Vita Christi («Жизнь Христа») Произведения И. С. Баха : Московская государственная академическая филармония

    Vita Christi («Жизнь Христа»)
    Произведения И. С. Баха

    17 октября 2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Ансамбль Collegium Cartusianum
    Kölner Kammerchor (Кёльнский камерный хор)
    Дирижёр – Петер Нойман (Германия)
    Магдалена Харер (сопрано, Германия)
    Эльвира Билл (меццо-сопрано, Германия)
    Мануэль Кёниг (тенор, Германия)
    Маркус Флайг (бас-баритон, Германия)
    В программе:
    И. С. Бах


             

    12+

    Абонемент №3:

    Грани бессмертия. И. С. Бах
    (330 лет со дня рождения)

    Московская филармония представляет премьерный для России проект Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum — «Жизнь Христа» на музыку кантат Иоганна Себастьяна Баха. Это — новая программа, задуманная руководителем коллективов, знаменитым маэстро Петером Нойманом и представленная музыкантами впервые на фестивале «Безумный день» в Нанте в 2015 году. Программа транслировалась известным французским телеканалом Arte.

    Обладатель премий Gramophone и Diapason d’Or, Петер Нойман хорошо знаком московской публике своими нашумевшими проектами: премьерой «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля (2005), исполнением оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского (2009), а также постановкой оперы «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки (2013). 

    Ансамбль Collegium Cartusianum

    Ансамбль Collegium Cartusianum основан в 1988 году и сегодня является одним из ведущих коллективов Германии, специализирующихся на историческом исполнительстве.  Репертуар ансамбля включает музыку от Монтеверди, Баха и Генделя до Моцарта, Шумана и Брамса.

    Наибольшую известность коллектив получил благодаря сотрудничеству с Кёльнским камерным хором и дирижером Петером Нойманом. Их совместная запись всех месс Моцарта вызвала большой резонанс в музыкальных кругах. «Исполнение Коронационной мессы можно поставить в один ряд с интерпретациями Маркевича и Караяна, Арнонкура и Пиннока», – отмечал критик  издания Grammophone. С Кёльнским хором ансамбль записал также десять ораторий Генделя, «Страсти по Иоанну» Баха, альбом «Музыкальная вечерня» Шютца. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован на International Classical Music Awards.

    Помимо барочной музыки в репертуар коллектива вошли оратории «Илия» и «Павел» Мендельсона, «Рай и Пери» Шумана, Реквием Дворжака. Высокую оценку получило исполнение музыкантами оркестровых сюит Баха, симфоний Моцарта и Бетховена.

    Ансамбль Collegium Cartusianum много выступает в концертах, приглашается на крупнейшие музыкальные фестивали Европы и Японии, участвует в радиопередачах, записывается на компакт-диски. 

    Ансамбль неоднократно выступал на Баховском фестивале в Лейпциге. В Кракове, Эссене и Кёльне музыканты  исполнили кантату Генделя  «Ацис, Галатея и Полифем». В 2009 году вместе с Кёльнским камерным хором они представили «Мессию» Генделя в Москве, в 2011 году исполнили Мессу М.-А.Шарпантье в Херне, а через год – «Страсти по Матфею» Баха в Осло и в Версале. Среди других ярких событий последнего времени – исполнение «Вечерни» Шютца на фестивале  Wratislavia-Cantans во  Вроцлаве (2013), оратории «Соломон» на фестивале  Генделя в Галле (2014), композиции «Жизнь Христа» по кантатам Баха на фестивале «Безумные дни» в Нанте (2015). В сентябре этого года ансамбль исполнит Реквием Моцарта на музыкальном фестивале в Рейнгау, а в октябре познакомит московскую публику с композицией «Жизнь Христа».

    Kölner Kammerchor (Кёльнский камерный хор)

    Кёльнский камерный хор, созданный в 1970 году Петером Нойманом, получил широкую известность после победы в 1982 году на крупнейшем хоровом конкурсе «Гвидо ди Ареццо».

    Сегодня Кёльнский камерный хор считается одним из авторитетных исполнителей музыки Баха и Генделя. Он выступает на крупнейших фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Англии, Франции, Испании, Швейцарии, Нидерландах.

    В начале 1990-х Кёльнский камерный хор осуществил уникальный проект – запись всех месс Моцарта  (на фирме EMI Classics), а через несколько лет приступил к работе над ораториями Генделя (записано 10 сочинений этого жанра). «В области генделевских интерпретаций это исполнение задает новые стандарты», – писал  о записи «Страстей по Брокену» критик Радио Берлина-Бранденбурга Б. Морбах. Последний по времени диск с ораторией Генделя «Радостный, задумчивый и умеренный» был номинирован в 2014 году на международную премию в области классической музыки (International Classical Music Awards).

    Кёльнский хор исполняет вокально-симфонические произведения И. С. Баха (кантаты, «Страсти», си-минорную мессу), оратории Генделя, «Орфей» и «Вечерню Девы Марии» Монтеверди, церковную музыку Моцарта, хоровые сочинения композиторов-романтиков в крупнейших музыкальных центрах Европы. В 2000 году, посвященном юбилею И. С. Баха, хор исполнил пассионы композитора в Амстердаме, Риме, Роттердаме и аббатстве Фонтевро во Франции. В 2006 году коллектив впервые выступил в России: в рамках Московского Пасхального фестиваля  он представил премьеру «Страстей по Иоанну» И. С. Баха (во второй авторской редакции 1725 года). В 2009 году в Концертном зале имени Чайковского исполнил «Мессию» Г. Ф. Генделя.

    Среди других значительных проектов – оратория Шумана «Рай и Пери», прозвучавшая на шумановском фестивале в Дюссельдорфе и на фестивале в Рейнгау, исполнение «Мессы для усопших» М.-А. Шарпантье в Кёльне и на фестивале «Дни старинной музыки» в Херне, «Страсти по Матфею» Баха, представленные в Осло и Версале. Яркими событиями последнего времени стали выступления хора на баховском фестивале в Лейпциге, генделевском фестивале в Гёттингене и музыкальном фестивале в Рейнгау. В 2014 году хор исполнил композицию «Музыкальная вечерня» Шютца на фестивале Wratislavia Cantans  в Польше и  ораторию «Соломон» Генделя на генделевском фестивале в Халле.

    В 2015 году на фестивале «Безумные дни» в Нанте Кёльнский хор представил два новых проекта: «Жизнь Христа» на музыку кантат Баха и  пастиччио из произведений Генделя. Эти концерты транслировались французским телеканалом Arte.

    Петер Нойман

    Петер Нойман — признанный во всем мире интерпретатор барочной музыки, руководитель Кёльнского камерного хора и оркестра Collegium Cartusianum, обладатель премий «Gramophone» и «Diapason d’Or». Родился в 1940 году в Карлсруэ. Учился игре на органе у Михаэля Шнайдера в Берлине. Стипендия «Studienstiftung des deutschen Volkes» позволила Петеру Нойману заниматься у Гастона Литэза (ученика М. Дюпре и Л. Вьерна), а также Оливье Мессиана в Парижской консерватории. Оркестровому дирижированию обучался у Серджиу Челибидаке.

    В качестве приглашенного дирижера Петер Нойман сотрудничает с такими известными коллективами, как Нидерландский камерный хор, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), «ChorWerkRuhr» (Кёльн), «Schola Cantorum» (Токио), симфонический оркестр Иерусалима, хор и оркестр театра Болоньи, «Concerto Köln», «Musica Antiqua Köln».

    На счету Петера Ноймана выступления на ведущих сценах мира и участие в крупнейших международных фестивалях. Среди них: исполнение «Вечерни Девы Марии» Монтеверди в Парижской Опере и «Орфея» Монтеверди в Нанте, Бильбао и Лиссабоне, «Страстей по Иоанну» и Мессы h-moll И. С. Баха в Королевском Альберт-холле в рамках фестиваля «BBC Proms» (Лондон), ораторий «Празднества Александра» и «Саул» Генделя, а также церковной музыки Моцарта на фестивале в Рейнгау (Германия), оперы «Царь-пастух» Моцарта в Королевском Консертгебау (Амстердам) и его Мессы до минор в Токио, месс и оратории «Лазарь» Шуберта, а также ораторий «Илия» и «Павел» Мендельсона в Болонье, Немецкого реквиема Брамса, ораторий «Заповеди Блаженства» Франка и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси на фестивале «MusikTriennale» (Кельн). Его исполнения месс Моцарта и Шуберта, кантат И. С. Баха и Букстехуде на фестивале «Безумные дни» в Нанте транслировались каналом Arte в прямом эфире.

    В последние годы Петер Нойман завоевал международную репутацию как лучший дирижер, исполняющий произведения Генделя. Об этом свидетельствует и дискография дирижера, включающая записи ораторий «Саул» (1998), «Сусанна» (1999), «Теодора» (2000), «Валтасар» (2001), «Аталия» (2004) и «Иисус Навин» (2007), а также «Празднества Александра» и «Оды Св. Цецилии» (2008), «Страстей по Брокесу» (2010) и «L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato» (2012). Также им были осуществлены записи всех месс и Реквиема Моцарта (на EMI Classics), духовной музыки Шумана и Брамса, хоровых сочинений Брамса, второй редакции «Страстей по Иоанну» Баха, «Плача пророка Иеремии» Ф. Дуранте и др.

    В Москве Петер Нойман известен благодаря премьере «Страстей по Иоанну» И. С. Баха в редакции 1725 года, состоявшейся в рамках Московского Пасхального фестиваля 2005 года, исполнению оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в Концертном зале имени Чайковского в 2009 году, а также постановке оперы композитора «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 11 апреля 2013 года.

    Магдалена Харер

    Магдалена Харер окончила в 2010 году Детмольдскую Высшую школу музыки, где обучалась вокалу у проф. Сабины Риттербуш. 

    За несколько лет она стала востребованной солисткой в концертном жанре и выступила во многих залах Германии, гастролировала в Европе, Израиле и США.

    Певица сотрудничала с камерным оркестром «Кончерто Кёльн», симфоническим и барочным оркестрами Гёттингена, Придворной капеллой Ганновера, барочным оркестром L'Arco, Ансамблем Schirokko, филармоническим оркестром Северо-Западной Германии и Новым филармоническим оркестром Вестфалии. 

    Еще одним важным направлением в ее творчестве стало ансамблевое пение. В частности, Магдалена Харер пела в составе  Collegium Vocale Гента, Huelgas Ensemble и камерного хора RIAS. В настоящее время она  сотрудничает с ансамблем «Кантус Кёльн», которым руководит  дирижер Конрад Юнгхенель.

    Наряду с концертными выступлениями М. Харер исполняет камерную музыку и участвует в оперных спектаклях (среди исполненных ею партий – Адель в «Летучей мыши» Штрауса и Эвридика в «Орфее и Эвридике» Глюка).

    Эльвира Билл

    Эльвира Билл обучалась пению у проф. Кристофа Прегардиена в Кёльнской Высшей школе музыки, которую окончила с отличием в 2010 году.  Большое влияние на ее становление оказало творческое общение с такими авторитетными музыкантами, как певцы Ингеборг Данц, Томас Хейер, Кай Вессель, пианисты Рейнхард Беккер и Михаэль Геес.

    Успех к певице пришел еще в юные годы, когда она выступала в филармониях Берлина, Эссена и Кёльна, в дюссельдорфском зале «Тонхалле», на музыкальном фестивале в Рейнгау и Баховском фестивале в Лейпциге. В 2010 году Эльвира Билл стала лауреатом Конкурса имени Ф. Мендельсона в Берлине в номинации «вокальный ансамбль».

    В репертуар певицы вошла музыка разных эпох, от барокко до современности, однако особое место в нем отведено ораториальному жанру – Эльвира  Билл исполняет практически все известные сочинения этого рода.  В качестве солистки она выступает с коллективами под руководством таких известных дирижеров, как Петер Нойман, Хельмут Риллинг, Пол Гудвин, Маркус Крид, Сильвен Кембрелинг. 

    В 2009 году певица участвовала в записи двух альбомов: «Страсти по Брокесу» Генделя (дирижер Петер Нойман) и музыкальной сказки «Странствие розы» Шумана (партия фортепиано – Михаэль Геес).

    В сезоне 2010/11 на сцене Мюнстерского театра Эльвира Билл  исполнила одну из ролей в детской опере «Моисей должен петь» современного польского композитора Томаша Праскуаля.  В сентябре 2012 года она совершила турне с Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио (дирижер С. Кембрелинг), участвуя в исполнении оперы Шёнберга «Моисей и Аарон». Концерты прошли в зале Берлинской филармонии, мадридском Театро Реал  и на Люцернском фестивале. 

    Мануэль Кёниг

    Мануэль Кёниг родился в немецком городе Миндене. Обучался вокалу в Швейцарии, в Высшей школе искусств Берна у Ханса-Петера Блохвица.

    Большое влияние на художественное развитие певца оказало изучение произведений И. С. Баха. В 2010 году он исполнил партию Евангелиста сразу в двух пассионах композитора – в «Страстях по Иоанну» (дир. Кристоф Шпенинг) и в «Страстях по Матфею» (с ансамблем «Кантус Кёльн»). Следующими значительными событиями в его карьере стали выступления на фестивале в Инсбруке с Рене Якобсом (оратория Дж. Кариссими «История Иеффая») и в серии концертов под управлением Андреаса Шперинга, проходящих в замках города Брюля.

    Тесное сотрудничество связывает артиста с Кёльнским камерным хором и Петером Нойманом, с которыми он дебютировал на Баховском фестивале в Лейпциге (2011), а также  выступил  в Версальском дворце.

    Мануэль Кёниг участвовал в фестивале старинной музыки в Базеле (с ансамблем «Ричеркар» и Филиппом Пьерло), в музыкальных фестивалях земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижней Саксонии, Генделевском фестивале в Гёттингене. В 2013 и 2015 годах на фестивале Карла Орфа в Андехсе он исполнил партии тенора в сценической кантате  «Кармина Бурана» и в музыкальной пьесе «Луна».

    Опыт работы на оперной сцене М. Кёниг приобрел, будучи участником оперной студии при швейцарском театре Биль-Золотурн (городском театре города Биля). В дальнейшем он неоднократно выступал в Камерном оперном театре Гамбурга, в том числе в опере «Итальянка в Алжире» Дж. Россини (Линдор). Участвовал в премьерной постановке оперы «Лейла и Меджнун»  палестино-израильского композитора  Самира Одех-Тамими (режиссер Вилли Деккер). 

    В области современной музыки М. Кениг сотрудничает с дирижером Петером Рунделом и с вокальным ансамблем Schola Heidelberg под управлением Вальтера Нуссбаума, с которыми записал несколько компакт-дисков.

    Маркус Флайг

    Маркус Флайг родился в 1971 году в городе Хорб-на-Неккаре (земля Баден-Вюртемберг). Прежде чем стать певцом, он занимался игрой на органе и получил образование как педагог и церковный музыкант.  Обучался вокалу у проф. Беаты Хойер-Кристен во Фрайбурге и  проф. Бертольда Поссемайера во Франкфуртской Высшей школе музыки. Несколько лет брал уроки у Кэрол Мейер-Брюттинг. В 2004 году Маркус Флайг стал лауреатом международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге.

    Маркус сотрудничал со многими хоровыми коллективами и оркестрами, с которыми выступал по всему миру. Гастрольные  маршруты певца пролегли через всю Европу, страны Латинской Америки, Израиль, Корею и Японию. 

    Многочисленные записи на радио, телевидении и CD, осуществленные под руководством  таких дирижеров, как Томас Хенгельброк, Херман Макс и Конрад Юнгхенель, свидетельствуют о необычайно широком репертуаре певца. Это – музыка Ренессанса, барочные оратории, произведения классиков и романтиков, опусы современных авторов. С ансамблем  Alta Ripa музыкант выпустил свой первый сольный альбом, в который вошли кантаты И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и К. Граупнера.

    Еще в период обучения на факультете церковной музыки Маркус дебютировал как солист на сцене городского театра Фрайбурга, исполнив партию Азариаса  из церковной притчи Б. Бриттена  «Пещное действо» (The burning fiery furnace). С тех пор он спел различные партии в операх Монтеверди, Пёрселла, Рамо, Р. Штрауса и К. Швера на оперных сценах Баден-Бадена, Шветцингена, Байройта и Ганновера, а также  участвовал в исполнении реконструированных опер прошлого – «Ленивый муж» (Il marito indolente) моцартовского современника Йозефа Шустера и «Сарданапал» барочного композитора Кристиана Людвига Боксберга.

    В области камерной музыки Маркус Флайг постоянно сотрудничает с пианистом Йоргом Швайнбенцом. В 2014 году на лейбле Spektral вышел их альбом с песнями Гуго Вольфа.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мюнхенский баховский хор,
    Государственный академический
    камерный оркестр России,
    Хансйорг Альбрехт

    Режиссерская версия

    27.10.2018

    Бах Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    В программе:
    И. С. Бах
    Месса для солистов, хора, оркестра и basso continuo си минор, BWV 232

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Бах-ансамбль» Гельмута Риллинга

    Режиссерская версия

    07.12.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    «Рождественская оратория» для солистов, хора и оркестра (Кантаты №№ 1, 2, 3, 6)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах (к 330-летию со дня рождения).
    Месса си минор

    Режиссерская версия

    10.11.2015

    В программе:
    И. С. Бах
    (к 330-летию со дня рождения)
    Месса си минор для солистов, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    И. С. Бах — «Страсти по Матфею»

    12.03.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, BWV 244

    Камерный зал Филармонии

    Музыкальные исполины Австрии и Германии

    21.03.2015

    В программе:
    И. С. Бах

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Князев (орган)

    06.12.2012

    В программе:
    И. С. Бах

    Камерный зал Филармонии

    И. С. Бах. Музыкальный портрет

    21.12.2013

    В программе:
    И. С. Бах