князева сыграло общение с выдающимся французским органистом Жаном Гийю, с которым он сыграл множество концертов, по приглашению которого не раз выступал как органист в Церкви Св. Евстафия в Париже, а также записал «Концертную фантазию» Гийю для виолончели и органа (сочинение посвящено Александру Князеву). 

    В большой, разнообразной дискографии музыканта – более 40 CD. Многие записи Князева были удостоены престижных международных наград (в частности, двух премий ECHO Klassik, Diapason d’Or и др.). В числе последних релизов – альбом виолончельных сочинений Регера; переиздание диска из антологии записей Евгения Светланова («Шеломо» Блоха с Госоркестром); запись сонаты Франка и транскрипции «Элегической поэмы» Изаи с болгарской пианисткой Пламеной Манговой, получившая блестящие отзывы журнала Gramophone; три сонаты Баха для виолончели и органа, записанные в дуэте с Жаном Гийю (Augure).