Детские абонементы сезона 2025-2026 в продаже
Абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026 в продаже
3 ноября 2011
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаК 60-летию оркестра
Исполнители:
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов
Дирижер – Юрий Симонов
Солист – Максим Венгеров (скрипка)
В программе:
Бетховен (1770-1827)
«Эгмонт», увертюра из музыки к трагедии И. В. фон Гете фа минор, соч. 84 (1809-1810)
Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 61 (1806)
Брамс (1833-1897)
«Симфония в танце» (все Венгерские танцы – №№ 1-21)
Составитель Юрий Симонов
«В ближайшем будущем Вы получите … музыку к «Эгмонту», к этому великолепному «Эгмонту», которого я воплощал в звуках с таким же горячим увлечением, с каким я его читал, будучи в мыслях и в чувствах всецело захвачен Вами. Я очень хотел бы узнать Ваше суждение… Даже порицание будет полезным для меня и для моего искусства, и я приму его так же охотно, как высшую похвалу». Так писал Бетховен Гете в начале 1811 г., посылая великому драматургу свою музыку к трагедии «Эгмонт», написанную двумя годами ранее.
Произведение Гете посвящено борьбе нидерландцев за независимость от испанского владычества в конце XVI века. Бетховена, свято верившего в героический идеал эпохи Просвещения, привлек образ борца за свободу графа Эгмонта, отважившегося идти против могущественного противника – герцога Альбы – и бесстрашно смотрящего в глаза смерти; привлек и возвышенный образ его возлюбленной Клерхен, готовой пожертвовать собой ради спасения любимого. Сам Гете отводил в «Эгмонте» очень большую роль музыке, предполагал ее звучание в важнейшие моменты пьесы. Довольно критично относившейся к творчеству Бетховена, он, тем не менее, был восхищен музыкой к «Эгмонту» и в ответном письме пообещал Бетховену заново поставить пьесу в Веймарском театре с его музыкой, а также пригласил композитора в Веймар.
Бетховенская музыка к «Эгмонту» Гете включает в себя десять номеров. Увертюра, концентрированно передающая основную идею драмы, по высочайшему мастерству и драматургической цельности не уступает симфониям. Она прочно заняла место в исполнительской практике как отдельное концертное произведение.
Единственный у Бетховена Концерт для скрипки с оркестром принадлежит к числу самых сложных произведений скрипичного репертуара. Дело не столько в технических трудностях, не имеющих самодовлеющей ценности, сколько в глубине содержания, требующего высокой исполнительской зрелости.
История создания этого произведения связана с именем выдающегося скрипача начала XIX века Франца Клемента (1780-1842) – руководителя Венского театра, где состоялась премьера оперы Бетховена «Фиделио». В свои двадцать шесть лет Клемент был известен в музыкальных кругах Австрии как блестящий исполнитель и композитор. В 1806 году он решил устроить свой собственный бенефис: собрал оркестр из дружески расположенных к нему коллег и составил программу из произведений Моцарта, Керубини и Генделя. Но для такого концерта ему не хватало чего-то, что смогло бы привлечь интерес публики, тем более что все это происходило в предрождественские дни. Тогда Клемент предложил Бетховену написать для него скрипичный концерт. Работая с невероятной скоростью, композитор закончил дописывать партитуру буквально за несколько часов до начала концерта. По легенде, на концерте Клемент читал свою партию с листа, но в действительности к тому времени он, скорее всего, уже видел большую часть произведения, встречаясь с автором в процессе работы.
На премьере сочинения 23 декабря 1806 года Клемент исполнил первую часть концерта до перерыва, а все остальные – во втором отделении: это было обычным явлением в то время. В течение антракта скрипач развлекался тем, что импровизировал соло на темы концерта и при этом перевернул скрипку декой вверх. Этот акробатический трюк послужил началом еще одной легенды о том, что Клемент дополнил концерт Бетховена собственной фантазией для «перевернутой» скрипки.
Бетховен часто посвящал свои сочинения аристократам, платившим немалые деньги за эту честь. Однако, когда подошел черед публикации Скрипичного концерта в 1808 году, он предпочел отдать должное своему другу детства Стефану фон Бройнингу. Будучи ребенком, Бетховен не раз и не два спасался от нелепых требований отца, злоупотреблявшего алкоголем, в доме Бройнингов. Он и Стефан остались друзьями на всю жизнь. Вскоре после публикации Концерта композитор задумал сделать его переложение для фортепиано, посвященное невесте Бройнинга девятнадцатилетней Жюли. Бетховен часто бывал в доме своих молодых друзей в Вене и импровизировал для них на фортепиано.
Официальная критика не сразу оценила по достоинству новый шедевр Бетховена. Однако замечательная музыка быстро завоевывала популярность у слушателей и исполнителей, и вскоре Скрипичный концерт Бетховена – одно из самых прекрасных произведений этого жанра – стал подлинной жемчужиной репертуара крупнейших скрипачей мира.
«Венгерские танцы» Брамса, как и венгерские рапсодии Листа, «Венгерский дивертисмент» Шуберта и «Цыганский барон» Й. Штрауса являются ярчайшим примером взаимодействия самобытной национальной культуры с общеевропейской.
Своим появлением эти чудесные произведения обязаны творческому тандему Брамса с талантливым венгерским скрипачом Эде Ременьи. Молодые люди совершали в 1853 г. концертные поездки, во время которых исполняли не только классический репертуар, но и цыганские (венгерские) народные мелодии, подбирая их по слуху и украшая импровизациями. Впоследствии эти мелодии стали теми самыми «венгерскими танцами», которые принесли Брамсу такую популярность. Искусство темпераментного скрипача давало Брамсу пример полной свободы, которую он и сам обретал на эстраде, а венгерские мелодии и ритмы стали для него символом открытого и свободного выражения чувств.
Как глубоко врезался этот образ в творческое сознание Брамса, если он воспроизвел его спустя 16 лет (в варианте для фортепиано в 4 руки) и продолжал возвращаться к «Венгерским танцам» на протяжении более десяти лет! В 1869 г. вышли из печати две тетради танцев №№ 1 - 10 для фортепиано в 4 руки, в 1872 году – их авторское переложение для фортепиано в 2 руки, в 1880 - 1881 гг. появились еще две тетради «Венгерских танцев» №№ 11 - 21. Удивительны достоверность «Венгерских танцев», сочетание серьезности и юмора, страсти и озорства, буйства и щемящей тоски.
При жизни Брамса в 1874 г. в издательстве Зимрока были изданы авторские оркестровые варианты трех венгерских танцев (№№ 1, 3 и 10), впоследствии остальные пьесы были оркестрованы разными авторами, в том числе А. Дворжаком.
Маэстро Юрий Симонов провел уникальную работу, составив из «Венгерских танцев» Брамса целую симфонию. В соответствии со своим видением этого сочинения, Ю. Симонов показал симфонизм развития венгерского мелоса в обработках Брамса. Обращение дирижера к «Венгерским танцам» не случайно. Его связывает с венгерской культурой давние творческие контакты: Ю. Симонов является основателем оркестра Liszt - Wagner в Будапеште, постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, проводил летние международные мастер-курсы в Будапеште и Мишкольце. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма. Маэстро награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики. Обращение Ю. Симонова к венгерской классике — яркий символ взаимопроникновения двух культур.