Новогодний концерт. АСО Московской филармонии, Мануэль Лопес Гомес, Соня Ганасси (меццо-сопрано)

    29 декабря 2011

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бизе
    Хабанера (“L’amour est un oiseau rebelle”) из оперы «Кармен»
    Увертюра к опере «Кармен»
    Цыганская песня (“Les tringles des sistres tintaient”) из оперы «Кармен»
    Антракт к III действию оперы «Кармен»
    Сен-Санс
    Ария Далилы ("Mon coeur s’ouvre à ta voix") из оперы «Самсон и Далила»
    Доницетти
    Увертюра к опере «Фаворитка»
    Ария и кабалетта Леоноры (“Oh mio Fernando!”) из оперы «Фаворитка»
    Верди
    Увертюра к опере «Луиза Миллер»
    Ария Эболи (“O don fatale”) из оперы «Дон Карлос»
    Масканьи
    Интермеццо из оперы «Сельская честь»
    Ария Сантуццы (“Voi lo sapete, o mamma”) из оперы «Сельская честь»
    Оффенбах
    Романс Никлауса (Vois sous l’archet frémissant) из оперы «Сказки Гофмана»
    Массне
    Размышление из оперы «Таис»

    12+

    Абонемент №5:

    АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Ирина Архипова, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Наталия Гутман и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармония-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк; дирижёры Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Марис Янсонс, Александр Лазарев, Владимир Юровский и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 «Лирическая» Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    Мануэль Лопес Гомес

    Молодого дирижера Мануэля Лопеса Гомеса называют «восходящей звездой с уникальным талантом».

    Мануэль родился в 1983 году в Каракасе (Венесуэла), является воспитанником знаменитой венесуэльской программы музыкального образования «Эль Система». В 6 лет будущий маэстро начал заниматься на скрипке. В 1999-м, в возрасте 16 лет, стал участником Национального детского симфонического оркестра Венесуэлы. Впоследствии участвовал в гастролях оркестра в США, Уругвае, Аргентине, Чили, Италии, Германии и Австрии. В течение 4 лет он был концертмейстером Молодежного оркестра Каракаса и Молодежного симфонического оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара на гастролях в США, Европе, Азии и Южной Америке.

    В 2000 году музыкант начал заниматься дирижированием под руководством маэстро Хосе Антонио Абреу. Его учителями были Густаво Дудамель, Сун Квак, Вольфганг Троммер, Седжио Берналь, Альфредо Ругелес, Родольфо Сальимбени и Эдуардо Мартуре.

    В 2008 году вышел в полуфинал Международного конкурса дирижеров сэра Георга Шолти во Франкфурте и был приглашен дирижировать такими коллективами, как Симфонический оркестр г. Байи (Бразилия), Симфонический оркестр Карлоса Чавеса (Мехико), оркестр «Гюльбенкян» (Португалия), Молодежный оркестр Терезы Каррено и Симфонический оркестр Симона Боливара (Венесуэла).

    «Благодаря своей исключительной одухотворенности, глубочайшему чувству профессиональной ответственности и аутентичному художественному видению, Мануэль является одним из главных и наиболее блестящих лидеров музыкального процесса в Венесуэле» (Хосе Антонио Абреу, директор и основатель «Эль Система»).

    В 2010–2011 годах Мануэль Лопес Гомес был выбран участником Dudamel Fellowship Program и выступал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром, которым руководит маэстро Дудамель. В качестве участника программы в сентябре-октябре 2010 был ассистентом дирижера у Густаво Дудамеля и Шарля Дютуа, а также дирижировал Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в пяти концертах для молодежи и серией общедоступных концертов. В одном из них солировал знаменитый пианист Эммануэль Акс. В 2011 году он вернулся на должность ассистента дирижера к Дудамелю и выступал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром в течение двух недель в марте.

    Также он ассистировал Густаво Дудамелю в его постановках «Травиаты» Верди и «Богемы» Пуччини.

    По словам Густаво Дудамеля, Мануэль Лопес Гомес — «несомненно, один из самых исключительных талантов, которые я когда-либо встречал».

    В апреле 2011 года музыкант дебютировал в Швеции с Гетеборгским симфоническим оркестром. Продирижировал восьмью концертами (три в Гетеборге и пять в других городах Швеции) и был приглашен дирижировать оркестром в 2012 году.

    В мае 2011 года Мануэль Лопес Гомес выступал вместе со всемирно известным тенором Хуаном Диего Флоресом в Перу, а летом дирижировал в Южной Корее Филармоническим оркестром города Бусан и Симфоническим оркестром города Дэгу.

    Соня Ганасси

    Соня Ганасси — одна из выдающихся меццо-сопрано наших дней, постоянно выступающая на самых престижных сценах мира: Метрополитен Опера, Ковент Гарден, Ла Скала, Королевская опера Мадрида, театр Лисеу в Барселоне, Баварская опера и в других театрах.

    Соня Ганасси родилась в Реджо-Эмилии. Училась пению у известного педагога А. Биллара. В 1990 году стала лауреатом конкурса молодых певцов в Сполето и спустя два года дебютировала в партии Розины в «Севильском цирюльнике» Россини в римском Teatro dell’Opera. Блестящий старт карьеры стал поводом для приглашения певицы в лучшие театры Италии (Флоренция, Болонья, Милан, Турин, Неаполь), Испании (Мадрид, Барселона, Бильбао), США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Вашингтон), а также Парижа, Лондона, Лейпцига, Вены.

    Выдающиеся достижения певицы получили заслуженное признание: в 1999 году она была удостоена главной премии итальянских музыкальных критиков — Премии Аббьяти, за интерпретацию партии Заиды в опере Доницетти «Дон Себастьян Португальский».

    Соня Ганасси признана одной из лучших исполнительниц партий меццо-сопрано и драматического сопрано в операх Россини (Розина в «Севильском цирюльнике», Анджелина в «Золушке», Изабелла в «Итальянке в Алжире», заглавные партии в «Гермионе» и «Елизавете, королеве Англии») и репертуаре belcanto (Джейн Сеймур в «Анне Болейн», Леонора в «Фаворитке», Елизавета в «Марии Стюарт» Доницетти; Ромео в «Капулети и Монтекки», Адальжиза в «Норме» Беллини).

    Также она с блеском исполняет партии в операх Моцарта (Идамант в «Идоменее», Дорабелла в «Так поступают все», Донна Эльвира в «Дон Жуане»), Верди (Эболи в «Дон Карлосе»), французских композиторов (заглавная роль в «Кармен» Бизе, Шарлотта в «Вертере» Массне, Никлаус в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, а также Маргарита в «Осуждении Фауста» Берлиоза).

    Концертный репертуар Сони Ганасси включает «Реквием» Верди, «Пульчинеллу» и «Царя Эдипа» Стравинского, «Песни странствующего подмастерья» Малера, Stabat Mater Россини, «Летние ночи» Берлиоза, ораторию «Рай и Пери» Шумана. Концерты певицы проходят в залах Берлинской филармонии и амстердамского Консертгебау, миланском театре Ла Скала и нью-йоркском Эвери Фишер Холл, многих других престижных залах мира.

    Певица сотрудничала с такими прославленными маэстро, как Клаудио Аббадо, Риккардо Шайи, Риккардо Мути, Мюнг-Вун Чунг, Вольфганг Заваллиш, Антонио Паппано, Даниэль Гатти, Даниэль Баренбойм, Бруно Кампанелла, Карло Рицци.

    Соня Ганасси участвовала в многочисленных записях на CD и DVD на лейблах Arthaus Musik, Naxos, C Major, Opus Arte («Норма» Беллини, «Мария Стюарт» Доницетти, «Дон Жуан» и «Идоменей» Моцарта, «Севильский цирюльник», «Золушка», «Моисей и фараон» и «Дева озера» Россини и другие оперы).

    Среди предстоящих ангажементов певицы: «Так поступают все» на фестивале в Риети, «Роберт Деверо» Доницетти в Джаппоне (гастроли с Баварской оперой), «Реквием» Верди в Парме с оркестром под управлением Юрия Темирканова и в Неаполе с Риккардо Мути, «Семирамида» Россини в Неаполе, «Ромео и Юлия» Берлиоза в концертном исполнении с «Оркестром Века Просвещения» в Лондоне и Париже, «Вертер» в Вашингтоне, «Норма» (гастроли с Берлинской оперой в Салерно и Париже), «Анна Болейн» в Вашингтоне и Вене, «Чужестранка» Беллини, «Лукреция Борджиа» Доницетти и «Дон Карлос» в Мюнхене, сольный концерт во Франкфурте, «Аида» Верди в Марселе, «Капулети и Монтекки» в Салерно, «Великая Герцогиня Герольштейнская» Оффенбаха в Льеже и «Дон Жуан» в Валенсии под управлением Зубина Меты.