Андрей Тарковский (в день 85-летия со дня рождения). Время, запечатлённое в звуке : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Андрей Тарковский
    (в день 85-летия со дня рождения).
    Время, запечатлённое в звуке

    4 апреля 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Дирижёр – Сергей Скрипка
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Василиса Бержанская (меццо-сопрано)
    Евгения Смольянинова (народное пение)
    Екатерина Мельникова (орган)

    Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Антон Долин, Андрей Кончаловский, Юрий Назаров, Ирма Тарковская-Рауш

    Фрагменты из дневников А.Тарковского
    читает Виктор Раков

    Художественный руководитель программыВячеслав Шмыров

    В программе:

    Е.Мельникова
    Импровизация на тему музыки Вячеслава Овчинникова из кинофильма «Андрей Рублёв» 

    В.Овчинников
    Пролог из оратории «Сергий Радонежский» 

    Г.Свиридов
    «Молитва» из музыки к драме А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» 

    Э.Артемьев
    «Сон» – фрагмент из музыки к кинофильму «Зеркало» 

    Дж.Верди
    Первая часть “Requiem et Kyrie” («Вечный покой даруй им, Господи») из Реквиема 

    И.С.Бах – Э.Артемьев
    «Слушая Баха» – фрагмент из музыки к кинофильму «Солярис» на тему Хоральной прелюдии “Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ” («Я взываю к тебе, Господи Иисусе Христе») 

    Э.Артемьев
    «Вступление» – фрагмент из музыки к кинофильму «Сталкер» 

    И.С.Бах
    Ария альта “Erbame dich, mein Gott” («Сжалься надо мною, Господь») из «Страстей по Матфею» 

    Русская народная песня «Эй, кумушки, кумитеся, эй, кумушки, любитеся…» 

    И.С.Бах
    Первая часть “Herr! Unser Herrscher” («Господи! Владыка наш») из «Страстей по Иоанну»

    12+

    Абонемент №29:

    По волнам нашей памяти

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Василиса Бержанская

    Василиса Бержанская родилась в 1993 году в городе Ессентуки. В 2008-2012 годах училась на вокальном отделении Ставропольского краевого музыкального колледжа имени В. И. Сафонова в г. Минеральные Воды. В 2016 году окончила магистратуру Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Р.П. Лисициан).

    С 2014 по 2015 год Василиса являлась приглашенной солисткой Приморского театра оперы и балета (Владивосток). С 2015 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, где работает под руководством Д. Ю. Вдовина, М. Ф. Касрашвили и С. Г. Нестеренко.

    Певица выступала на фестивале «Музыкальный олимп» в Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Цюрихе и Сингапуре (2015-2016 г.), принимала участие в фестивале Россини в Пезаро (Италия), где исполнила партию Маркизы Мелибеи в опере «Путешествие в Реймс» (2016 г.). Сотрудничала с дирижерами Владимиром Федосеевым, Фабио Мастранжело, Феликсом Коробовым, Туганом Сохиевым, Алексеем Уткиным, Евгением Бушковым, Гинтарасом Ринкявичюсом, Петером Феранецом, Василием Валитовым, Сергеем Кондрашевым и другими.

    В репертуаре Василисы Бержанской партии в операх В. А. Моцарта: «Свадьба Фигаро» (Керубино), «Так поступают все женщины» (Деспина) и Россини: «Севильский цирюльник» (Розина), «Золушка» (Анджелина), «Путешествие в Реймс» (Маркиза Мелибея и Маддалена).

    Василиса — лауреат Международного конкурса камерной музыки Е. Образцовой (Санкт-Петербург, 2014 г., II премия и специальный приз за лучше исполнение произведения композитора ХХ века), II Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2014 г., II премия). Дипломант XXV Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки (2014 г.). Финалистка телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура» (2014 г.). В 2016 году певица была удостоена Гран-при IV Международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева в Москве.

    Евгения Смольянинова

    Евгения Смольянинова – замечательная певица нашего времени. Ее неповторимый, звучащий как родник голос, богатый и многообразный репертуар, самобытная исполнительская манера уникальны. Ей удалось воспринять и воплотить духовную суть, глубинную мудрость русской музыкальной культуры.

    В репертуаре певицы народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX-XX вв., духовные стихи и баллады, и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи М.Лермонтова, А.Толстого, А.Майкова, А.Блока, Б.Пастернака, Р.М.Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игумении Таисии (Солоповой), С.Бехтеева, Н.Туроверова и других поэтов.

    Евгения Смольянинова – талантливый аранжировщик всех исполняемых произведений. Певица выступает в сопровождении прекрасных музыкантов – Василия Моторина (гитара), Михаила Бенедиктова (рояль), Светланы Борисовой (флейта, аккордеон) и Святослава Смольянинова (гитара).

    Профессиональное музыкальное образование певица получила в Санкт-Петербурге, но своим главным учителем она считает псковскую крестьянскую певицу Ольгу Федосеевну Сергееву, чей голос звучит в фильме А.Тарковского «Ностальгия».

    Первое выступление Евгении Смольяниновой состоялось в 1982 г. на сцене Ленинградского Дворца Молодежи. В это же время певица принимала участие в двух спектаклях: «Картинки с выставки» (муз. М. Мусоргского, постановка – мим-театр «Лицедеи», рук. В.Полунин); «Муму» (по рассказу И. Тургенева, постановка Малого Драматического Театра).

    В 1986 г. Евгению Смольянинову впервые увидели и услышали ленинградские телезрители, и уже в 1987 г. в экранизации одноименного романа М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В.Титов) Е. Смольянинова озвучила героиню фильма певицу Дуняшу. С этого началась кинематографическая судьба Е.Смольяниновой: фильм В.Бутурлина «Садовник» (1987) с О.Борисовым, «Красота», «Сияет мне», «Поделиться добротой» О.Ерышева (1988); «Диалог с неизвестным» (1988) с Ю.Шевчуком, «Штаны» В.Приемыхова (1989) с Ю.Яковлевым и Н.Усатовой; новелла В.Залотухи «Дорога» (1995, реж. В.Хотиненко) – к 100-летию кинематографа – с И.Сукачевым; «Китайский сервиз2 В.Москаленко (1999).

    В 1994 г. для кинокартины «Мусульманин» (реж. В. Хотиненко) Е.Смольянинова написала замечательную интерпретацию пасторали П.Чайковского «Мой миленький дружок», ставшую, по словам режиссера, «путеводной темой фильма» – номинанта на премию «Оскар».

    Особой творческой удачей певицы стала композиторская работа в анимационной ленте А.Петрова «Русалка» (1996) – фильм был также номинирован на премию «Оскар».

    Мир песен Евгении Смольяниновой проникнут живой традицией, силой творческого духа, даром животворящего начала. «Ей удалось не только по-своему высветить, где-то и обновить русские песни, душевно восславить Господа в молитвах, но и воскресить несколько совершенно забытых русских песен. Чарующий апрельский голос певицы широко звучит по России, а это давний и верный признак истинно народного внимания», – сказал о ней В.Астафьев.

    Екатерина Мельникова

    Екатерина Мельникова принадлежит к числу самых ярких российских музыкантов молодого поколения. Она училась в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории по двум специальностям — орган и музыковедение. В 1996 году она стажировалась в Цюрихе (Швейцария) на мастер-классах известного органиста Жана Гийю. С 1996 по 1998 годы Екатерина Мельникова совершенствовала свое мастерство в аспирантуре Лондонской Королевской Академии музыки; по окончании курса она получила диплом с отличием и I премию по импровизации.

    В 1999 году Екатерина Мельникова стала лауреатом I Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева в Калининграде, где была удостоена III премии и специального приза.

    С 1989 года Екатерина Мельникова активно концертирует. Сольные концерты органистки прошли в Москве (Большой и Малый залы консерватории, зал Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки), в органных залах Петербурга, Минска, Таллинна, Архангельска, Калининграда, Полоцка, Кисловодска, Вятки, Ялты, а также в городах Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании (в том числе — Вестминстерском аббатстве, Церкви Святого-Мартина-в-полях).

    Органистка участвовала  в международных фестивалях в Любеке (Германия, 1994), Ялте (1994), Сент-Олбансе (Великобритания, 1995). В  ее программах представлены произведения композиторов различных эпох и стилей: музыка Испании, Нидерландов, Франции XVI-XVIII веков; сочинения Баха, композиторов северо-германской школы, а также Генделя, Гайдна, Моцарта; музыка композиторов-романтиков (Брамс, Мендельсон, Лист, Шуман, Франк, Бёльман);  музыка Франции XIX-XX веков (Видор, Вьерн, Ален, Мессиан, Пуленк, Дюруфле, Нажи Хаким); произведения английской школы (Гиббонс, Бёрд, Пёрселл, Элгар);  русская музыка XIX-XX веков (Глинка, Танеев, Шостакович, Губайдулина, Кикта, Бутузова).

    Екатерина Мельникова — автор ряда транскрипций для органа (Чайковский, Танеев, Сен-Санс, Шуберт). Органистка выступает также в ансамблях различных составов. В 2000 году вышло два компакт-диска, записанных органисткой в кафедральном соборе в Монако (органные транскрипции произведений Сен-Санса и Чайковского и концерты Генделя с АСО МГАФ под управлением Дмитрия Яблонского) и в Голландии с произведениями Микаэла Таривердиева. Летом 2001 года Е. Мельникова преподавала в Международной летней органной школе в Кембридже и Лондоне.

    Официальный сайт: http://melnikovamusic.ru/

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Жемчужины короткого метра

    21.12.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Нонна Мордюкова. Десять лет памяти

    28.09.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мастера.
    Поэты Леонид Дербенёв и Юрий Энтин

    30.01.2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Портреты – воспоминания
    о знаменитых актрисах
    кинематографа советской эпохи.
    Марина Ладынина.
    Лидия Смирнова.
    Валентина Серова

    04.06.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Портреты – воспоминания
    о знаменитых актрисах
    кинематографа советской эпохи.
    Любовь Орлова. Нина Алисова.
    Людмила Целиковская

    04.07.2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Посвящение Мастеру.
    «Необъятный Рязанов».
    Концерт в день рождения.
    Кино. Музыка. Слово

    18.11.2017

    В программе:
    Дунаевский
    Увертюра из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта»

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Музыка любимых кинофильмов

    25.04.2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Актеры советского кино

    16.12.2017

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Старая пластинка

    13.10.2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    В преддверии весны.
    Посвящается женщинам – композиторам,
    чьи имена стали знаковыми
    в искусстве кинематографа

    28.02.2018