Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Владимир Понькин, Даниил Коган : Московская государственная академическая филармония

    Московский государственный
    академический симфонический
    оркестр под управлением Павла Когана,
    Владимир Понькин,
    Даниил Коган

    22 апреля 2022

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Бетховен
    «Творения Прометея» – четыре фрагмента из балета
    Барток
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Сюита № 3 для оркестра

    12+

    Абонемент №81:

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

    Московский государственный академический симфонический оркестр

    Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России. 

    Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989), Павел Коган (1989–2022). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.

    Новая эра в истории МГАСО началась в 1989 году с назначением Павла Когана на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Он реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto,куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».

    Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – гастроли МГАСО проходили более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока. В ноябре 2020 года впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

    Владимир Понькин

    Владимир Понькин родился в 1951 году в Иркутске. Окончил Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки, затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс оперно-симфонического дирижирования Геннадия Рождественского). В 1980 году одержал победу в конкурсе дирижеров Фонда Руперта в Лондоне, после чего в течение двух лет проходил стажировку в Большом театре России и одновременно работал в Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре (ныне Камерная сцена имени Бориса Покровского в составе Большого театра).

    В разные годы Владимир Понькин возглавлял Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Кубанский симфонический оркестр.

    Сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии, Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Шведского радио, Западноавстралийским, Мельбурнским симфоническими, Квислендским оркестром, крупнейшими коллективами Италии и США и другими. 

    Будучи главным дирижером Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, успешно поставил балеты «Укрощение строптивой» Броннера, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Суламифь» Бесединой, оперы «Отелло» Верди, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. 

    В течение многих лет работал в «Геликон-опере», в 2002–2017 гг. был главным дирижером, в настоящее время – приглашенный дирижер. Под его руководством осуществлены постановки спектаклей «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (четыре «Золотых маски», 2001, в том числе «Лучший спектакль» и «Лучшая работа дирижера»), «Лулу» Берга (дирижерская «Золотая маска», 2003), «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова, «Диалоги кармелиток» Пуленка (премия «Гвоздь сезона», 2004), «Упавший с неба» на музыку Прокофьева (премия «Гвоздь сезона», 2005), «Сибирь» Джордано, «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (в редакции Шостаковича), «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Запрет на любовь» Вагнера, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В 2002–2006 гг. – главный дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, где принимал участие в постановках многих опер («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Риголетто» Верди, «Фауст» Гуно и др.).

    Гастролировал во многих странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. В числе солистов, с которыми он выступал, звезды оперной сцены Лючия Алиберти, Мария Биешу, Анджела Георгиу, Паата Бурчуладзе, Хосе Кура, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Виргилиус Норейка, Зураб Соткилава, Дмитрий Хворостовский, пианисты Элисо Вирсаладзе, Александр Гиндин, Евгений Кисин, Владимир Крайнев, Денис Мацуев, Николай Петров, Иво Погорелич, Даниэль Поллак, Григорий Соколов, Виктор Ямпольский, скрипачи Никита Борисоглебский, Андрей Корсаков, Олег Крыса, Сергей Стадлер, виолончелистка Наталия Гутман.

    Обширный репертуар дирижера включает в себя множество произведений классико-романтического периода, но и музыку ХХ века. Он представил ряд премьер сочинений Пендерецкого и Лютославского, осуществил записи произведений Антейла, Беринского, Губайдулиной, Денисова, Шутя. 

    Владимир Понькин преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова. В настоящее время – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, профессор Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Академия имени Маймонида). С 2021 года – почетный профессор Парижской русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. Был председателем жюри Всероссийского конкурса молодых дирижеров имени И. А. Мусина в Костроме. В апреле 2021 года провел международный онлайн-мастер-класс для китайских студентов на базе симфонического оркестра г. Чанша.

    Владимир Понькин – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2003). Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, награжден орденом Дружбы, медалями «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша), «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени, общественными наградами – крестом «Защитник отечества» I степени, орденом «За службу России», казачьим орденом «За любовь и верность Отечеству» I степени.

    Константин Хватынец

    Константин Хватынец родился в 1983 году в Москве. Получил образование по специальности «хоровое дирижирование» в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных (класс Валерия Калинина) и в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Бориса Тевлина). Позднее окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе профессора Геннадия Рождественского, который наградил ученика специальным дипломом лучшего выпускника. Во время учебы Константин Хватынец был удостоен стипендии имени Д. Д. Шостаковича.

    С 2006 года – дирижер Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, где в его репертуар вошли балеты «Золушка» Сергея Прокофьева, «Синяя птица» Ильи Саца и Михаила Раухвергера, «Чиполлино» Карена Хачатуряна, «Снегурочка» Владимира Подгорецкого, оперы «Дитя и волшебство» Мориса Равеля, «Царевна-лягушка» Игоря Якушенко, «Принц и нищий» и «Повелитель мух» Ефрема Подгайца, «Волшебная музыка» Марка Минкова, «Маугли» Ширвани Чалаева, «Принцесса и свинопас» Владимира Кобекина и другие. 

    Константин Хватынец работал с Московским государственным театром «Русский балет», Национальным русским балетом «Возрождение», труппой Кремлевского балета и другими хореографическими коллективами. С 2006 года в течение нескольких лет был дирижером ежегодных «Летних балетных сезонов» на сцене Российского академического молодежного театра (в репертуаре – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Жизель» Адана, «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Дон Кихот» Минкуса). Входил в состав жюри Первого Всероссийского конкурса балетмейстеров в Москве (2008). 

    Регулярно дирижирует в Большом театре России. В качестве приглашенного дирижера участвовал в гала-концерте хореографической школы Большого театра в Бразилии в 2006 году (художественный руководитель – Владимир Васильев). 

    С 2009 года – дирижер, с 2011 года – главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты. Сотрудничает также с Московским музыкальным театром «Геликон-опера». 

    Константин Хватынец неоднократно выступал с Национальным филармоническим оркестром России (в 2006 году вошел в стажерскую группу оркестра). Активно гастролирует на ведущих оперных и филармонических площадках России и за рубежом.

    Даниил Коган

    Даниил Коган родился в 1993 году в семье музыкантов. С отличием окончил Центральную музыкальную школу и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Майи Глезаровой), затем продолжил обучение в Маастрихтской консерватории у Бориса Белкина.В годы учебы был стипендиатом и участником концертных программ благотворительных фондов Владимира Спивакова, «Новые имена», «Русское исполнительское искусство». 

    Дипломант международных конкурсов имени Кароля Липиньского в Торуни (Польша, 2016), имени А. И. Ямпольского в Москве (2017), лауреат Международного конкурса имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже (VI премия, 2018).

    Активно гастролирует по России и за рубежом, выступал в залах Московской консерватории и Дома музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Театре Ринновати в Сиене, Одесской и Вильнюсской филармониях, Зале Корто и Доме радио в Париже, зале «Эстония» в Таллине, зале Флаже в Брюсселе и др. 

    Сотрудничает с известными дирижерами и ведущими оркестрами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, ГСО «Новая Россия», Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Эстонский национальный симфонический оркестр, Camerata Klaipeda, Eesti Symphonietta, Королевский камерный оркестр Валлонии, Национальный одесский филармонический оркестр, оркестр филармонии Сендая и другие. Выступал со многими известными музыкантами, в числе которых Жан-Жак Канторов, Юрий Башмет, Филипп Чижевский, Валентин Урюпин, Александр Прайор, Дмитрий Яблонский, Павел Нерсесьян, Люка Дебарг, Лукас Генюшас, Филипп Копачевский, Алена Баева, Борис Белкин, Дмитрий Ситковецкий, Анри Демаркетт. 

    Принимал участие в фестивалях SAYOWE в Таиланде, Nancyphonies и фестивале Радио Франс во Франции, Summit Music Festival и Barge Music Festival в США, Niagara Music Festival в Канаде, Suure-Jaani Muusikafestival в Эстонии, фестивале Музыкальной академии Киджи в Сиене (Италия) и других. 

    Был участником академии солистов фестиваля в Вербье (Швейцария). Имеет записи на радио. В 2020 году подписал контракт с фирмой «Мелодия» и записал дебютный альбом с произведениями Шимановского, Шуберта и Шёнберга. С 2019 года – художественный руководитель творческого объединения «Притяжение». 

    Играет на скрипке работы Пьетро Гварнери (1737), предоставленной компанией AVS Group.

    Другие концерты этого абонемента
    Большой зал Консерватории
    18 октября в 19:00
    Большой зал Консерватории
    11 декабря в 19:00
    Большой зал Консерватории
    28 января в 19:00