В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
18 апреля 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетАвтор идеи — Владимир Федосеев
Литературный сценарий по письмам и документам — Константин Рычков
Абонемент №18:
Прокофьев. Письма к тебе. Дневные концерты. Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга).
Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.
В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.
Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.
Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга.
Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является уже полвека. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым).
Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена и Чайковского, симфонии Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса и Глазунова, симфонии Шостаковича.
Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории.
Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия». В 2023 году Владимир Федосеев стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Дирижер года».
Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.
Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.
Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».
В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».
Полина Агуреева – актриса театра и кино, исполнительница романсов.
Родилась в 1976 году в Волгограде. В 1993 году поступила на режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Петра Фоменко), училась в актерской группе. С 1997 года – актриса театра «Мастерская Петра Фоменко», где играла в спектаклях «Варвары» (Марья Ивановна Веселкина, Степа), «Одна абсолютно счастливая деревня» (Полина), «Белые ночи» (Настенька), «Бесприданница» (Лариса Огудалова), «Война и мир. Начало романа» (Наташа Ростова, Жюли Карагина, Элен Курагина), «Пять вечеров» (Тамара), «Гиганты горы» (Илсе, а также режиссер спектакля) и других.
Сотрудничала с антрепризой Олега Меньшикова «Театральное товарищество 814» (Лиза в «Горе от ума»), театром «Практика» (моноспектакль «Июль») и другими компаниями.
Первой работой в кино стала роль Ляли Телепневой в фильме «Долгое прощание» Сергея Урсуляка (2004). Сотрудничество с режиссером продолжилось в картинах «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба».
Полина Агуреева получила известность также как исполнительница романсов. В телеспектакле «Король-олень», поставленном Урсуляком в Концертном зале имени Чайковского, впервые исполнила вокальные номера на сцене.
Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Удостоена премий за лучшую женскую роль: «Золотая маска» (Лариса Огудалова, «Бесприданница»), «Золотой орел» (Евгения Шапошникова, «Жизнь и судьба»), кинофестиваля «Кинотавр» (Ляля Телепнева, «Долгое прощание») и других наград.