Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского,
    дирижер Стефан Солтеш (Австрия),
    Андрей Баранов (скрипка)

    1 ноября 2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Кодай
    Сюита из оперы «Хари Янош»
    Моцарт
    Концерт № 3 для скрипки с оркестром
    Р. Штраус
    «Альпийская симфония» для оркестра и органа

    12+

    Абонемент №7:

    Государственный акадeмический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Штефан Солтеш

    Штефан Солтеш родился в Венгрии. Учился в Венской высшей школе музыки у Г. Сваровски. В 1971 году дебютировал в Театре Ан дер Вин.

    Штефан Солтеш сотрудничал с ведущими театрами и фестивалями Австрии и Германии. В 1978, 1979 и 1983 годах работал дирижером-ассистентом К. Бёма, К. фон Донаньи и Г. фон Караяна на Зальцбургском фестивале. На протяжении 10 лет (1973-1983) являлся дирижером Венской государственной оперы, был приглашенным дирижером Оперы Граца (1979-1981), постоянным дирижером Государственной оперы Гамбурга (1983-1985) и Немецкой оперы Берлина (1985-1997), музыкальным директором Государственного театра Брауншвейга (1988-1993). В 1992-1997 годах занимал пост музыкального директора Фламандской оперы в Антверпене и Генте (Бельгия).

    С 1997 по 2013 год Штефан Солтеш возглавлял Эссенский музыкальный театр Аалто (в 2008 году Театр был назван «Оперным театром года» независимым жюри журнала Opernwelt) и Эссенский филармонический оркестр (назван «Оркестром года» в 2003 и 2008 годах).

    Сегодня Штефан Солтеш продолжает регулярно выступать в Венской государственной опере, где под его управлением прозвучали оперы «Мадам Баттерфляй», «Ариадна на Наксосе», «Аида», «Арабелла», «Бал-маскарад», «Отелло», «Лоэнгрин», «Риголетто», «Трубадур», «Тоска», «Травиата», «Кавалер розы», «Пуритане», «Волшебная флейта» и другие. В сезоне 2013/2014 он продирижирует на знаменитой сцене операми «Тоска», «Севильский цирюльник», «Кавалер розы» и «Электра». Также он руководит спектаклями во многих главных оперных театрах Германии — в Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Штутгарте, Лейпциге и Дрездене, в Парижской опере и Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне, Опере Цюриха и Нидерландской опере Амстердама, Театре Массимо Беллини (Сицилия) и Опере Бильбао (Испания), Большом театре Женевы и Римской опере, Венгерской государственной опере в Будапеште, Театро Колон в Буэнос-Айресе, Опере Вашингтона и Опере Сан-Франциско, на фестивалях в Монпелье, Экс-ан-Провансе (Франция), Баден-Бадене (Германия) и Савонлинне (Финляндия).

    Как симфонический дирижер Штефан Солтеш сотрудничал с оркестрами Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Дрездена, Берлина, Саарбрюккена, Вены, Рима, Катании, Турина, Милана, Генуи, Вероны, Триеста, Базеля, Берна, Парижа, Будапешта, Нагойи. Многие из его выступлений были записаны на радио.

    Дискография Штефана Солтеша включает записи опер «Богема» Дж. Пуччини, «Дон Жуан» Дж. Гаццаниги и «Круг, очерченный мелом» А. Цемлинского, а также арии и песни с участием Г. Бамбри, Л. Попп и Д. Фишер-Дискау. Его недавняя запись произведений А. Берга и Х. В. Хенце была номинирована на премии «Грэмми» и ICMA (International Classical Music Award). На DVD вышла запись «Саломеи» Р. Штрауса, исполненной п/у Солтеша на фестивале в Баден-Бадене.

    В 2009 году Штефану Солтешу был присужден титул «Почетный гражданин Рурского региона» за его вклад в культуру Эссенской метрополии. В 2010 году федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия наградила его титулом «Почетного профессора».

    Андрей Баранов

    Андрей Баранов – лауреат более чем 20 международных конкурсов скрипачей, включая конкурсы имени Б. Бриттена в Великобритании и имени А. Марто в Германии, имени Д. Ойстраха и Н. Паганини в Москве. В 2012 году он был удостоен I премии на конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе — одном из самых крупных и престижных музыкальных состязаний мира.

    Андрей Баранов родился в 1986 году в Ленинграде в семье музыкантов, начал играть на скрипке в возрасте 5 лет. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (педагоги — Л. Иващенко, В. Овчарек, П. Попов). Продолжил совершенствоваться в консерватории Лозанны у знаменитого французского скрипача Пьера Амойяля, который в 2009 году назначил его своим ассистентом. Кроме того, Андрей посещал мастер-классы Бориса Кушнира, Лианы Исакадзе, Ким Кашкашьян и многих других музыкантов.

    В 2005 году А. Баранов дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, после чего выступил на таких известных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Большой зал Моцартеума, Circle Theatre в Пекине, Bozar в Брюсселе, Кадоган-холл в Лондоне, Гевандхаус в Лейпциге, Берлинский Концертхаус, Концертный зал имени П. И. Чайковского в Москве и во многих других залах городов России, Европы, США и Азии.

    Скрипач играет с ведущими коллективами мира, в числе которых филармонические оркестры Люксембурга, Брюсселя и Сендая, Национальный оркестр Бельгии, оркестр MusicAeterna, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Мариинского театра, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Лондонский Королевский филармонический оркестр, Камерный оркестр Малера, Камерный оркестр Лозанны; сотрудничает с такими известными дирижерами, как Николай Алексеев, Теодор Курентзис, Василий Петренко, Эдуард Серов, Михаил Табачник, Вальтер Веллер, Иоганнес Вильднер, Штефан Солтеш, Эммануэль Кривин и другие. Андрей Баранов сотрудничает со многими выдающимися музыкантами – Мартой Аргерих, Пьером Амойялем, Борисом Андриановым, Лианой Исакадзе, Юлианом Рахлиным и другими исполнителями.

    Многие выступления А. Баранова транслировались на известных радиостанциях Германии, Швейцарии, Финляндии, США, Японии.

    С 2011 года Андрей Баранов — приглашенный концертмейстер симфонического оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в Пермском театре оперы и балета. С 2012 года — первая скрипка струнного Квартета имени Д. Ойстраха, созданного молодыми российскими солистами (Родион Петров — скрипка, Федор Белугин — альт, Алексей Жилин — виолончель).

    В 23 года Андрей Баранов начал педагогическую деятельность в качестве ассистента своего учителя Пьера Амойяля в консерватории Лозанны и с тех пор неоднократно приглашался к проведению международных мастер-классов: в Бангкоке, Вильнюсе, Москве, Риге, Стокгольме, Чикаго и других городах.

    Свою победу на Конкурсе Королевы Елизаветы Андрей Баранов одержал, играя на скрипке Ансальдо Погги «экс-Мильштейн» (1947), предоставленной ему японским фондом Munetsugu Hall – Yellow Angel Foundation. Как победитель конкурса музыкант получил право 3 года играть на скрипке А. Страдивари «Хаггинс» (1708) из японской коллекции Nippon Music Foundation.