Новосибирский академический симфонический оркестр, Гинтарас Ринкявичюс (Литва), Андрей Диев (фортепиано)

    15 октября 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 3
    Григ
    Сюита № 1 из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» («Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля»)
    Концерт для фортепиано с оркестром

    12+

    Абонемент №15:

    Симфонические шлягеры

    Концерт посвящается 75-летию Новосибирской области и Новосибирской государственной филармонии

    Новосибирский академический симфонический оркестр

    Симфонический оркестр при Новосибирской филармонии создан в 1956 году приказом Министерства культуры РСФСР. Становление коллектива связано с деятельностью его первого художественного руководителя и главного дирижёра, выдающегося музыканта, народного артиста СССР Арнольда Каца, руководившего оркестром более полувека. Первые концерты оркестра состоялись в октябре 1956 года в Алтайском крае и Новосибирске под управлением Арнольда Каца и Кирилла Кондрашина, солировал Эмиль Гилельс. В следующем сезоне прошли концерты в городах Сибири и Дальнего Востока, в 1961 году оркестр дебютировал в Москве, в 1962 – в Ленинграде. Зарубежную страницу биографии коллектива открывает поездка по Болгарии (1970), с тех пор он гастролировал в трёх десятках стран Европы и Азии. В 1982 году оркестру было присвоено почётное звание академического.

    Значительное место в жизни оркестра занимают выступления на отечественных и зарубежных фестивалях: среди них «Русская зима» в Москве, фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, фестиваль русской музыки в Вене, Дрезденский и Узедомский музыкальные фестивали, фестиваль «Ухо» в немецком Эрлангене, Шанхайский Весенний фестиваль, «Мартовские дни» в Болгарии, Дни Иберийской музыки в Испании и многие другие. Коллектив является постоянным участником важных событий в культурной жизни Урала и Сибири – Международного рождественского фестиваля искусств в Новосибирске, фестивалей «Покровская осень» и «Великие имена. Великие даты», форумов Дениса Мацуева «Звёзды на Байкале» в Иркутске и «Крещендо» в Тюмени. Оркестр плодотворно сотрудничает с лучшими дирижёрами и солистами России и зарубежья. В 2006 году коллектив под управлением Арнольда Каца принимал участие в I Фестивале симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома Союзов. В 2007 году, после кончины Арнольда Каца, оркестр возглавил Гинтарас Ринкявичюс, главными приглашёнными дирижёрами стали Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. 

    Сегодня оркестр – базовый коллектив Транссибирского Арт-Фестиваля под руководством Вадима Репина, одного из крупнейших событий российской культурной жизни. Первый и Пятый Фестивали за пультом оркестра открывал всемирно известный дирижер Кент Нагано. «Я прежде не встречался с этим оркестром, но он проявил столько фантазии и так серьёзно отнёсся к работе, что эффект от нашей репетиции был как от трёх-четырёх. Мы достигли многого и, заручившись взаимным доверием, просто дали музыке прозвучать. А это может получиться очень захватывающе, если люди разделяют идеи друг друга», – говорил маэстро. Высокий уровень оркестра в дни Второго фестиваля отметил еще один гость форума, знаменитый маэстро Шарль Дютуа: «У нас было всего два дня на репетиции. Это чрезвычайно мало, чтобы сделать произведение такого масштаба, как Первая симфония Малера. Но музыканты показали себя на высшем уровне, прыгнули выше головы и отдали всё сполна. Я очень доволен оркестром!» 

    Замечательные традиции коллектива, заложенные Арнольдом Кацем, отмечал во время Четвертого фестиваля Владимир Федосеев: «Такого отношения, как у вас, нет нигде... Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет такого отношения к музыке, такого желания понять дирижёра, такого желания идти навстречу друг другу. Главное – вы не просто играете, вы создаёте Музыку». В дни Пятого Транссибирского Арт-Фестиваля оркестр представил ряд мировых премьер, в том числе – Концерт для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной. Коллективом сделано множество фондовых записей на городском радио и ТВ, на фирме «Мелодия», на лейблах Sony Classical, Russian Season, Diamond Сlassic, Audite, Naxos. С 2017 года оркестр возглавляет маэстро Томас Зандерлинг.

    Гинтарас Ринкявичюс

    Гинтарас Ринкявичюс родился в 1960 году в Литве. Окончил Национальную школу искусств имени М. К. Чюрлёниса, Ленинградскую консерваторию (1983) и аспирантуру Московской консерватории (1986, класс Ю. И. Симонова). Лауреат V Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1983), Международного конкурса дирижёров Фонда Г. фон Караяна (1985) и Международного конкурса памяти Я. Ференчика в Будапеште (1986).

    В творческой биографии маэстро – сотрудничество с такими оркестрами, как Берлинский симфонический, оркестр Веймарской государственной капеллы, Симфонический оркестр Франкфурта-на-Одере, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестры Копенгагена, Тиволи, Оденсе (Дания), Тампере (Финляндия) и другие коллективы. Концерты с участием дирижёра проходили в крупнейших залах мира, таких как Кёльнская филармония, лондонский Альберт-холл, парижский Театр Елисейских Полей, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории, залы Зальцбурга, Барселоны, Сарагосы и многие другие сцены. Он дирижирует на международных фестивалях в Швейцарии, Португалии, Польше, Германии, Великобритании и Франции, концертирует на Тайване и в Гонконге. 

    Гинтарас Ринкявичюс выступал с выдающимися солистами, среди которых О. Каган, Н. Петров, Ю. Башмет, П. Бурчуладзе, Э. Вирсаладзе, Д. Герингас, Н. Гутман, П. Донохоу, Г. Кремер, А. Князев, Б. Майсурадзе, В. Репин, К. Риччарелли, М. Салминен, В. Третьяков, В. Урмана; сотрудничал с режиссёрами Ф. Дзамбелло, М. Кимеле, В. Кайриссом, О. Коршуновасом, Д. Ибельхауптайте, Й. Вайткусом, Э. Някрошюсом и другими. 

    Маэстро – один из самых знаменитых дирижёров Литвы, основатель (1988), художественный руководитель и главный дирижёр Литовского государственного симфонического оркестра. В его репертуаре – симфонии Бетховена, Брамса, Малера, Шостаковича, Чайковского, поэмы Р. Штрауса, музыка из опер Вагнера и многое другое. Он исполнил множество литовских и мировых премьер: Восьмую симфонию Малера, ораторию Франка «Заповеди блаженства», симфоническую поэму «Итайпу» Ф. Гласса, ораторию «Письма всей конгрегации» А. Байораса, Queen Symphony Т. Кашифа и другие произведения. 

    Особое место в творческой деятельности дирижёра занимают сценические жанры. Первая оперная постановка под его руководством – «Похищение из сераля» В. А. Моцарта – состоялась в 1987 году в Национальном театре Венгрии. С тех пор он продирижировал более чем двадцатью оперными и балетными постановками, среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Весна священная» И. Стравинского. Сотрудничал с театрами Амстердама, Копенгагена, Гётеборга, Шотландской оперой, Литовским национальным театром оперы и балета. С 2003 года является приглашённым дирижёром Большого театра России. Целый ряд оперных премьер Г. Ринкявичюс осуществил будучи художественным руководителем и главным дирижёром Латвийского национального театра оперы и балета (1996–2003, с 2007 по 2009 – главный приглашённый дирижёр), а также главным дирижёром Оперы Мальмё (Швеция, 2002–2005). Среди них – «Набукко», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Саломея» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и другие. Более 10 опер маэстро поставил с Литовским государственным симфоническим оркестром. В сотрудничестве с режиссёром Д. Ибельхауптайте с большим успехом были поставлены «Богема» Дж. Пуччини (2006), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2007), «Вертер» Ж. Массне, мюзикл С. Сондхейма «Суини Тодд – демон парикмахер» (2009, 

    литовская премьера) и другие. Среди премьер под музыкальным руководством Г. Ринкявичюса в Литовском национальном театре оперы и балета – опера «Отелло» Дж. Верди в постановке Э. Някрошюса (2011). 

    С 2007 по 2017 год Гинтарас Ринкявичюс занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра. За эти годы оркестр выступил с концертами в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Иркутске (в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале»). Прошли гастроли коллектива в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии. 

    В сентябре 2013 дирижёр впервые выступил в США с новым коллективом World Peace Orchestra. Дебют оркестра, где играют молодые талантливые музыканты из 50 стран, состоялся в Эвери Фишер-холл Линкольн центра. 

    С 2017 года маэстро – главный дирижёр Лиепайского симфонического оркестра (Латвия). 

    Также Гинтарас Ринкявичюс преподает в Литовской академии музыки и театра (с 2004 года – профессор). 

    Дирижёр был удостоен высшей награды Литвы – Национальной премии Литвы (1994), Ордена Великого князя Литовского Гедиминаса (1997), титула «Дирижёр года» в Латвии (1999) и Большой музыкальной премии Латвии (1997, 2000), почётных орденов Латвии, Португалии, Норвегии. В 2009 году маэстро Ринкявичюс был удостоен Большого командорского креста Ордена «За заслуги перед Литвой», в 2010 году – российского Ордена Дружбы и награды от Фонда Чюрлёниса.

    Андрей Диев

    Андрей Диев — один из ярчайших представителей «нейгаузовско-наумовской» ветви русской фортепианной школы ХХ века. В его искусстве гармонично сочетаются виртуозный блеск и благородство артистической манеры, интеллектуальная мощь и романтический порыв, глубокий аналитический подход к исполняемой музыке и разнообразие интерпретаций.

    Андрей Диев родился в 1958 году в Минске в семье известных музыкантов (отец — композитор, дирижер, педагог Борис Диев, мать Р. Диева — пианистка и педагог, ученица Г. Г. Нейгауза и Э. И. Гроссмана). Обучение музыке начал в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. В 1976 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории у профессора Л. Н. Наумова, у него же в 1981 — Московскую консерваторию и в 1985 — ассистентуру-стажировку. Лауреат Всесоюзного конкурса (1977), международных конкурсов в Сантандере (Испания, 1978), Монреале (Канада, 1980), Токио (Япония, 1986 — I премия и золотая медаль).

    Пианист активно гастролирует в России и многих зарубежных странах  (Австрия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Канада, Корея, Польша, Португалия, США, Филиппины, Франция, Тайвань, Турция, Чехия, страны бывшей Югославии, Япония и другие). Его выступления восторженно принимала публика залов Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, RoyalFestivalHall и WigmoreHall в Лондоне, BunkoKaikan и SantoryHall в Токио, MegaroHall в Афинах и VerdiHall в  Милане, Schauspielhaus в Берлине, AuditorioNacional в Мадриде  и многих других крупнейших концертных залов. В 1990 году фирма Steinway включила А. Диева в число наиболее популярных пианистов мира.

    «Его исключительная техника настолько нацелена на раскрытие таинства музыки, что о ней забываешь. Он играет, являя это таинство нам воочию — без малейшей фальши и демагогии. Он сливается с душой музыки и с душой композитора. Андрей Диев — грандиозный пианист» («Энформатер», Франция).

    «Яркость интерпретаций сочетается у Диева с основательностью замысла, внутренней сосредоточенностью. Чувство целостной драматургии позволяет пианисту привлечь внимание слушателей, установить столь необходимый контакт с аудиторией» («Музыкальная жизнь»).

    Пианист обладает широким репертуарным диапазоном, исполняя музыку четырех столетий (от Баха, Скарлатти, Солера до наших современников), исповедуя глубоко индивидуальный подход к работе над каждым произведением. Особое внимание он уделяет музыке Шопена, Дебюсси, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Мессиана.

    В репертуаре А. Диева более 30 концертов для фортепиано с оркестром, которые он исполнял с такими известными коллективами, как Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский симфонический оркестр, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Литовский камерный оркестр, Государственная академическая симфоническая капелла России, Симфонический оркестр BBC, Токийский симфонический оркестр «Метрополитен», симфонические оркестры Монреаля, Квебека, Софии и другие. Выступал с такими дирижерами, как В. Гергиев, В. Синайский, С. Сондецкис, В. Зива, В. Понькин, В. Полянский.

    А. Диев много выступает и как камерный исполнитель. Среди его партнеров — А. Корсаков, Л. Тимофеева, А. Князев, В. Овчинников и многие другие выдающиеся музыканты. Как солист и ансамблист он постоянно  принимает участие в крупных музыкальных фестивалях в России и за рубежом.

    Широкую концертную деятельность А. Диев совмещает с преподавательской работой. Он — доцент Московской консерватории, воспитавший в своем классе известных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов (А. Коробейников, П. Домбровский, Э. Кунц, А. Панфилов и другие). Регулярно проводит мастер-классы в городах России, а также в Великобритании, Японии, Франции, Италии, Турции, Корее, Китае. С 2011 года проводит открытые мастер–классы в Санкт–Петербургском Доме музыки.

    В качестве члена жюри А. Диев работал на Международных конкурсах пианистов в Токио, Порто, Париже, Афинах, Бухаресте, Трапани, Первом юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, конкурсах имени М. Балакирева в Краснодаре, имени В. Сафонова в Пятигорске, в Уфе, Волгограде, Волгодонске, Петропавловске-Камчатском, Магнитогорске и других городах России.

    А. Диеву принадлежат оригинальные транскрипции ряда популярных классических произведений. Дискография артиста включает записи произведений Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Рахманинова, Прокофьева, сделанные на фирмах BMG, ArteNova. Несколько лет назад пианист осуществил беспрецедентный по масштабу замысел: записал 24 прелюдии Рахманинова (2 CD), 24 прелюдии Дебюсси (2 CD) и 90 прелюдий Скрябина (2 CD).

    Андрей Диев — заслуженный артист России, удостоен Премии мэрии г. Москвы в области литературы и искусства (2000), трижды становился лауреатом газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Музыкант года» (1996, 1997, 2002).