Амилькаре Понкьелли – «Джоконда». К 140-летию первого исполнения оперы : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Амилькаре Понкьелли – «Джоконда».
    К 140-летию первого исполнения оперы

    27 января 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Понкьелли
    «Джоконда» – опера в концертном исполнении

    12+

    Абонемент №17:

    Оперная феерия. Шедевры итальянской оперы в концертном исполнении

    Елена Евсеева

    Елена Евсеева родилась в Москве. В 1988 году окончила Московское музыкальное училище имени М.Ипполитова-Иванова, в 1993 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Н.Шпиллер). Дважды стажировалась в Италии у Карло Бергонци и Миетты Сигеле. Лауреат Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде (1990, Первая премия), Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки (1991, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Винченцо Беллини (Сицилия, 1992, Третья премия), Международного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко (Варшава, 1992, премия имени Ады Сари).

    Выступала на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и Московского театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова. С 1994 года является приглашенной солисткой Государственного академического Большого театра России.

    В репертуаре Елены Евсеевой в Большом театре партии: Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Эмма («Хованщина» М.Мусоргского в редакции Д.Шостаковича, первая исполнительница в Большом театре), Мюзетта, Мими («Богема» Дж.Пуччини), Виолетта («Травиата» Дж.Верди), Марфа («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Ксения («Борис Годунов» М.Мусоргского), Иоланта («Иоланта» П.Чайковского), Антонида («Жизнь за царя» М.Глинки), Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Графиня Розина, Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Ф.Чилеа), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова).

    Также в репертуаре певицы партии в операх «Отелло», «Аида», «Бал-маскарад» Дж.Верди, «Манон Леско», «Эдгар» Дж.Пуччини, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Франческа да Римини» С.Рахманинова.

    Елена Евсеева много гастролирует за рубежом. В 1999 году стала приглашенной солисткой нью-йоркского театра Метрополитен-опера, где дебютировала в опере «Отелло» в партии Дездемоны. Позже исполнила партии Амелии Гримальди («Симон Бокканегра»), Елизаветы («Дон Карлос»), Мими («Богема»), заглавную партию в опере «Русалка» А.Дворжака. В 2006 году спела партию Марии («Мазепа») в премьерной серии спектаклей (дирижер Валерий Гергиев).Принимала участие в постановках опер «Иоланта» и «Франческа да Римини» в Германии (Хемниц и Дрезден, режиссер-постановщик Питер Устинов). В Берлине впервые исполнила «Еврейский реквием» М.Броннера.

    В 2001 году исполнила партию Мюзетты («Богема») в Парижской национальной опере и на сцене Оперы Бастилия (среди партнеров – Анжела Георгиу и Роберто Аланья), партию Татьяны («Евгений Онегин» в Римской опере и в Метрополитен-опера (дирижер Владимир Юровский), с Симфоническим оркестром Сан-Франциско (дирижер Майкл Тилсон Томас) партию сопрано в «Свадебке» И.Стравинского в Нью-Йорке на сцене Карнеги-холла. В 2002 году исполнила партию Ярославны в опере «Князь Игорь» А.Бородина в Реннской Опере (Страсбург). В 2007 году спела Дездемону в Опере Бонна (дирижер Роман Кофман), в 2008 году – ту же партию в Опере Лос-Анджелеса (дирижер Джеймс Конлон).

    Руслан Розыев

    Руслан Розыев – солист Государственной академической симфонической капеллы России, приглашенный солист Государственного академического Большого театра России.

    Родился в 1984 г. в г. Чарджоу (Туркменистан). В 2002 г. окончил фортепианное отделение Белгородского музыкального училища им. С. А. Дегтярева (класс преподавателя  Гиржановой Л. Н.). В 2002 – 2007 годах обучался в Воронежской академии искусств на отделении сольного пения (класс преподавателя Амелина Н. Н.).

    В 2007 г. продолжил свое образование в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской, где дебютировал в партии Монтероне в опере Дж. Верди «Риголетто».

    В рамках II Фестиваля мастер-классов «Слава Маэстро» принимал участие в мастер-классе Шерила Милнса (США). По приглашению маэстро в августе 2011 г. стажировался в  Опере Тампа (Флорида, США).

    Лауреат II премии конкурса «Орфей» (Волгоград, 2006). Обладатель диплома за участие в Гала-концерте XXXV смотра вокалистов-выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург, 2007). Лауреат IV Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2012).

    Сезон 2010/11 – приглашенный солист OperaRoyaldeWallonie (Бельгия, Льеж) и Международного музыкального фестиваля (Испания, Сантандер), сезон 2011/12 – приглашенный солист OperadeLyon (Франция, Лион) и Международного музыкального фестиваля (Франция, Экс-ан-Прованс), сезон 2012/13 – приглашенный солист Teatrodell  OperadiRoma (Италия, Рим).

    Успешно гастролирует в России, Америке, Мексике, Литве, Испании, Чехии, Венгрии, Бельгии, Франции.

    Летом 2011 г. с ГАСК России п/у В. Полянского принимал участие в премьерной постановке оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане». Также исполнил партии: Маркиза де Калатравы в «Силе судьбы» Дж. Верди; Князя Николая Андреевича Болконского, Генерала Бельяра в «Войне и мире» С. Прокофьева; партии баса в Реквиеме Дворжака, «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена,  Реквиеме Дж. Верди.

    Также в репертуаре певца: Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Борис Годунов, Варлаам, Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Спарафучиле, Монтероне («Риголетто» Дж. Верди), Малюта («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Эскамильо, Цунига («Кармен» Ж. Бизе), Маркиз де  Калатрава («Сила судьбы» Дж. Верди), Банко («Макбет» Дж. Верди), Рене, Бертран («Иоланта» П. Чайковского), Гремин, Зарецкий, Ротный («Евгений Онегин» П. Чайковского), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Дед Мороз («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Мистер Гобино («Медиум» Дж. К. Менотти), Дон Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Инквизитор («Огненный ангел» С. Прокофьева), Священник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Швохнев («Игроки» Д. Шостаковича). 

    Людмила Кузнецова

    Людмила Кузнецова – солистка Государственной академической симфонической капеллы России с момента основания коллектива, заслуженная артистка России.

    Людмила Кузнецова родилась в Свердловске. Училась в РАМ им. Гнесиных (класс В. Громовой), стажировалась в Уральской государственной консерватории. Окончила Школу высшего оперного мастерства в Италии (у Р.Скотто). Дипломант конкурса вокалистов «Бельведер» в Вене (1996).

    Участвовала во всех зарубежных гастролях капеллы. Исполнила ведущие меццо-сопрановые партии в концертных постановках опер «Луиза Миллер» и «Трубадур» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Джоконда» Понкьелли, «Богема» Леонкавалло, «Чародейка», «Черевички», «Мазепа» Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Богема» Пуччини, «Царь Эдип» Стравинского, «Война и Мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке, а также в вокально-симфонических произведениях Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Берлиоза, Верди, Дворжака, Брукнера, Малера и других авторов.

    Людмила Кузнецова выступала в качестве солистки с оркестром под руководством Г.Рождественского на открытии фестиваля в Торонто, а также на фестивалях в Праге, Белграде и др.

    Сергей Дробышевский

    Сергей Дробышевский – приглашенный солист Мариинского театра, Новосибирского и Екатеринбургского театров оперы и балета. По окончании Белорусской государственной академии музыки он был принят в труппу Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. В 1998 году стал лауреатом III Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (III премия) и обладателем Гран-при IV Международного конкурса молодых вокалистов в Будапеште.

    В его репертуаре – ведущие партии теноров в операх Верди – Ричард («Бал-маскарад»), Дон Карлос («Дон Карлос»), Герцог («Риголетто»); Пуччини – Рудольф («Богема»), Луиджи («Плащ»); партии Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Фауста («Осуждение Фауста» Берлиоза), Баяна («Руслан и Людмила» Глинки), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова) и другие роли.

    В 1998 году началось сотрудничество с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Певец принял участие в исполнении опер Верди – «Трубадур» (Манрико) и «Отелло» (заглавная партия), «Богема» Пуччини (Марсель), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Гофман), Чайковского – «Чародейка» (Левко), «Мазепа» (Андрей) и «Черевички» (Кузнец Вакула), «Война и мир» Прокофьева (Пьер Безухов). 

    Сергей Дробышевский много выступает за рубежом, участвуя в спектаклях национальных оперных театров Венгрии, Латвии, Болгарии, Королевской оперы Ла Монне в Брюсселе, оперных театров Льежа, Штутгарта, Майнца, Дессау, Веймара, Дрездена (Земперопер). Певец выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, амстердамском Консертгебау, на лучших сценах Гааги, Антверпена, Лиссабона. 


    Сергей Топтыгин

    Сергей Топтыгин - солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» (c 1996 года), заслуженный артист России (2007).

    Окончил вокальный факультет Московской консерватории (1996, у профессора А. Лошака). Дипломант Международного конкурса вокалистов в Москве (1997), номинант премии «Золотая Маска» за роли Линдорфа, Коппелиуса, Миракля и Дапертутто в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха (постановка Д. Бертмана, 1999).

    В репертуаре певца партии: Командор, Мазетто, Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта), Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Линдорф, Коппелиус, Миракль и Дапертутто («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Набукко («Набукко» Верди), Амонасро («Аида» Верди), Фальстаф («Фальстаф» Верди), Эскамильо («Кармен» Бизе), Водяной («Русалка» Дворжака), Голландец («Летучий голландец» Вагнера), Тонио («Паяцы» Леонкавалло), Франк («Летучая мышь» И. Штрауса), Глебов («Сибирь» Джордано), Цыган («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Сальери и Грязной («Моцарт и Сальери» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Мазепа и Кочубей, Зарецкий, Ибн Хакия, Томский и Златогор (в операх Чайковского «Мазепа», «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Пиковая дама»), Алеко («Алеко» Рахманинова), Креон («Царь Эдип» Стравинского), Наполеон, Комиссар и Леандр («Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича) и другие, а также партии в кантатно-ораториальных сочинениях И. С. Баха («Кофейная кантата», Стародум), Берлиоза («Детство Христа», Ирод), Бетховена (Симфония № 9), Мусоргского («Песни и пляски смерти»), Рахманинова («Колокола»), Шостаковича (Симфония № 14), романсы и песни Шуберта, Шумана, Массне, Равеля, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Свиридова.

    Певец - постоянный участник программ Г. Н. Рождественского с Госкапеллой России (в 2011 году исполнил партию Романа Дубровина в опере П. Чайковского «Воевода»).

    В 2011 году принимал участие в Международном музыкальном фестивале Bartok+ в Мишкольце (Венгрия), где исполнил партию Набукко в опере «Набукко» Дж. Верди. Летом 2011 года участвовал в фестивале русской музыки в Каннах (Франция, спел партию Грязного в опере «Царская невеста»). Исполнил партию Тамерлана в мировой премьере оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в Ельце (июль 2011, а также в июне 2012).

    Гастролировал в Австрии, Германии, Франции, Нидерландах, Испании, Люксембурге, Бельгии, Дании, Венгрии, Польше, Эстонии, Израиле, Китае, Южной Корее, США, Ливане. Постоянный участник ежегодного Международного музыкального фестиваля Birgitta в Таллине (Эстония).

    Кирилл Филин

    Кирилл Филин родился в 1977 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (2002) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007, класс Алексея Мочалова). Обладатель первой премии I Всероссийского открытого конкурса вокалистов Валентины Левко, лауреат и дипломант вокальных конкурсов Bella voce, Галины Вишневской (Москва) и имени Л. П. Александровской (Минск). 

    С 2007 года – солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (в настоящее время – Камерная сцена имени Б. А. Покровского Большого театра России). В его репертуаре партии: Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Лепорелло, Командор и Мазетто («Дон Жуан» Моцарта), Коллен и Бетто («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Филипп II и Спарафучиле («Дон Карлос» и «Риголетто» Верди), Борис Годунов и Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Собакин («Царская невеста» Римского-Корсакова), Фарлаф и Светозар («Руслан и Людмила» Глинки), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Кутузов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие.

    Ведет активную концертную деятельность. Сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского, фондом «Таланты мира», Народным клубом любителей русских басов и другими концертными организациями.

    Максим Сажин

    Максим Сажин родился в 1978 году в Костроме. Окончил вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусств (класс Галины Миценко). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса вокальной музыки имени Г. В. Свиридова, II Международного конкурса молодых оперных певцов памяти М. Д. Михайлова, дипломант III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» и Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти. 

    В 2004–2008 гг. – солист Марийского театра оперы и балета, в 2007–2009 гг. – Центра оперного пения Галины Вишневской. В 2008 году стал солистом Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, в 2009-м – приглашенным солистом театра «Русская опера». В 2010 году принимал участие в исполнении незавершенных опер Шостаковича «Игроки» и «Большая молния» в Париже, Безансоне, Москве и Перми с Оркестром Парижской консерватории под управлением Дмитрия Юровского и Ярослава Ткаленко (проект «Неизвестный Шостакович» в рамках Года России – Франции).

    С 2010 года – приглашенный солист Государственной академической симфонической капеллы России, с 2013 года – солист. Участвовал в исполнении опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Понкьелли, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Прокофьева, оперетт Штрауса, Кальмана, Легара, ряда кантатно-ораториальных сочинений. Исполнил партию Сеид Берека в мировой премьере оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане». 

    Исполнял партию Юродивого в опере «Борис Годунов» Мусоргского в Королевской опере Валлонии в Льеже (Бельгия) и на Международном музыкальном фестивале в Сантандере (Испания); спел партии Носа и Ярыжкина в постановке оперы «Нос» Шостаковича в Лионской опере, Римской опере и на Международном театральном фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция). Сотрудничал с Пермским академическим театром оперы и балета, с труппой театра гастролировал в Ирландии (исполнял партию Альфреда в опере Верди «Травиата» на сцене Grand Canal Theatre в Дублине).

    Татьяна Гарькушова

    Татьяна Гарькушова родилась в Свердловске, окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки как пианистка (1990, класс проф. Г. И. Козловой) и вокалистка (1997, класс проф. А. М. Седова).

    Во время учебы стала лауреатом и дипломантом нескольких исполнительских конкурсов во Владимире (имени С. Танеева), Омске, Рузе, Нижнем Новгороде, Москве.

    С 2001 года Татьяна Гарькушова  является солисткой Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина. В ее репертуаре около трех десятков разноплановых оперных партий меццо-сопранового репертуара. Среди них  – Кармен (в одноименной опере Бизе), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Ваня («Жизнь за царя» Глинки), Княгиня («Русалка» Даргомыжского), Дорабелла («Так поступают все» Моцарта) и многие другие. За исполнение партии Амнерис в опере Верди «Аида» певица была награждена премией «Творческая удача» (Н. Новгород).

    Татьяна Гарькушова выступала на фестивалях им. Г. В. Свиридова в Курске, им. А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, оперном фестивале им. М. Д. Михайлова в Чебоксарах, принимала участие в концертах, проходивших  в Государственной Третьяковской галерее и в усадьбе Кусково в Москве, в гала-концерте Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге, в торжествах, посвященных празднованию явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме; гастролировала в Китае. 

    Певица совершенствовала свое мастерство на Международной школе вокального мастерства в Москве (2006); прошла стажировку в Хьюстонской Гранд-опера (2007) у ведущих педагогов и концертмейстеров – Р. Бадо, С. Кинга и К. Келли.

    С 2009 года преподает в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Валерий Полянский

    Валерий Полянский – дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. 

    Родился в 1949 году в Москве. В 1967 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс хормейстера Евстолии Зверевой), в 1972 году – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Куликова), в 1973 году – по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Одиссея Димитриади). В 1977 году завершил обучение в аспирантуре МГК под руководством Геннадия Рождественского, оказавшего огромное влияние на дальнейшую творческую деятельность молодого дирижера.

    Важнейшей вехой в жизни Валерия Полянского стал 1971 год, когда он организовал Камерный хор из студентов Московской консерватории. В 1975 году на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии коллектив под управлением Валерия Полянского одержал безоговорочную победу: впервые хор из России получил Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего участника. Валерию Полянскому был присужден специальный приз как лучшему дирижеру состязания. 

    В 1971–1977 гг. Валерий Полянский был дирижером Московского театра оперетты. В 1977 году начал работать в Большом театре СССР, где в частности совместно с Геннадием Рождественским ставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича и в течение трех лет вел другие спектакли. 

    В 1970-е годы началось сотрудничество Полянского с Союзом композиторов: дирижер стал постоянным участником фестиваля современной музыки «Московская осень». Ему посвящали свои сочинения Николай Сидельников, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Давид Кривицкий, Анатоль Виеру. 

    Валерий Полянский сотрудничал также с ведущими симфоническими коллективами России и зарубежных стран, неоднократно выступал с оркестрами Белоруссии, Исландии, Финляндии, Германии, Нидерландов, США, Тайваня, Турции. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в Гётеборгском музыкальном театре (Швеция), несколько лет был главным дирижером фестиваля «Оперные вечера» в Гётеборге. 

    В 1980 году Камерный хор Московской консерватории под руководством Валерия Полянского был преобразован в Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, который впоследствии стал частью Государственной академической симфонической капеллы России. С 1992 года Валерий Полянский – художественный руководитель и главный дирижер Госкапеллы. 

    В дискографии маэстро – свыше 100 записей, выпущенных ведущими фирмами звукозаписи в России и за рубежом. Им записаны произведения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Брукнера, Дворжака, Регера, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке; все хоровые концерты Бортнянского и многие сочинения Гречанинова, почти не исполнявшиеся в России; все симфонии, оперы и хоровые сочинения Рахманинова. 

    С 2000 года в программах Госкапеллы постоянно появляются оперы в концертном исполнении. За 20 лет исполнено около 30 опер русских и европейских классиков, в том числе Чайковского, Римского-Корсакова, Верди. Дирижер осуществил с Госкапеллой ряд российских и мировых премьер, среди которых опера «Джезуальдо» Шнитке, «Последние дни Пушкина» Алексея Николаева, «Альберт и Жизель» Александра Журбина, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» Александра Чайковского и его же оратория «Государево дело». 

    Валерий Полянский – Президент Рахманиновского общества, возглавляет Международный конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова; профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Сюзан Грэм (меццо-сопрано, США), Musica Viva, Джонатан Коэн (Великобритания)

    06.06.2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Звёзды мировой оперы в Москве».
    НФОР, Мариус Штигхорст (Германия),
    Вероник Жанс (сопрано, Франция)

    29.05.2012

    В программе:
    В. А. Моцарт
    Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», KV 492 (1786)
    Концертная ария “Vado, ma dove? — Оh Dei!”, KV 583 (1789), слова Лоренцо да Понте
    Концертная ария “O temerario Arbace… Per quel paterno amplesso”, KV 79 (1770), слова Пьетро Метастазио
    Увертюра к опере «Милосердие Тита», KV 621 (1791)
    Речитатив и ария Донны Эльвиры (“In quali eccessi, o Numi… Mi tradi quell’alma ingrata”) из II действия оперы «Дон Жуан», KV 527 (1787), слова Лоренцо да Понте
    Бизе
    Маленькая сюита «Детские игры», соч. 22 (1871):
    Марш (труба и барабан)
    Колыбельная (кукла)
    Экспромт (волчок)
    Дуэт (маленький муж и маленькая жена)
    Галоп (бал)
    Берлиоз
    Лирическая сцена (кантата) «Герминия» (Herminie) для сопрано и оркестра (1828), слова П. А. Вьейара по пьесе «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    АСО, хор имени А.В. Свешникова,
    Антонино Фольяни (Италия).
    П. Масканьи – «Друг Фриц»,
    опера в концертном исполнении

    25.06.2012

    В программе:
    Масканьи
    «Друг Фриц», опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    02.04.2021

    В программе:
    Оффенбах
    Увертюра «Орфей в аду» (первая редакция)
    Романс Фавара из оперетты «Мадам Фавар»
    Фрагменты из оперетты «Прекрасная Елена:
    Увертюра, Ария Елены из 1 действия, Ария Париса
    Фрагменты из оперетты-балета «Парижское веселье»:
    Увертюра, Вальс, Кадриль, Канкан
    Фрагменты из оперетты «Парижская жизнь»:
    Увертюра, Песня Рауля
    Фрагменты из оперетты «Перикола»:
    Увертюра, Ариетта и куплеты Периколы
    Увертюра из оперетты «Герцогиня Герольштейнская»
    Фрагменты из оперы «Сказки Гофмана»: Ария Депертутто, Куплеты Олимпии
    Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
    Увертюра «Орфей в аду» (вторая редакция)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – «Травиата»

    26.05.2021

    В программе:
    Верди
    «Травиата» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – «Риголетто»

    19.03.2021

    В программе:
    Верди
    «Риголетто» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – «Фальстаф»

    27.01.2021

    В программе:
    Верди
    «Фальстаф» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. Штраус – «Летучая мышь»

    23.01.2020

    В программе:
    И. Штраус-сын
    «Летучая мышь» – оперетта в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – «Фальстаф»
    Государственная академическая симфоническая капелла России

    01.03.2019

    В программе:
    Верди
    «Фальстаф» – опера в концертном исполнении

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Верди – «Трубадур»
    Государственная академическая симфоническая капелла России

    05.04.2019

    Верди Опера «Трубадур»

    В программе:
    Верди
    Опера «Трубадур» ()