В продаже абонемент Musica sacra nova
28 января 2016
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №3:
Грани бессмертия. И. С. Бах
(330 лет со дня рождения)
В 2020 году ансамбль Collegium Vocale Gent отметил 50-летие творческой деятельности. Коллектив был основан в 1970 году группой студентов Гентского университета по инициативе Филиппа Херревеге. Ансамбль одним из первых начал исполнять вокальные произведения эпохи барокко в соответствии с практикой музицирования того времени. Это принесло ему мировую известность. Он выступал на крупнейших концертных площадках и музыкальных фестивалях стран Европы, Южной Америки, США, России, Японии, Гонконга и Австралии. С 2017 года ансамбль проводит собственный летний фестиваль Collegium Vocale Crete Senesi в Тоскане (Италия).
За прошедшие годы Collegium Vocale Gent освоил обширный репертуар, охватывающий самые разные эпохи и стили. Музыка эпохи Возрождения исполняется небольшой группой солистов ансамбля. Оратории XIX–XXI вв. исполняются капеллой, в составе которой выступают 80 исполнителей – оркестр и хор. Визитной карточкой коллектива стали шедевры немецкого барокко, в особенности кантаты, оратории и пассионы И. С. Баха.
Collegium Vocale Gent сотрудничает также с другими инструментальными ансамблями аутентичного направления, в числе которых Оркестр Елисейских Полей, Фрайбургский барочный оркестр и Берлинская академия старинной музыки; выступает с известными симфоническими оркестрами, в том числе Симфоническим оркестром Антверпена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Будапештским фестивальным оркестром, Саксонской государственной капеллой, Камерным оркестром Европы, ансамблем современной музыки Ictus. Наряду с Филиппом Херревеге коллективом дирижировали Айвор Болтон, Маркус Крид, Рейнберт де Леу, Иван Фишер, Рене Якобс, Янник Незе-Сеген, Каспар Путниньш, Йос ван Иммерсел, Пол ван Невель, Джеймс Вуд и многие другие.
Под руководством Филиппа Херревеге ансамбль создал обширную дискографию, насчитывающую более 100 записей (большинство выпущено под лейблами Harmonia Mundi France и Virgin Classics). В 2010 году Филипп Херревеге совместно с продюсерской компанией Outhere Music основал собственный звукозаписывающий лейбл φ («Фи»). К настоящему моменту на нем вышло около 20 новых дисков с вокальными произведениями И. С. Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо, Гайдна и Томаса Луиса де Виктории. Среди последних релизов – «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, Те Deum и Вторая месса Брукнера. Кроме того, коллектив записал ораторию «Крестный путь» Листа с Рейнбертом де Леу для лейбла ά.
Ансамбль Collegium Vocale Gent пользуется финансовой поддержкой фламандского сообщества, муниципалитета Гента и Национальной лотереи Бельгии.
Филипп Херревеге – один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней, видный представитель исторически ориентированного исполнительства.
Родился в 1947 году в Генте. Обучался в Гентской консерватории по классу фортепиано у Марселя Газелля. В те же годы начал заниматься дирижированием.
В 1970 году основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря новаторскому подходу к исполнению барочной музыки коллектив быстро приобрел известность, на него обратили внимание мастера исторически ориентированного исполнительства Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, пригласившие коллектив из Гента во главе с Херревеге принять участие в записи полного собрания кантат И. С. Баха.
В 1977 году в Париже Филипп Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale с целью продвижения редко звучащей французской и фламандской хоровой музыки эпохи барокко (сочинений Дюмона, Люлли, Рамо, Шарпантье, Кампрá). В 1980–1990-х годах создал еще несколько коллективов, в их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной хоровой полифонии (музыке Палестрины, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Кардозо и др.), и Оркестр Елисейских Полей, изначально исполнявший произведения композиторов эпохи романтизма.
Музыка Ренессанса и барокко находится в центре внимания Филиппа Херревеге на протяжении более 50 лет. Особую известность маэстро получил благодаря интерпретациям сочинений И. С. Баха. При этом он постоянно обращается к музыке более позднего времени, исполняя шедевры разных эпох – от Моцарта, Бетховена, Шуберта и Берлиоза до Малера, Брукнера, Дебюсси, Стравинского и Шёнберга. В 1998–2002 гг. Херревеге был главным дирижером Королевского филармонического оркестра Фландрии (в настоящее время – почетный дирижер). Выступал с Королевским оркестром Консертгебау, оркестрами лейпцигского Гевандхауса и цюрихского Тонхалле, Роттердамским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Малеровским камерным и Шотландским камерным оркестрами. В 1982–2002 гг. был художественным руководителем летнего фестиваля «Музыкальные академии» в Сенте (Франция). С 2001 года возглавляет международный фестиваль «Академия» в Крете-Сенези, Италия (с 2017 года – фестиваль Collegium Vocale).
Дискография Филиппа Херревеге насчитывает более 120 записей, выполненных с разными коллективами и выпущенных под лейблами Harmonia Mundi France, Virgin Classics и PentaTone. Среди них – Lagrime di San Pietro («Слезы святого Петра») Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею», Месса си минор и другие хоровые сочинения И. С. Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шёнберга – Рина), «Лунный Пьеро» Шёнберга, «Симфония псалмов» Стравинского, «Берлинский реквием» Вайля.
В 2010 году Филипп Херревеге совместно с бельгийской компанией Outhere Music создал лейбл φ (PHI), которым на сегодняшний день выпущено около 30 альбомов. Среди недавних релизов – «Вечерня Девы Марии» Монтеверди, «Страсти по Иоанну» и лейпцигские кантаты И. С. Баха, Пятая книга мадригалов Джезуальдо (с Collegium Vocale Gent), Месса № 2 и Te Deum Брукнера (с Collegium Vocale Gent и Оркестром Елисейских Полей), симфонии Шуберта (с Симфоническим оркестром Антверпена).
За выдающиеся творческие достижения Филипп Херревеге удостоен многих наград. В 1990 году европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 году Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Кроме того, маэстро Херревеге – кавалер ордена Искусств и литературы Бельгии (1994) и французского ордена Почетного легиона (2003), награжден «Медалью Баха» Лейпцига (2010) и Премией Баха от Королевской академии музыки в Лондоне (2016), почетный доктор Лёвенского католического университета (1997) и Гентского университета (2017), Почетный гражданин Сента (Франция, 2015).
В июле 2021 года Филипп Херревеге, Collegium Vocale Gent и Оркестр Елисейских Полей выступили на Зальцбургском фестивале, исполнив Реквием Форе, «Погребальную песнь» Брамса и «Симфонию псалмов» Стравинского. В числе событий сезона 2021/22 – концерты на Бременском фестивале с вручением специальной премии Херревеге за заслуги в искусстве; выступления в городах Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и Германии с Большой мессой до минор Моцарта; концерты с Венским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром римской Академии Санта-Чечилия, Мюнхенским филармоническим оркестром, Дрезденской государственной капеллой, Филармоническим оркестром Радио Франс, оркестром «Филармония» (Лондон) и Симфоническим оркестром Антверпена. Кроме того, маэстро будет работать со студентами Академии Малеровского камерного оркестра. В мае 2022 года по случаю своего 75-летия Филипп Херревеге исполнит в разных городах Европы «Песнь о земле» Малера с Оркестром Елисейских Полей.
Занятия музыкой Дамьен Гийон начал в
восьмилетнем возрасте
в детском хоре Maîtrisede Bretagne под управлением Жана-Мишеля Ноэля. В детстве
он постоянно выступал в качестве солиста (сопрано) во многих барочных ораториях,
пел в опере «Волшебная флейта» Моцарта в Оперном театре г. Ренна.
С 1998 по 2001 год Дамьен Гийон учился в Центре барочной музыки в Версале под руководством Оливье Шнебели. Здесь молодой певец углубленно изучал барочную вокальную технику и искусство интерпретации старинной музыки у Ховарда Крука, Жерома Корреа, Алена Бюэ и Ноэля Баркера. С 2014 года он обучается в музыкальной академии Schola Cantorum в Базеле у известного немецкого контратенора Андреаса Шолля.
Благодаря своему таланту и мастерству Дамьен Гийон получил приглашения выступить в концертах многих мэтров барочного исполнительства, среди которых Масааки Судзуки, Венсан Дюместр, Эрве Нике, Филипп Пьерло, Пьер Антай, Жан-Клод Мальгуар, Кристоф Руссе, Филипп Херревеге, Жорди Саваль, Пол Маккриш и Уильям Кристи.
В репертуаре певца — оратории и оперы барокко («Коронация Поппеи» и «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Рождественская оратория» и другие сочинения Баха, «Мессия», «Тесей», «Ринальдо», «Аталия», «Юлий Цезарь» Генделя, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Перселла, «Святой Алексей» Ланди и другие), английские песни эпохи Возрождения.
В последнее время артист часто выступает в качестве дирижера. В частности, он дирижировал ораторией Антонио Кальдары «Магдалина у ног Христа» с ансамблем LesMusiciensduParadis (Париж, руководитель Ален Бюэ), «Магнификатом» Баха с французским ансамблем Café Zimmermann и камерным хором г. Руана, кантатами Баха с Collegium VocaleGent на фестивале в Санте (Франция).
В 2009 году Дамьен Гийон основал ансамбль старинной музыки Le Banquet Céleste, в состав которого вошли певцы и инструменталисты, специально обучавшиеся исполнению барочной музыки.
В настоящее время Дамьен Гийон работает над новыми программами, в числе которых «Рождественские кантаты» Баха, Lamentations and Respons Я. Д. Зеленки, сценическая версия оперы Генделя «Ацис и Галатея». В марте 2016 года ожидается выпуск новой записи Псалма № 51 Баха (ранее имела большой успех запись баховских кантат с соло альта).
Недавно певец принял участие в исполнении «Страстей по Матфею» Баха с CollegiumVocaleGent под управлением Филиппа Херревеге (в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Дворце каталонской музыки в Барселоне и на фестивале в Баден-Бадене), с оркестром Консертгебау, ансамблем Les Violonsdu Roy под управлением Бернара Лабади (в Palais Montcalm в Квебеке и Карнеги-холле в Нью-Йорке), Salve Regina Вивальди с оркестром New World Symphony под управлением Бернара Лабади (на Майами).
В ближайшее время Дамьен Гийон вновь будет выступать с Филиппом Херревеге (Рождественские кантаты, «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория»), а также с ансамблями Nederlandse Bach Society (кантаты Баха), Café Zimmermann (кантаты Баха для альта соло), Collegium 1704 под управлением Вацлава Лукса («Страсти по Иоанну» Алессандро Скарлатти). В концертах европейского турне с ансамблем Ensemble Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона с участием певца прозвучат «Страсти по Матфею» Баха.
Томас Хоббс — один из самых востребованных в Европе и США
исполнителей музыки XVI–XVIII веков. Он
постоянно выступает как солист с ведущими ансамблями барочной и ранней музыки,
включая прославленный Collegium Vocale Gent во главе
с Филиппом Херревеге и Ensemble Pygmalion под управлением Рафаэля Пишона.
В репертуаре певца — все самые знаменитые сочинения эпохи барокко.Он исполнял партию Евангелиста в «Страстях по Матфею» и «Страстях по Иоанну» Баха с хором Королевского колледжа Кембриджа, ансамблем Le Concert Lorrain и Ensemble Pygmalion, арии из «Страстей» с ансамблями Academy of Ancient Music, Collegium Vocale Gent и Ex Cathedra. Солировал в произведениях Баха: Мессе си минор с Collegium Vocale Gent, Le Concert Lorrain, «Академией старинной музыки» (Берлин), «Бах-академией» Штутгарта и Баховским хором Фрайбурга, «Магнификате» с ансамблем De Nederlandse Bachverenigning, «Оратории на Вознесение» с Collegium Vocale Gent, «Рождественской оратории» с Австралийским камерным оркестром. Исполнял партии в ораториях Генделя: «Иисус Навин» с «Академией старинной музыки» и Камерным хором Берлинского радио (заглавная партия), «Израиль в Египте» с хором Королевского колледжа Кембриджа, «Мессия» с ансамблем Le Concert Lorrain.
Томас Хоббс востребован и как исполнитель произведений венских классиков. В частности, он спел партию тенора в Реквиеме Моцарта с ансамблем Dunedin Consort и Мессе до мажор Бетховена со Штутгартским камерным хором.
Недавно певец дебютировал с камерным оркестром «Северная симфония» (Ньюкасл), Королевским Шотландским национальным симфоническим оркестром, Борнемутским и Бирмингемским симфоническими оркестрами, а также с ансамблем Accademia Bizantina под управлением Оттавио Дантоне.
Среди оперных партий, спетых им за последнее время, — Телемах в «Возвращении Улисса на родину» Монтеверди (новая постановка Английской национальной оперы), Аполлон и Пастух в «Орфее» Монтеверди (концертно-сценическая версия с ансамблем Academy of Ancient Music под управлением Ричарда Эгарра), Феррандо в «Так поступают все» Моцарта, заглавная партия в «Альберте Херринге» Бриттена.
В сольных концертах, с которыми Томас Хоббс выступает в лучших залах и на крупных фестивалях в разных странах, он исполнял циклы «Прекрасная мельничиха» Шуберта, «Круг песен» Шумана, «На краю Уэнлока» Воан-Уильямса (в сопровождении Эдинбургского струнного квартета), «Зимние песни» Бретта Дина на фестивале в Челтнеме, английские и немецкие песни на фестивале Accademia delle Crete Senesi в Тоскане, организованном Филиппом Херревеге, песни Моцарта в лондонском Kings Place, песни Вольфа на фестивале немецкой Lied в Оксфорде. На фестивале в Райдейле Томас Хоббс дал сольный концерт с пианистом Кристофером Глинном.
В обширной дискографии артиста — Месса си минор Баха с Collegium Vocale Gent и Dunedin Consort, мотеты, Лейпцигские кантаты и «Рождественская оратория» Баха с Collegium Vocale Gent; опера «Ацис и Галатея» и оратория «Эсфирь» Генделя с Dunedin Consort, Месса до мажор Бетховена со Штутгартским камерным хором. Последние по времени записи — Chandos Anthems Генделя с Оркестром Века Просвещения под управлением Стивена Лейтона и Реквием Моцарта с Dunedin Consort под руководством Джона Батта — получили высокие оценки критики и были удостоены премии Gramophone за лучшую хоровую запись (2014).
В числе недавних и ближайших ангажементов певца — гастроли с Collegium Vocale Gent, «Ацис и Галатея» Генделя (партия Дэймона) с ансамблем Dunedin Consort, кантаты Баха с ансамблями De Nederlandse Bachverenigning и Ensemble Pygmalion, «Рождественская оратория» Баха с Тонкюнстлер-оркестром Нижней Австрии, оркестром Тонхалле Цюриха и ансамблем Le Concert Lorrain.
Томас Хоббс — уроженец г. Эксетер (графство Девоншир, Великобритания). Обучался в Королевском колледже музыки у Нейла Мак Ки, где был удостоен стипендий Питера Пирса и Мэйсона, и в Королевской академии музыки у знаменитого тенора Райланда Дэвиса. В годы учебы в Академии получил нескольких престижных стипендий.
Томас Хоббс также награждался стипендией Сьюзен Чилкотт, сотрудничал с Королевским филармоническим обществом и Classical Opera Company в Лондоне, специализирующейся на постановках опер Моцарта и его современников. Принимал участие в престижной Академии на фестивале в Экс-ан-Провансе, где выступал с оркестром Камерата Зальцбург под управлением Луи Лангре.