Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Юрий Симонов дирижер
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Екатерина Петрова сопрано
В программе:
Брамс
«Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Юрий Симонов дирижер
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Екатерина Петрова сопрано
В программе:
Брамс
«Немецкий реквием» для солистов, хора и оркестра
«“Немецкий реквием” Брамса – произведение особое. Пожалуй, ни в одном образце ораториального жанра не выражен так сильно, как в этом шедевре, дух немецкой культуры. Редкие сочинения демонстрируют подобную гармонию истинного протестантизма и возвышенной романтической лирики» (Томас Зандерлинг, немецкий дирижер).
В «Немецком реквиеме» Брамс отдает дань памяти самым дорогим ему людям – своей матери и Роберту Шуману (духовному отцу, кумиру и наставнику). Именно Шуману принадлежал замысел создания монументального эпического полотна, связанного с историей и жизнью немецкого народа, понятного как крестьянину, так и горожанину и подходящего как для церкви, так и для концертного зала. Проводником к народным умам и сердцам стал протестантский хорал, использованный Брамсом вместо канонического латинского текста. Это и определило название сочинения.
Пересмотрев «утилитарную» функцию заупокойной мессы, композитор предпочел отпеванию усопшего воспевание бессмертия. Смысл знакомого Брамсу с детства текста, который он собственноручно скомпоновал из библейских строк, – в утверждении идеи утешения, покоя и радости, которые воздадутся за все людские страдания. Вслед за Гёте Брамс говорит нам: бессмертие человеческого духа – в созидании. Жизнь артиста продолжается в искусстве, жизнь матери – в детях. Впрочем, композитор не оставил посвящения «Немецкого реквиема» ни Шуману, ни матери. Мысли композитора были обращены ко всему миру: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово “Немецкий” и просто поставил бы “человека”.
Один из величайших шедевров кантатно-ораториального жанра прозвучит в исполнении оркестра Московской филармонии и Госкапеллы имени Юрлова под управлением маэстро Юрия Симонова, который считает музыку Брамса одной из важнейших основ оркестрового исполнительства. Партии сопрано и баса исполнят солистка Большого театра Екатерина Морозова и солист Ярославской филармонии Александр Суханов.