Александр Зацепин
    (90 лет со дня рождения композитора)
    Разговор со счастьем

    8 марта 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Дирижёр – Сергей Скрипка
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А.А. Юрлова

    Сергей Степанченко, Леонид Серебренников, Валерия Ланская, Ирина Медведева, Анна Бутурлина, Кристина Аглинц, Сергей Плюснин, Олег Гончаров, Кристина Дудина

    Группа «Республика»
    Руководитель – Андрей Пряжников

    Академия детского мюзикла
    Музыкальный руководитель – Гельсят Шайдулова

    Концерт ведут:
    Леонид Серебренников и Наталья Селезнёва

    Режиссёр – Сергей Капков

    В программе:
    Зацепин
    Музыка из фильмов и мультфильмов: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «Женщина, которая поёт», «Центровой из поднебесья», «Отважный Ширак», «Белый рояль», «Свистать всех наверх!», «Красная палатка», «31 июня», «Фильм, фильм, фильм», «Тайна третьей планеты»

    12+

    Александр Сергеевич Зацепин (р. 1926)

    «Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня» – эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой, легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла. Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.

    Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске и поначалу осваивал техническую специальность, готовясь стать инженером-железнодорожником. Будучи на военной службе, он самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах, служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, его учителем был народный артист Казахстана, профессор Е. Г. Брусиловский. Среди его первых сочинений – «Индийская сюита», балет «Старик Хоттабыч» (дипломная работа, поставленная в Алма-Атинском театре оперы и балета). В 1957 году он пишет музыку к своему первому художественному фильму – музыкальной комедии «Наш милый доктор», – песня из которого «Надо мной небо синее» сразу же становится популярной. Вскоре приходит звездный час – Александра Зацепина приглашает к сотрудничеству талантливый режиссер Леонид Гайдай. Благодаря блестящему творческому союзу всенародную любовь обрели комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «За спичками», «Спортлото-82», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие киноленты.

    Талант композитора по достоинству ценили и многие другие режиссеры – он написал музыку более чем к 120 художественным и анимационным фильмам, в числе которых «Красная палатка» Михаила Калатозова (фильм снят в двух вариантах – с русской и итальянской звуковой дорожкой, музыку ко второй написал Эннио Морриконе), «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, «Капитан Немо» Василия Левина, мультфильм «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина (совместно с Георгием Гараняном), первый отечественный научно-фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Кочанова и др.

    Александр Зацепин обладает особым даром слышать свое время и талантливо запечатлевать в музыке его интонации и ритмы, мгновенно откликаясь на новые веяния в сфере популярных жанров. Каждая его песня отмечена ярким мелодизмом, ритмической изобретательностью и остротой, мастерской аранжировкой. И неизменно – профессионализмом и безупречным вкусом. Он создал более 300 песен, многие из которых уже давно стали классикой, пережившей свое время – «Остров невезения», «А нам все равно», «Есть только миг», «Куда уходит детство» и многие другие. Среди поэтов, к творчеству которых обращался композитор, – и русские классики («Восемь романсов» на стихи А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, В. Маяковского), и наши современники. С 1965 года Александр Зацепин сотрудничал с Леонидом Дербенёвым, создав с ним более 100 замечательных песен (вплоть до ухода поэта из жизни).

    Блестящий дар композитора сочетается в этом человеке с умом и техническим талантом радиолюбителя и энтузиаста профессиональной звукозаписи. В начале 70-х годов А. С. Зацепин на собственные средства первым в стране создал домашнюю студию, не уступающую по своим параметрам радийным или телевизионным. Он самостоятельно паял, собирал и монтировал многие устройства, что-то на свой страх и риск «доставал» за границей. Все музыканты, работавшие в этой студии, находились будто в сказке, настолько высок был ее технический уровень. Здесь записывались известные артисты – В. Золотухин, Я. Йоала, М. Магомаев, В. Ободзинский, В. Толкунова, Т. Анциферова, М. Боярский, А. Ведищева, Л. Долина, Ж. Рождественская, группа «Ариэль» и другие. Едва ли не лучшие песни из репертуара Аллы Пугачевой принадлежат Александру Зацепину – «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето», «Волшебник-недоучка», «Так же, как все» и многие другие композиции на долгие годы прочно утвердились в ее репертуаре. Композитор познакомился с певицей в середине 1970-х годов. В его студии она записала более 20 песен к фильмам, которые озвучивала – «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и другие. Затем последовал культовый музыкальный фильм с артисткой в главной роли – «Женщина, которая поет», – большинство песен к этой ленте созданы Л. Дербеневым и А. Зацепиным. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» А. Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Фильм стал лидером проката и собрал на своих сеансах 54,9 миллиона зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не знал ни один музыкальный фильм.

    В том же 1978 году вышла еще одна знаковая для советского кинематографа лента с музыкой А. Зацепина – музыкальный фильм «31 июня» Леонида Квинихидзе. Совершенно оригинальная работа стала «первой ласточкой» жанра фэнтези в искусстве отечественного кино. Необычный сюжет и режиссерские решения позволили как никогда ранее полно раскрыться дарованию композитора, проявившему себя и талантливым мелодистом, и великолепным аранжировщиком, и состоявшимся мастером электронной музыки. Звуковая дорожка к фильму совершила настоящую революцию в отечественной киномузыке, а песни значительно опередили свое время и даже в наши дни звучат свежо и современно. К сожалению, вскоре после премьеры фильм был запрещен к показу – по официальной версии причиной стала эмиграция в США артиста балета Большого театра Александра Годунова.

    Для композитора начался сложный период: в его творчество постоянно кто-то вмешивается, рекомендуя – как писать музыку; уходит из жизни супруга; новый музыкальный фильм «Душа» с Софией Ротару в главной роли не имеет такого же успеха как «Женщина, которая поет». Сорвался выгодный контракт с американской фирмой – Александру Зацепину сказали, что советский композитор не должен сотрудничать с США. В 1982 году музыкант, не меняя гражданства, уехал во Францию. Там он написал музыку фильму «Самоубийца» (Германия – Финляндия), в 1985 году вернулся в Москву и создал музыку к шестнадцати фильмам. Среди них – «Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?» «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В 1992 году Александр Сергеевич женился и уехал в Париж с супругой Светланой. Затем композитор вновь вернулся и создал мюзикл «Русское Рождество в Париже» (совместная российско-французская постановка, шла в Париже в 1992/93). В Москве он написал музыку к фильму «Казус Белли» И. Угольникова. Композитор сотрудничал с немецкими компаниями и исполнителями, с режиссером Андреем Кончаловским. В новом тысячелетии Александр Зацепин создает музыку к фильмам «Красная капелла», «В июне 41-го», «Лекарство против страха», «Кавказская пленница!» (ремейк комедии Л. Гайдая) и другим работам; творческие вечера композитора проходят в крупнейших столичных залах при участии известных музыкантов, в том числе Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки; а на «Площади звезд» появляется памятный именной знак композитора. Но самое главное – многие песни А. Зацепина, спетые когда-то М. Кристаллинской, Н. Бродской или О. Ануфриевым, обретают новую жизнь в современных аранжировках у Алсу, С. Пьехи, Н. Расторгуева и других артистов.

    В нашей стране и за рубежом выпущен не один десяток компакт-дисков с музыкой композитора. Он также является автором книги «Есть только миг».

    Александр Зацепин неоднократно завоевывал премии на престижных российских и международных конкурсах. Он удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный артист Российской Федерации», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и других наград; является членом-корреспондентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза композиторов СССР и Союза кинематографистов СССР.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Рекомендуем к просмотру

    Камерный зал Филармонии

    «Медная эпоха». Музыка кино

    15.12.2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Музыка любимых кинофильмов

    25.04.2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Актеры советского кино

    16.12.2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Старая пластинка

    13.10.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Шостакович. «Новый Вавилон»

    Режиссерская версия

    05.06.2016

    В программе:
    Шостакович
    (к 110-летию со дня рождения)
    Музыка к кинофильму «Новый Вавилон»
    (режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Прокофьев. «Египетские ночи». Шостакович. «Гамлет»

    04.06.2016

    В программе:
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения)
    «Египетские ночи»,
    музыка к спектаклю Московского камерного театра (режиссёр Александр Таиров)
    Шостакович
    (к 110-летию со дня рождения)
    «Гамлет», музыка к спектаклю Московского театра имени Евг. Вахтангова (режиссер Николай Акимов)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Андрей Тарковский (в день 85-летия со дня рождения). Время, запечатлённое в звуке

    04.04.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Микаэл Таривердиев (85 лет со дня рождения). «Запомни этот миг!» Году российского кино посвящается

    Режиссерская версия

    23.11.2016

    В программе:
    Таривердиев
    Концерт № 1 для органа «Кассандра» (Интрада, Ария)
    Концерт для голоса с оркестром
    Вокальный цикл на стихи Андрея Вознесенского «Запомни этот миг», «Сонеты Шекспира»
    Музыка из кинофильмов: «Король-олень», «Судьба резидента», «Ольга Сергеевна», «Золотая речка», «Медный ангел», «Семнадцать мгновений весны», «Адам женится на Еве», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Аллилуйя любви». Алексей Рыбников (70 лет). Этапы творческого пути: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Музыка театра и кино

    23.11.2015

    В программе:
    Рыбников
    (70 лет)
    Музыка театра и кино

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Шедевры мировой киномузыки. Золотой век музыкальной классики отечественного и мирового кинематографа

    21.09.2015