АСО Московской филармонии, Владимир Понькин, Максим Федотов (скрипка) : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    АСО Московской филармонии, Владимир Понькин, Максим Федотов (скрипка)

    7 февраля 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Чайковский
    Сюита № 4 для оркестра («Моцартиана»)
    Концерт для скрипки с оркестром
    Моцарт
    Симфония № 40

    12+

    Абонемент №15:

    Симфонические шлягеры

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин родился в 1951 году в Иркутске. Окончил Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Геннадия Рождественского). В 1980 году одержал победу в конкурсе дирижеров Фонда Руперта в Лондоне, после чего в течение двух лет проходил стажировку в Большом театре России и одновременно работал в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра).

    В разные годы Владимир Понькин возглавлял Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Кубанский симфонический оркестр.

    Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Шведского радио, Западноавстралийским, Мельбурнским симфоническими, Квислендским оркестром, крупнейшими коллективами Италии и США и другими. 

    Будучи главным дирижером Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, успешно поставил балеты «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Суламифь» Бесединой, оперы «Отелло» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. 

    В течение многих лет работал в «Геликон-опере», в 2002–2017 гг. был главным дирижером, в настоящее время – приглашенный дирижер. Под его руководством осуществлены постановки спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (четыре «Золотых маски», 2001, в том числе «Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижера»), «Лулу» Берга (дирижерская «Золотая маска», 2003), «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка (премия «Гвоздь сезона», 2004), «Упавший с неба» на музыку Прокофьева (премия «Гвоздь сезона», 2005), «Сибирь» Джордано, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (в редакции Шостаковича), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Запрет на любовь» Вагнера, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В 2002–2006 гг. – главный дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и др.).

    Гастролировал во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. В числе солистов, с которыми он выступал, звезды оперной сцены Лючия Алиберти, Мария Биешу, Анджела Георгиу, Паата Бурчуладзе, Хосе Кура, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, пианисты Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Денис Мацуев, Николай Петров, Иво Погорелич, Даниэль Поллак, Григорий Соколов, Виктор Ямпольский, скрипачи Никита Борисоглебский, Андрей Корсаков, Олег Крыса, Сергей Стадлер, виолончелистка Наталия Гутман.

    Обширный репертуар дирижера включает в себя множество произведений классико-романтического периода, но и музыку ХХ века. Он представил ряд премьер сочинений Пендерецкого и Лютославского, осуществил записи произведений Антейла, Беринского, Губайдулиной, Денисова, Шутя. 

    Владимир Понькин преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова. В настоящее время – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Академия имени Маймонида). С 2021 года – почетный профессор Парижской русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Был председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И. А. Мусина в Костроме. В апреле 2021 года провел международный онлайн-мастер-класс для китайских студентов на базе симфонического оркестра г. Чанша.

    Владимир Понькин – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, награжден орденом Дружбы, медалями «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша), «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, общественными наградами – крестом «Защитник отечества» I степени, орденом «За службу России», казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству» I степени.

    Максим Федотов

    Максим Федотов – российский скрипач и дирижер, народный артист России, лауреат Премии Правительства Москвы. 

    Родился в 1961 году в Ленинграде (Санкт-Петербург) в семье выдающегося дирижера, народного артиста России Виктора Федотова. Обучался в Средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, затем в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В числе его наставников – Борис Сергеев, Дмитрий Цыганов, Игорь Безродный. Также обучался оперно-симфоническому дирижированию под руководством Владислава Чернушенко в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

    Лауреат и победитель международных конкурсов скрипачей: в Токио (I премия и все специальные призы, включая Приз принца Такамадо), имени П. И. Чайковского в Москве, имени Никколо Паганини в Генуе и других. В последующие годы – член жюри многих известных состязаний, в том числе конкурса имени П. И. Чайковского (1998, 2002, 2015). 

    С 1987 года – профессор Московской консерватории, с 2015 года – заведующий кафедрой оркестровых струнных инструментов Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. В 2003–2008 гг. возглавлял кафедру скрипки и альта Российской академии музыки имени Гнесиных. 

    В 1987–2006 гг. – солист Московской филармонии. Сотрудничает с Санкт-Петербургским Домом музыки. Первый скрипач, давший сольный концерт на двух скрипках Паганини: работы Гварнери дель Джезу и Жан-Батиста Вийома. 

    Музыкант гастролировал более чем в 50 странах. Выступал в крупнейших залах мира с ведущими оркестрами под управлением выдающихся дирижеров, среди которых Евгений Светланов, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Юрий Симонов, Пааво Берглунд, Кадзуёси Акияма, Иржи Белоглавек, Марис Янсонс, Ян-Паскаль Тортелье, Кшиштоф Пендерецкий. 

    Много лет играет и записывается в постоянном дуэте с заслуженной артисткой России, пианисткой Галиной Петровой. Компакт-диски Максима Федотова выходили на фирмах Naxos, Classical Records, DML-Classic, «Мелодия» и других; его выступления записывали и транслировали телеканалы «Культура», РТР, ОРТ, «Мир» (Россия), Mezzo (Франция), HRT (Хорватия), RAI (Италия) и другие. 

    Максим Федотов сочетает деятельность концертирующего скрипача и симфонического дирижера. Он выступает за пультом ЗКР оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, оркестра Мариинского театра, оркестра Концертного зала имени Джемаля Решит Рея в Стамбуле, Сеульского филармонического оркестра, Филармонического оркестра имени Богуслава Мартину в Злине, Московского камерного оркестра Musica Viva, Корейского симфонического оркестра, Hanoi Ensemble, Камерного оркестра Ватикана и других коллективов. 

    В 2003–2005 гг. – главный дирижер Русского симфонического оркестра, в 2006–2010 гг. – художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», в 2006–2007 гг. – главный дирижер Венских балов в Москве, Русских балов в Баден-Бадене, Первого Московского бала в Вене. С 2005 года постоянно сотрудничает с Загребским камерным оркестром, который ежегодно проводит Международный фестиваль Musica Maxima. С 2009 года Максим Федотов – художественный руководитель этого фестиваля.