27 сентября 2010
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №4:
Музыкальный триумф (3 концерта)
Исполнители:
Баварский государственный оркестр
Дирижер – Кент Нагано /США/
В программе:
Р.Штраус
«Метаморфозы», этюд-адажио для 23 солирующих инструментов
А.Брукнер
Симфония № 7
Баварский государственный оркестр (он же оркестр Баварской государственной оперы) – не просто один из лучших симфонических коллективов мира, но и старейший оркестр Германии. Его история прослеживается вплоть до 1523 года, когда композитор Людвиг Зенфль стал мюнхенским капельмейстером. Первая знаменитость на посту директора Мюнхенской придворной музыки – Орландо ди Лассо. Уже в XVII веке оркестр начинает активно исполнять оперный репертуар. Важными датами в истории коллектива стали 1811 – год основания Мюнхенской музыкальной академии и 1818 год, когда было построено здание Мюнхенского оперного театра. Под руководством Ханса фон Бюлова баварские музыканты представили мировые премьеры опер Вагнера: «Тристан и Изольда» и «Нюрнбергские мейстерзингеры», а затем еще «Золото Рейна» и «Валькирия». Среди великих музыкальных директоров Баварского государственного оркестра – Рихард Штраус, Бруно Вальтер, сэр Георг Шолти, Вольфганг Заваллиш и Зубин Мета. В свое время за его дирижерским пультом стоял Иоганнес Брамс.
С сентября 2006 года оркестром руководит американский дирижер Кент НАГАНО (одновременно он занимает пост художественного руководителя Монреальского симфонического оркестра). Первым совместным выступлением нового музикдиректора с Баварским государственным оркестром стала мировая премьера оперы Вольфганга Рима «Заповедник» и «Саломея» Штрауса. Далее были представлены оперы «Билли Бад» Бриттена, «Хованщина» Мусоргского, «Парсифаль» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Евгений Онегин» Чайковского и т.д. В сезоне 2010-2011 запланированы премьеры опер «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлик» Цемлинского (в один вечер), «Святой Франциск Ассизский» Мессиана.
Под руководством Кента Нагано оркестр совершил несколько гастрольных туров по Европе, московский концерт Bayerische Staatsorchester проводит также в рамках сентябрьского европейского турне. Маэстро поддерживает молодежные и образовательные программы коллектива — Оперную студию Баварской государственной оперы, Оркестровую академию при Баварском симфоническом и молодежный оркестр ATTACCA. Среди последних крупных работ коллектива — записи опер «Алиса в стране чудес» Унсука Чина и «Хованщины» Мусоргского, а также Четвертой симфонии Брукнера.
По отзывам прессы: «В Нагано Мюнхен наконец обрел дирижера, который стремится и имеет возможность не только поддерживать великие традиции, но и поставить их в современный контекст, вложить в них новый смысл» (Р.Й.Брэмбек для Süddeutsche Zeitung).
Баварский государственный оркестр (Bayerisches Staatsorchester), являющийся оркестром Баварской государственной оперы, — один из самых прославленных симфонических коллективов мира и один из старейших в Германии. Его историю можно проследить от 1523 года, когда композитор Людвиг Зенфль стал кантором Придворной капеллы баварского герцога Вильгельма в Мюнхене. Первым знаменитым руководителем Мюнхенской придворной капеллы был Орландо ди Лассо, который официально занял эту должность в 1563 году во время правления герцога Альбрехта V. В 1594 герцог основал школу-интернат для одаренных детей из бедных семей, чтобы воспитывать подрастающее поколение для придворной капеллы. После смерти Лассо в 1594 году руководство Капеллой принял Йоханнес де Фосса.
В 1653 году на открытии нового Мюнхенского оперного театра оркестр Капеллы впервые исполнил оперу Дж.Б.Маццони L'Arpa festante (до этого в его репертуаре была только церковная музыка). В 80-е годы XVII века в новом театре с участием оркестра прозвучало множество опер Агостино Стеффани, бывшего в те годы придворным органистом и «директором камерной музыки» в Мюнхене, а также других итальянских композиторов.
Начиная с 1762 года, впервые в обиход вводится понятие оркестра как самостоятельной единицы. С середины 70-х годов XVIII века начинается регулярная деятельность Придворного оркестра, который исполняет многочисленные оперные премьеры под руководством Андреа Бернаскони. Высоким уровнем оркестра восхищался Моцарт после премьеры оперы «Идоменей» в 1781 году. В 1778 году, с приходом к власти в Мюнхене маннгеймского курфюрста Карла Теодора, состав оркестра пополнился прославленными виртуозами маннгеймской школы. В 1811 году была образована Музыкальная академия, в которую вошли члены Придворного оркестра. С того времени оркестр стал участвовать не только в оперных спектаклях, но и в симфонических концертах. В том же году король Макс I заложил здание Национального театра, который был открыт 12 октября 1818 года.
Во времена правления короля Макса I в обязанности придворного оркестра в равной степени входило исполнение церковной, театральной, камерной и развлекательной (придворной) музыки. При короле Людвиге I в 1836 году оркестр обрел своего первого главного дирижера (General Music Director) — Франца Лахнера.
В период правления короля Людвига II история Баварского оркестра тесно связана с именем Рихарда Вагнера. В период с 1865 по 1870 гг. прозвучали премьеры его опер «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» (дирижер Ганс фон Бюлов), «Золото Рейна» и «Валькирия» (дирижер Франц Вюльнер).
Среди дирижерской элиты последних полутора столетий нет ни одного музыканта, кто не выступал бы с оркестром Баварской государственной оперы. Вслед за Францем Лахнером, возглавлявшим коллектив до 1867 года, им руководили Ганс фон Бюлов, Герман Леви, Рихард Штраус, Феликс Моттль, Бруно Вальтер, Ганс Кнаппертсбуш, Клеменс Краус, Георг Шолти, Ференц Фричай, Йозеф Кейльберт, Вольфганг Заваллиш и другие знаменитые дирижеры.
С 1998 по 2006 год главным дирижером оркестра был Зубин Мета, а начиная с сезона 2006–2007 дирижерскую эстафету принял выдающийся американский дирижер Кент НАГАНО. Его деятельность в мюнхенском театре началась с премьерных постановок монооперы современного немецкого композитора В. Рима Das Gehege и оперы Р. Штрауса «Саломея». В дальнейшем маэстро продирижировал таким шедеврами мирового оперного театра, как «Идоменей» Моцарта, «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Лоэнгрин», «Парсифаль» и «Тристан и Изольда» Вагнера, «Электра» и «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Волнения на Таити» Бернстайна, «Билли Бадд» Бриттена, премьерами опер «Алиса в стране чудес» Унсук Чин и «Люби, только люби» Минаса Борбудакиса.
Кент Нагано принимает участие в знаменитом летнем Оперном фестивале в Мюнхене, регулярно выступает с Баварским государственным оркестром в симфонических концертах (в настоящее время Баварский государственный оркестр — единственный в Мюнхене, принимающий участие как в оперных спектаклях, так и в симфонических концертах). Под руководством маэстро Нагано коллектив выступает в городах Германии, Австрии, Венгрии, участвует в стажерских и образовательных программах. Примером тому служат Оперная студия, Академия оркестра, а также Молодежный оркестр ATTACCA.
Кент Нагано продолжает пополнять и богатую дискографию коллектива. В числе последних работ — видеозаписи опер «Алиса в стране чудес» и «Идоменей», а также вышедший на SONY Classical аудиодиск с Четвертой симфонией Брукнера.
Помимо основной деятельности в Баварской опере, Кент Нагано с 2006 года является художественным руководителем Симфонического оркестра Монреаля.
В сезоне 2009–2010 Кент Нагано представляет оперы «Дон Жуан» Моцарта, «Тангейзер» Вагнера, «Диалоги кармелиток» Пуленка и «Молчаливая женщина» Р.Штрауса.