К 85-летию оркестра.
    Большой симфонический оркестр
    имени Чайковского,
    Александр Дмитриев, Иван Почекин

    19 мая 2016

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 3
    Прокофьев
    (125 лет со дня рождения) — Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»

    12+

    Абонемент №69:

    «ХХ век. Начало». Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. К 85-летию оркестра

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал своё право называться одним из лучших оркестров мира – право, завоёванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью. 

    Высокая репутация оркестра в мире – результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижёрами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижёром коллектива является Владимир Федосеев. 

    В летопись оркестра вписаны имена дирижёров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В своё время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. 

    В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. 

    Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия». 

    В репертуаре оркестра – монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова. 

    В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. Только в сезоне 2017/2018 коллектив выступил в Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Клину, Ташкенте, Перми, Сочи, Краснодаре, Раменском. 

    В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил своё 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе…», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвящённых Бетховену (2016/2017) и Чайковскому (2017/2018). Творчество Бетховена стало центральной темой выступлений и в сезоне 2017/2018. Композитору, ушедшему из жизни 190 лет назад, оркестр посвятил целый фестиваль. Основу этих проектов составили инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора. Кроме того, оркестром были представлены программы к 145-летию со дня рождения Рахманинова, а также – новый цикл концертов «Музыка для всех: оркестр и орган», приуроченный к открытию органа Большого зала Московской консерватории после реставрации. По-прежнему насыщена и 

    гастрольная деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева: в сезоне 2017/18 музыканты выступили в Китае, Японии, Австрии, Германии, Чехии, Греции. 

    В концертном сезоне 2018/2019 годов Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского отправится на гастроли в Австрию, Словакию, Венгрию, Турцию, Испанию и Китай. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлёвского дворца, даст серию концертов в новом зале «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступят такие прославленные вокалисты, как Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Микеле Пертузи, Элина Гаранча, Венера Гимадиева, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк; пианисты Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Сергей Редькин; скрипачи Сара Чанг, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Дмитрий Смирнов, Матвей Блюмин; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм. За дирижёрский пульт оркестра, помимо художественного руководителя Владимира Федосеева, встанут Неэме Ярви, Михаэль Зандерлинг, Даниэль Орен, Карел Марк Чичон, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Винценц Праксмарер, Денис Лотоев.

    Александр Дмитриев

    Народный артист СССР,
    лауреат Государственной премии России
    профессор

    Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев родился в Ленинграде, в семье оркестрового музыканта. Азы профессии он осваивал в Ленинградском хоровом училище имени Глинки, затем окончил Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: как хоровой дирижер у Е. Кудрявцевой и как теоретик у Ю. Тюлина. В дальнейшем стажировался в аспирантуре по специальности симфоническое дирижирование в классе Н. Рабиновича.

    Еще в годы учебы Александр Дмитриев начал овладевать дирижерским мастерством. Дебютным для него стал Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения. Дирижер проработал с этим коллективом десять лет (1961–1971), и за это время в его биографии произошло несколько этапных событий. В 1966 году Александр Дмитриев становится лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров, а в 1968–1969 годах стажируется в Венской академии музыки и исполнительского искусства у Г. Сваровского и К. Остеррайхера. Вслед за тем Е. Мравинский приглашает музыканта на стажировку в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

    Одновременно Александр Дмитриев осваивает и еще одно направление профессии — дирижер музыкального театра. В 1971 году он становится главным дирижером Малого театра оперы и балета, где впервые в стране осуществляет постановки опер «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Умница» Орфа. Также совместно с О. Виноградовым и Ю. Любимовым он ставит балет Бориса Тищенко «Ярославна». Сочинения современников — Р. Щедрина, А. Петрова, С. Слонимского, Ю. Фалика, Г. Уствольской — останутся в репертуаре Александра Дмитриева и после того, как он в 1977 году пересечет Площадь Искусств для того, чтобы стать главным дирижером Академического симфонического оркестра филармонии.

    Почти 40 лет продолжается сотрудничество музыканта с оркестром, которым некогда руководил его наставник Николай Рабинович. Сотрудничество, наполненное активной гастрольной деятельностью в России, странах Европы, Азии, Америки. Благодаря Александру Дмитриеву дискография коллектива пополнилась записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, сочинений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена.

    Параллельно в 1990–1998 годах Александр Дмитриев возглавлял Симфонический оркестр Ставангера (Норвегия).

    На афишах дирижера — сочинения практически всех эпох и стилей. В его репертуаре — программы из сочинений американских и скандинавских композиторов, русская музыка рубежа XIX-XX веков, симфоническая классика XX века. С особой симпатией дирижер относится к французской музыке: он исполнил многие произведения Берлиоза, Дебюсси, Онеггера и Равеля. Кроме того, оркестр под управлением Александра Дмитриева представил Петербургу премьеры Восьмой симфонии Малера, опер «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля (в концертном исполнении), оратории Генделя «Сила музыки», «Предварительного действа» Скрябина – Немтина. Входит в сферу творческих интересов Александра Дмитриева и современная музыка, в частности, произведения петербургских композиторов (в т. ч. премьеры).По словам дирижера, в том, что Академический симфонический оркестр знакомит публику с новыми произведениями, он видит «свой вклад в музыкальную культуру Петербурга».

    В сезоне 2014–2015 гг. Александр Дмитриев и АСО Санкт-Петербургской филармонии провели яркие гастроли в Великобритании и Китае. Исполнение коллективом под управлением маэстро Дмитриева 7-й симфонии Шостаковича в Пекине накануне празднования 70-летия Великой Победы вызвало бурю восторгов. «Исполнение великой “Ленинградской” симфонии оркестром из России затронуло самое сердце и превзошло все наши ожидания… Мы поняли, что великая музыка стирает границы… Нескончаемые овации в адрес Александра Дмитриева и оркестра были подобны лавине», — писал рецензент газеты Beijing Youth Daily.

    12 июня 2016 филармонический оркестр под управлением Александра Дмитриева даст концерт в Тель-Авиве в рамках проекта «День России в мире».

    В планах маэстро на будущий сезон — концерты абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр» и других абонементов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

    Александр Дмитриев — профессор кафедры симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории. В числе его учеников — В. Альтшулер, А. Аниханов, А. Борейко, А. Штейнлухт, Д. Руссу.

    Прославленный маэстро удостоен званий Народного артиста СССР (1990), лауреата Государственной премия Российской Федерации (2000), орденов Почета (2005) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010), знака отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

    Иван Почекин

    Стремительное развитие карьеры Ивана Почекина началось в 2005 году после победы на III Московском международном конкурсе скрипачей имени Никколо Паганини. Творческие контакты связывают артиста со многими известными дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Сергей Скрипка, Гинтарас Ринкявичюс, Фридрих Хайдер, Младен Тарбук, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Чарльз Оливьери-Монро. Музыкант принимает участие в различных фестивалях, в числе которых «Кремль музыкальный», Московский Пасхальный фестиваль, «Безумный день» в Нанте, Pianoscope в Бове (Франция). По приглашению Дениса Мацуева в 2008 и 2013 годах скрипач выступал на фестивалях Crescendo в Калининграде и Пскове и «Звезды на Байкале» в Иркутске. В сентябре 2014 года в рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра Иван Почекин был удостоен чести выступить на легендарной скрипке “ex-Paganini” работы Карло Бергонци, любезно предоставленной семьей М. Викторова. В исполнении артиста и Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва прозвучал Второй скрипичный концерт Паганини.

    На протяжении многих лет Иван Почекин сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным филармоническим оркестром России, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, Уральским академическим филармоническим оркестром, Государственным академическим камерным оркестром России, Загребским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Дубровника, Симфоническим оркестром Софийского радио, Филармоническим оркестром Овьедо, Базельским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром радио и телевидения Южной Кореи и другими коллективами. Творческая дружба связывает артиста с Борисом Березовским, Анри Демаркеттом, Татьяной Гринденко, Райнером Шмидтом, Александром Князевым, Александром Гиндиным, Александром Бузловым, Филиппом Копачевским, Юрием Фавориным. 

    С 2007 года Московская филармония является эксклюзивным представителем скрипача на территории России. 

    В 2006 году при содействии Фонда скрипичного искусства Иван Почекин записал дебютный компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона. В том же году австрийская звукозаписывающая фирма “Philartis” выпустила альбом “Chanson Russe” с произведениями Прокофьева, Шимановского, Чайковского, Стравинского и Хачатуряна. В 2011 году Иван подписал контракт с фирмой Naxos на запись двух альбомов из произведений Паганини, куда вошли Пятый и Шестой скрипичные концерты и виртуозные скрипичные пьесы. В настоящий момент тираж альбомов вышел в свет и получил восторженные отзывы критики. 

    «Головокружительное “Motoperpetuo” – словно неистовое вращение дервиша под метроном, отбивающий шестнадцатые в темпе presto – это пьеса, стремительность которой не ослабевает до финальной ноты. Ивана Почекина этот темп не смущает, он ни разу не отступает перед этим, пожалуй, самым напряженным сочинением для струнных из всех существующих» (ConcertoNet. com). 

    «Этот диск выделяется четко построенной записью и исключительной игрой Ивана Почекина, чей чистый тон, широкий выразительный диапазон, точная артикуляция и интонация оживляют идеи Паганини. Andante этого концерта под смычком Почекина звучит особенно выразительно, а высокая виртуозность других частей отличается подлинными силой и блеском» (“Gramophone”). 

    «Иван Почекин, несомненно, более чем соответствует высочайшим требованиям, предъявляемым к экстремальной технике исполнения музыки Паганини» (“The Strad”). 

    Иван Почекин также играет на альте. Особое место в творческой жизни артиста занимают выступления в дуэте с братом, скрипачом Михаилом Почекиным. В 2017 году музыкантами был записан первый совместный альбом “The Unity of Opposites” («Единство противоположностей»), изданный фирмой Мелодия, в программу которого вошли шедевры Моцарта и Прокофьева, а также редко исполняемые дуэты М. Гайдна и Глиэра. 

    «Это огромное наслаждение, слушать этих мастеров дуэтной игры. Братья Почекины конгениально дополняют друг друга и прекрасно взаимодействуют между собой» (Klassik.com, Германия). 

    «Своим диском, посвященным произведениям Моцарта, М. Гайдна, Глиэра и Прокофьева, Иван и Михаил Почекины создают одну из лучших работ, записанных до сегодняшнего дня в этом жанре» (“Ritmo”, Испания). 

    Иван Почекин начал заниматься игрой на скрипке в возрасте пяти лет у Галины Турчаниновой. Впоследствии его наставниками стали Майя Глезарова, Виктор Третьяков и Райнер Шмидт. Своими ранними успехами скрипач во многом обязан матери, которая занималась с ним на протяжении 10 лет.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Новогодняя рапсодия. Денис Мацуев, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский

    28.12.2015

    В программе:
    Лист
    Венгерская рапсодия № 2
    Равель
    Испанская рапсодия
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Лютославский
    Вариации на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    Энеску
    Румынская рапсодия № 1
    Шабрие
    «Испания» – рапсодия для оркестра
    Гершвин
    Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Молодые таланты

    05.10.2015

    В программе:
    П. И. Чайковский
    Концерт для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Иван Почекин, Михаил Почекин, Оркестр Московской филармонии, Димитрис Ботинис

    09.06.2016

    В программе:
    Брух
    Концерт для скрипки и альта с оркестром
    Концерт для скрипки с оркестром соль минор
    Мендельсон
    Фрагменты из музыки к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь»
    Концерт для скрипки с оркестром ми минор

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Сергей Антонов, Алексей Чернов, Госоркестр имени Светланова, Конрад ван Альфен

    16.03.2016

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский, Сергей Тарасов

    10.03.2016

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Шостакович
    Симфония № 10

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Национальный филармонический оркестр России, Владимир Спиваков, Александр Романовский

    Режиссерская версия

    04.02.2016

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    «Симфонические танцы»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Николай Луганский, Российский национальный оркестр, Михаил Плетнёв

    25.12.2015

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    «Филармония-2». Открытие сезона 2015-2016

    16.09.2015

    В программе:
    Рахманинов
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Владимир Федосеев, Борис Березовский

    Режиссерская версия

    24.05.2016

    В программе:
    Рубин
    «Литургический триптих для оркестра»
    Метнер
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Римский-Корсаков
    «Шехеразада» – сюита для оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Шедевры для всех!»

    13.07.2015

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    «Симфонические танцы»