К 85-летию оркестра. Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Александр Дмитриев, Иван Почекин : Московская государственная академическая филармония

    К 85-летию оркестра.
    Большой симфонический оркестр
    имени Чайковского,
    Александр Дмитриев, Иван Почекин

    19 мая 2016

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 3
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения) — Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»

    12+

    Абонемент №69:

    «ХХ век. Начало». Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. К 85-летию оркестра

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Александр Дмитриев

    Народный артист СССР,
    лауреат Государственной премии России
    профессор

    Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев родился в Ленинграде, в семье оркестрового музыканта. Азы профессии он осваивал в Ленинградском хоровом училище имени Глинки, затем окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: как хоровой дирижер у Е. Кудрявцевой и как теоретик у Ю. Тюлина. В дальнейшем стажировался в аспирантуре по специальности симфоническое дирижирование в классе Н. Рабиновича.

    Еще в годы учебы Александр Дмитриев начал овладевать дирижерским мастерством. Дебютным для него стал Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения. Дирижер проработал с этим коллективом десять лет (1961–1971), и за это время в его биографии произошло несколько этапных событий. В 1966 году Александр Дмитриев становится лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров, а в 1968–1969 годах стажируется в Венской академии музыки и исполнительского искусства у Г. Сваровского и К. Остеррайхера. Вслед за тем Е. Мравинский приглашает музыканта на стажировку в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    Одновременно Александр Дмитриев осваивает и еще одно направление профессии — дирижер музыкального театра. В 1971 году он становится главным дирижером Малого театра оперы и балета, где впервые в стране осуществляет постановки опер «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Умница» Орфа. Также совместно с О. Виноградовым и Ю. Любимовым он ставит балет Бориса Тищенко «Ярославна». Сочинения современников — Р. Щедрина, А. Петрова, С. Слонимского, Ю. Фалика, Г. Уствольской — останутся в репертуаре Александра Дмитриева и после того, как он в 1977 году пересечет Площадь Искусств для того, чтобы стать главным дирижером Академического симфонического оркестра филармонии.

    Почти 40 лет продолжается сотрудничество музыканта с оркестром, которым некогда руководил его наставник Николай Рабинович. Сотрудничество, наполненное активной гастрольной деятельностью в России, странах Европы, Азии, Америки. Благодаря Александру Дмитриеву дискография коллектива пополнилась записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, сочинений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена.

    Параллельно в 1990–1998 годах Александр Дмитриев возглавлял Симфонический оркестр Ставангера (Норвегия).

    На афишах дирижера — сочинения практически всех эпох и стилей. В его репертуаре — программы из сочинений американских и скандинавских композиторов, русская музыка рубежа XIX-XX веков, симфоническая классика XX века. С особой симпатией дирижер относится к французской музыке: он исполнил многие произведения Берлиоза, Дебюсси, Онеггера и Равеля. Кроме того, оркестр под управлением Александра Дмитриева представил Петербургу премьеры Восьмой симфонии Малера, опер «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля (в концертном исполнении), оратории Генделя «Сила музыки», «Предварительного действа» Скрябина – Немтина. Входит в сферу творческих интересов Александра Дмитриева и современная музыка, в частности, произведения петербургских композиторов (в т. ч. премьеры).По словам дирижера, в том, что Академический симфонический оркестр знакомит публику с новыми произведениями, он видит «свой вклад в музыкальную культуру Петербурга».

    В сезоне 2014–2015 гг. Александр Дмитриев и АСО Санкт-Петербургской филармонии провели яркие гастроли в Великобритании и Китае. Исполнение коллективом под управлением маэстро Дмитриева 7-й симфонии Шостаковича в Пекине накануне празднования 70-летия Великой Победы вызвало бурю восторгов. «Исполнение великой “Ленинградской” симфонии оркестром из России затронуло самое сердце и превзошло все наши ожидания… Мы поняли, что великая музыка стирает границы… Нескончаемые овации в адрес Александра Дмитриева и оркестра были подобны лавине», — писал рецензент газеты Beijing Youth Daily.

    12 июня 2016 филармонический оркестр под управлением Александра Дмитриева даст концерт в Тель-Авиве в рамках проекта «День России в мире».

    В планах маэстро на будущий сезон — концерты абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр» и других абонементов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

    Александр Дмитриев — профессор кафедры симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории. В числе его учеников — В. Альтшулер, А. Аниханов, А. Борейко, А. Штейнлухт, Д. Руссу.

    Прославленный маэстро удостоен званий Народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премия Российской Федерации (2000), орденов Почета (2005) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010), знака отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

    Иван Почекин

    Скрипач и альтист Иван Почекин родился в 1987 году в Москве. Начал учиться игре на скрипке с пяти лет под руководством Галины Турчаниновой. Обучался в Центральной музыкальной школе и Академическом музыкальном училище при Московской консерватории (класс Майи Глезаровой), затем в Высшей школе музыки в Кёльне (класс Виктора Третьякова). Принимал участие в мастер-классах Зариус Шихмурзаевой, Нелли Школьниковой, Бориса Кушнира и др. Лауреат II премии Международного конкурса имени Вацлава Хумла в Загребе (2005), победитель III Международного конкурса имени Никколо Паганини в Москве (2005). Играет на инструментах работы своего отца – мастера Юрия Почекина.

    Иван Почекин принимал участие в Московском Пасхальном фестивале, фестивалях «Кремль музыкальный», «Безумные дни» в Нанте и Pianoscope в Бове (Франция), Crescendo, «Звезды на Байкале» в Иркутске и других. Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Загребским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Дубровника, Симфоническим оркестром Софийского радио, Филармоническим оркестром Овьедо, Базельским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи. 

    Творческие контакты связывают артиста с прославленными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Гинтарас Ринкявичюс, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Чарльз Оливьери-Монро и др. Среди партнеров скрипача по ансамблю – Борис Березовский, Анри Демаркетт, Татьяна Гринденко, Райнер Шмидт, Александр Князев, Александр Гиндин, Артем Дервоед, Александр Бузлов, Филипп Копачевский, Юрий Фаворин и др. 

    В сентябре 2014 года в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра Иван Почекин был удостоен чести сыграть на легендарной скрипке «экс-Паганини» работы Карло Бергонци, предоставленной семьей Максима Викторова. 

    В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В том же году австрийская звукозаписывающая фирма Philartis выпустила его альбом “Chanson Russe” с произведениями Прокофьева, Шимановского, Чайковского, Стравинского и Хачатуряна. В 2011 году Иван подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов с музыкой Паганини. Особое место в творческой жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скрипачом Михаилом Почекиным. В 2017 году фирма «Мелодия» выпустила первый совместный альбом братьев “The Unity of Opposites” («Единство противоположностей»), в который вошли произведения Моцарта, Прокофьева, Михаэля Гайдна и Глиэра. 

    Среди ангажементов сезона 2019/20 – выступления артиста в Москве с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Василия Петренко, с Российским национальным оркестром под управлением Валентина Урюпина, с ансамблем оркестра Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, в Мадриде в дуэте с Михаилом Почекиным, в Уфе с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан и другие.