Александр Зацепин (90 лет со дня рождения композитора) Разговор со счастьем : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Александр Зацепин
    (90 лет со дня рождения композитора)
    Разговор со счастьем

    8 марта 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Сергей Скрипка, дирижёр
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова

    Сергей Степанченко, Леонид Серебренников, Валерия Ланская, Ирина Медведева, Анна Бутурлина, Кристина Аглинц, Сергей Плюснин, Олег Гончаров, Кристина Дудина

    Группа «Республика»
    Руководитель – Андрей Пряжников

    Академия детского мюзикла
    Музыкальный руководитель – Гельсят Шайдулова

    Концерт ведут:
    Леонид Серебренников и Наталья Селезнёва

    Режиссёр – Сергей Капков

    В программе:
    Зацепин
    Музыка из фильмов и мультфильмов: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова», «Двенадцать стульев», «Женщина, которая поёт», «Центровой из поднебесья», «Отважный Ширак», «Белый рояль», «Свистать всех наверх!», «Красная палатка», «31 июня», «Фильм, фильм, фильм», «Тайна третьей планеты»

    12+

    Абонемент №37:

    Ностальгия

    Александр Сергеевич Зацепин (р. 1926)

    «Двенадцать стульев» и «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», «Женщина, которая поет» и «31 июня» – эти фильмы из прошлого ХХ века широко популярны и в наши дни не только вследствие блистательного актерского состава и режиссуры, но и благодаря талантливой, легко запоминающейся музыке. Ее автор Александр Сергеевич Зацепин – один из известнейших не только в России, но и за рубежом мастеров, на протяжении многих десятилетий активно и плодотворно работает в жанрах киномузыки, песни, мюзикла. Многие его песни, созданные для кино, сойдя с экранов обрели самостоятельную жизнь, с успехом звучат в концертах, по радио и телевидению.

    Александр Зацепин родился в 1926 году в Новосибирске и поначалу осваивал техническую специальность, готовясь стать инженером-железнодорожником. Будучи на военной службе, он самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах, служил в Ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа. В 1956 году окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции, его учителем был народный артист Казахстана, профессор Е. Г. Брусиловский. Среди его первых сочинений – «Индийская сюита», балет «Старик Хоттабыч» (дипломная работа, поставленная в Алма-Атинском театре оперы и балета). В 1957 году он пишет музыку к своему первому художественному фильму – музыкальной комедии «Наш милый доктор», – песня из которого «Надо мной небо синее» сразу же становится популярной. Вскоре приходит звездный час – Александра Зацепина приглашает к сотрудничеству талантливый режиссер Леонид Гайдай. Благодаря блестящему творческому союзу всенародную любовь обрели комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не может быть», «За спичками», «Спортлото-82», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие киноленты.

    Талант композитора по достоинству ценили и многие другие режиссеры – он написал музыку более чем к 120 художественным и анимационным фильмам, в числе которых «Красная палатка» Михаила Калатозова (фильм снят в двух вариантах – с русской и итальянской звуковой дорожкой, музыку ко второй написал Эннио Морриконе), «Земля Санникова» Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, «Капитан Немо» Василия Левина, мультфильм «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина (совместно с Георгием Гараняном), первый отечественный научно-фантастический мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Кочанова и др.

    Александр Зацепин обладает особым даром слышать свое время и талантливо запечатлевать в музыке его интонации и ритмы, мгновенно откликаясь на новые веяния в сфере популярных жанров. Каждая его песня отмечена ярким мелодизмом, ритмической изобретательностью и остротой, мастерской аранжировкой. И неизменно – профессионализмом и безупречным вкусом. Он создал более 300 песен, многие из которых уже давно стали классикой, пережившей свое время – «Остров невезения», «А нам все равно», «Есть только миг», «Куда уходит детство» и многие другие. Среди поэтов, к творчеству которых обращался композитор, – и русские классики («Восемь романсов» на стихи А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, В. Маяковского), и наши современники. С 1965 года Александр Зацепин сотрудничал с Леонидом Дербенёвым, создав с ним более 100 замечательных песен (вплоть до ухода поэта из жизни).

    Блестящий дар композитора сочетается в этом человеке с умом и техническим талантом радиолюбителя и энтузиаста профессиональной звукозаписи. В начале 70-х годов А. С. Зацепин на собственные средства первым в стране создал домашнюю студию, не уступающую по своим параметрам радийным или телевизионным. Он самостоятельно паял, собирал и монтировал многие устройства, что-то на свой страх и риск «доставал» за границей. Все музыканты, работавшие в этой студии, находились будто в сказке, настолько высок был ее технический уровень. Здесь записывались известные артисты – В. Золотухин, Я. Йоала, М. Магомаев, В. Ободзинский, В. Толкунова, Т. Анциферова, М. Боярский, А. Ведищева, Л. Долина, Ж. Рождественская, группа «Ариэль» и другие. Едва ли не лучшие песни из репертуара Аллы Пугачевой принадлежат Александру Зацепину – «Куда уходит детство», «Этот мир», «До свидания, лето», «Волшебник-недоучка», «Так же, как все» и многие другие композиции на долгие годы прочно утвердились в ее репертуаре. Композитор познакомился с певицей в середине 1970-х годов. В его студии она записала более 20 песен к фильмам, которые озвучивала – «Центровой из поднебесья», «Фантазии Веснухина» и другие. Затем последовал культовый музыкальный фильм с артисткой в главной роли – «Женщина, которая поет», – большинство песен к этой ленте созданы Л. Дербеневым и А. Зацепиным. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» А. Пугачева была признана лучшей киноактрисой 1978 года. Фильм стал лидером проката и собрал на своих сеансах 54,9 миллиона зрителей. Такой аудитории в Советском Союзе еще не знал ни один музыкальный фильм.

    В том же 1978 году вышла еще одна знаковая для советского кинематографа лента с музыкой А. Зацепина – музыкальный фильм «31 июня» Леонида Квинихидзе. Совершенно оригинальная работа стала «первой ласточкой» жанра фэнтези в искусстве отечественного кино. Необычный сюжет и режиссерские решения позволили как никогда ранее полно раскрыться дарованию композитора, проявившему себя и талантливым мелодистом, и великолепным аранжировщиком, и состоявшимся мастером электронной музыки. Звуковая дорожка к фильму совершила настоящую революцию в отечественной киномузыке, а песни значительно опередили свое время и даже в наши дни звучат свежо и современно. К сожалению, вскоре после премьеры фильм был запрещен к показу – по официальной версии причиной стала эмиграция в США артиста балета Большого театра Александра Годунова.

    Для композитора начался сложный период: в его творчество постоянно кто-то вмешивается, рекомендуя – как писать музыку; уходит из жизни супруга; новый музыкальный фильм «Душа» с Софией Ротару в главной роли не имеет такого же успеха как «Женщина, которая поет». Сорвался выгодный контракт с американской фирмой – Александру Зацепину сказали, что советский композитор не должен сотрудничать с США. В 1982 году музыкант, не меняя гражданства, уехал во Францию. Там он написал музыку фильму «Самоубийца» (Германия – Финляндия), в 1985 году вернулся в Москву и создал музыку к шестнадцати фильмам. Среди них – «Она с метлой, он в черной шляпе», «Где находится нофелет?» «Частный детектив, или Операция “Кооперация”», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В 1992 году Александр Сергеевич женился и уехал в Париж с супругой Светланой. Затем композитор вновь вернулся и создал мюзикл «Русское Рождество в Париже» (совместная российско-французская постановка, шла в Париже в 1992/93). В Москве он написал музыку к фильму «Казус Белли» И. Угольникова. Композитор сотрудничал с немецкими компаниями и исполнителями, с режиссером Андреем Кончаловским. В новом тысячелетии Александр Зацепин создает музыку к фильмам «Красная капелла», «В июне 41-го», «Лекарство против страха», «Кавказская пленница!» (ремейк комедии Л. Гайдая) и другим работам; творческие вечера композитора проходят в крупнейших столичных залах при участии известных музыкантов, в том числе Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки; а на «Площади звезд» появляется памятный именной знак композитора. Но самое главное – многие песни А. Зацепина, спетые когда-то М. Кристаллинской, Н. Бродской или О. Ануфриевым, обретают новую жизнь в современных аранжировках у Алсу, С. Пьехи, Н. Расторгуева и других артистов.

    В нашей стране и за рубежом выпущен не один десяток компакт-дисков с музыкой композитора. Он также является автором книги «Есть только миг».

    Александр Зацепин неоднократно завоевывал премии на престижных российских и международных конкурсах. Он удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» и «Народный артист Российской Федерации», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и других наград; является членом-корреспондентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза композиторов СССР и Союза кинематографистов СССР.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)