Александр Князев: органное соло

    8 октября 2009

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Александр Князев (виолончель, орган)
    В программе:
    И. С. Бах

    12+

    Абонемент №22:

    Вечера органной музыки

    50 лет органу Концертного зала имени П.И.Чайковского

    Исполнитель:

    Александр Князев (орган)

    В программе:

    Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) (К 325-летию со дня рождения)
    Пять хоралов
    Соната № 3 ре минор
    Соната № 4 ми минор
    Фантазия соль мажор
    Шесть шюблеровских хоралов
    Трио-соната № 2 до минор
    Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор

    8 октября в Концертном зале имени П.И.Чайковского эксклюзивный артист Московской филармонии виолончелист и органист Александр Князев представляет сольную органную программу, посвященную музыке И.С.Баха.

    В этом сезоне в «обязательной программе» органистов – посвящение Иоганну Себастьяну Баху, поскольку великому немецкому композитору исполняется 325 лет. В той или иной степени дань уважения композитору отдают все участники абонемента «Вечера органной музыки», который открывается сольным концертом одного из самых харизматичных и необычных российских музыкантов – Александра Князева, наряду с блестящей виолончельной карьерой на протяжении последних сезонов делающего семимильные шаги к вершинам органного Олимпа.

    В прошедшем сезоне Александр Князев выступил с органными концертами в Перми, Омске, Пицунде, Набережных Челнах, Львове, Харькове, Черновцах, Белой Церкви (Украина) и в Санкт-Петербурге. Органный дебют музыканта состоялся в знаменитом Домском соборе в Риге. В ближайшее время ему предстоят органные выступления в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Ульяновске, Киеве, Лионе и Страсбурге (Франция), а также в двух знаменитых парижских соборах – Нотр-Дам и Сент-Эсташ. Кроме того, в июле 2010 года музыкант выступит с сольным органным концертом на знаменитом фестивале Радио Франс в Монпелье, который будет транслироваться в прямом эфире на все страны Европы.

    Бах всегда находится в центре внимания исполнителя. «Я пытаюсь найти такое прочтение музыки Баха, которое в первую очередь должно быть очень живым. Мне кажется, что музыка Баха потому и гениальна, что она очень современна. Ни в коем случае нельзя устраивать из нее «музей», – говорит А.Князев. Его «бахиана» включает такие сложнейшие эксклюзивные проекты, как исполнение в один вечер всех виолончельных сюит композитора (дважды в Большом зале консерватории) и запись их на CD (тоже дважды), или всех шести трио-сонат для органа (Омск, 2008).

    Сольная программа в Концертном зале имени П.И.Чайковского по своей масштабности не уступает перечисленным проектам: в одном концерте Александр Князев планирует исполнить две трио-сонаты Баха (№ 2 и 4), Фантазию соль мажор и Фантазию и фугу соль минор, три хоральные прелюдии («Из глубочайшей бездны взываю к Тебе», «У рек Вавилонских», «Отец наш небесный»), Шесть шюблеровских хоралов и Прелюдию и фугу ми-бемоль мажор (Святой Анны).

    Юбилеи бывают не только у музыкантов, но и у инструментов, на которых они играют. Особенно если эти инструменты — уникальные, поистине штучной работы. Такие, как орган Концертного зала им. П.И.Чайковского — главный филармонический орган Москвы, которому в 2009 году исполняется 50 лет. Его история началась в середине 50-х годов ХХ века, когда знаменитый чешский органист и органный мастер Иржи Рейнбергер высказал мысль о том, что в Москве должен быть построен современный инструмент. «У вас лучшая в мире публика и худшие в мире органы», — заметил маэстро. Для строительства нового инструмента была приглашена чешская фирма «Ригер-Клосс».

    Новый орган пришёл на смену старинному инструменту фирмы «Э.Ф.Валькер» (Людвигсбург, Германия), первоначально установленному в 1839 г. в Санкт-Петербурге в Соборе Св. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нём играл П.И.Чайковский). Перед войной он был перевезён в Москву и установлен в только что построенном Концертном зале им. П.И.Чайковского, но при «путешествии из Ленинграда в Москву» получил столь серьёзные повреждения, что качество его звучания не выдерживало критики. (В 1958 году этот инструмент был демонтирован, реконструирован на фирме «Ригер-Клосс» и установлен в Концертном зале Донецкой филармонии).

    «Двадцатый сезон в зале имени Чайковского открылся 26 сентября 1959 года концертом хорошо знакомого москвичам чешского органиста Иржи Рейнбергера, — писал об инаугурации органа один из его создателей, выдающийся советский органист Леонид Ройзман. — В этот вечер впервые зазвучал перед любителями органной музыки новый грандиозный орган, изготовленный в Чехословакии. Честь первого исполнения на новом инструменте была представлена И.Рейнбергеру, осуществившему художественное и техническое наблюдение за строительством органа. Играя сложную программу из произведений различных эпох и стилей, артист стремился наиболее полно и разносторонне представить звуковые возможности инструмента… Исполнитель показал здесь совершенство механики нового органа, чутко реагирующего на любые «приказы». Быстрые последовательности двойных нот, аккордовые репетиции и много других фактурных приемов свободно осуществляются на клавиатурах инструмента».

    На тот момент новый орган был самым крупным в Москве. Для его перевозки потребовался специальный состав из 8 вагонов. Длина корпуса органа 11 метров, ширина 6 метров, высота 8 метров. Внутренняя часть органа состоит из 3 этажей, где расположены 7800 звучащих труб. Размер самых больших труб доходит до 6,5 метров высоты, в периметре 2,6 метра, весом до 220 кг каждая. Высота самых маленьких звучащих труб 20 мм, диаметр 6 мм. Пульт управления представляет собой сложный электрический механизм, на котором установлены 4 клавиатуры для рук и одна для ног, пульт снабжен контрольным сигнальным устройством. Диспозиция спроектирована Иржи Рейнбергером и Леонидом Ройзманом.

    Одним из главных энтузиастов установки органа был Гарри Гродберг. Впоследствии инструмент был дважды реконструирован — в 1970 и 1977 годах. Тогда же была изменена диспозиция органа, ее автором стал Г.Я.Гродберг. Легендарный маэстро на протяжении многих десятилетий является главным хранителем органа. Благодаря ему инструмент находится в превосходной «форме», что отмечают все органисты, выступающие в Концертном зале имени П.И.Чайковского.

    Сегодня орган Концертного зала им. П.И.Чайковского признан общественностью и критиками одним из лучших инструментов Москвы. Его возможности позволяют исполнять музыку самых разных эпох, стилей и национальных школ. Здесь регулярно проводятся фестивали «Девять веков органа» и «Музыка христианских богослужений». На этой сцене выступали и выступают выдающиеся российские органисты — Олег Янченко, Александр Фисейский, Людмила Голуб, Алексей Семёнов, Анастасия Сидельникова, Александр Князев и многие другие, а также именитые музыканты из стран Европы и Америки.

    Все органные концерты сезона 2009-2010 будут проходить под девизом «50 лет органу Концертного зала имени П.И.Чайковского».

    Александр Князев

    Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр Князев успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. Музыкант родился в 1961 году в Москве, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А. К. Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. И. Козлова). Завоевал международное признание, став лауреатом престижных конкурсов, в том числе им. П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, им. Г. Кассадо во Флоренции.

    В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр  Франции, Оркестр  Парижа, Токийский симфонический и NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Резиденц-оркестр Гааги, Нидерландский камерный, Симфонический оркестр имени Дж. Верди (Милан), Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, камерные коллективы «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы».

    Исполнитель сотрудничал с именитыми дирижерами, такими как: Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков,  Александр Ведерников; с замечательными солистами-инструменталистами, в числе которых:  Жан Гийю, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Сергей Крылов, Денис Мацуев, Огюстен Дюме, Борис Березовский, Валерий Афанасьев, Михаил Воскресенский, Николай Луганский, Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Эдуард Оганесян, Пламена Мангова, Катя Сканави, Алена Баева. Регулярно выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, а в последние годы — с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

    Концерты Александра Князева с успехом проходят во многих странах мира в таких престижных залах, как  амстердамский Консертгебау, парижский зал Плейель и Театр Елисейских Полей, Дворец изящных искусств в Брюсселе, лондонские Wigmore Hall и RoyalFestivalHall, зальцбургский Моцартеум, венские Musikverein и Konzerthaus, залы Рудольфинум в Праге, Аудиториум в Милане, SuntoryHallв Токио, а также лучших концертных залах Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран.

    Виолончелист принимал участие во многих международных фестивалях, среди которых: «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестиваль Французского радио в Монпелье, «Безумные дни» в Нанте,  Зальцбургский фестиваль, «Пражская осень», «Эльба — музыкальный остров Европы», имени Энеску в Бухаресте, фестивали в Сен-Дени, Ла Рок д'Антероне, Гштааде, Вербье, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейро.

    В 1995 - 2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики стали лауреатами международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. А. Князев был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

    Как органист Александр Князев много и успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В его органном репертуаре значительное место занимает музыка И.-С. Баха, в том числе такие эксклюзивные программы, как Восемнадцать лейпцигских хоралов, Шесть трио-сонат, «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации», Шесть сонат для скрипки и органа. Он не раз выступал в концертах с французским органистом Жаном Гийю, а также записал его «Концертную фантазию» для виолончели и органа (посвящена А. Князеву).

    В 2012 году Александр Князев возглавлял жюри Первого Всероссийского музыкального конкурса по специальности орган в Калининграде.

    В дискографии А. Князева — записи камерной музыки Баха, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Шопена, Франка, Изаи, антология виолончельных произведений Регера, Виолончельный концерт Дворжака, Вариации на тему рококо Чайковского, «Шеломо» Блоха и многие другие сочинения. «Запись, сделанная А. Князевым, заслонила все предыдущие записи виолончельных сонат и сюит М. Регера. Данный диск является примером одной из лучших интерпретаций музыки Регера вообще», - писал журнал Fanfare (США). Записи музыканта занимают почетные места в экспертных рейтингах, удостоены престижных наград: немецкой премии Echo Klassik, французской  Diapason d'Or, британской Gramophone Prize.

    Александр Князев — заслуженный артист России, солист Московской филармонии.