Доменико Чимароза.
Опера «Тайный брак»

суббота, 19:00

Ансамбль «Рапсодия оркестра имени Н. П. Осипова»

Солисты Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац

В программе:

Чимароза
«Тайный брак», комическая опера в двух действиях. Либретто Джованни Бертати

Абонемент продан

Опера «Тайный брак» Д. Чимарозы

В истории мирового музыкально-сценического  искусства имя итальянского композитора Доменико Чимарозы (1749-1801) прославлено одной-единственной оперой «Тайный брак», которая остается репертуарной и в наши дни. Между тем,  Д. Чимароза  был автором большого числа произведений. Одних опер — более 80. Но лишь «Тайный брак» - 49-й опыт в жанре комической  оперы-buff   сохранил имя этого талантливого представителя неаполитанской оперной школы в окружении  его  современника Моцарта и младшего соотечественника Россини. В музыкальной истории таких примеров беспристрастного приговора времени  предостаточно. Есть своя историческая предопределенность и в том факте, что опера «Тайный брак» была создана  в 1791 году, в год смерти Моцарта, и поставлена в 1792-м, в год рождения Россини. Это дало повод австрийскому критику Э. Ганслику весьма удачно сострить: «Чимароза заключил ''Тайный брак'' со  ''Свадьбой Фигаро'', от которого родился ''Севильский цирюльник''».

Опера «Тайный брак» написана по заказу австрийского императорского двора. Д. Чимароза, вообще любивший странствовать, приехал в Вену из Петербурга, где служил  придворным композитором во времена правления  Екатерины II, с целью занять, сменив А. Сальери, аналогичный пост при дворе императора Вильгельма II. Либретто оперы составил придворный поэт Дж. Бертати, позаимствовав сюжет из одноименной комедии двух именитых англичан Дж. Калмена-старшего и Д. Гаррика. Опера не лишена социальных акцентов: она высмеивает как богатого буржуа, готового купить знатного мужа для дочери, так и обедневшего аристократа, продающего себя и свой титул. Стремясь воссоздать живые характеры, Чимароза вышел за рамки традиционной оперы-буффа, соединив  лирику, драму и буффонаду. В этом лучшем творении композитора   «есть та настоящая легкая золотая краска, которая единственно подходит для музыкальной комедии... все в этой музыке бьет ключом и переливается жемчугами, так легко и радостно, что слушателю остается только наслаждаться» (Э. Ганслик). Стоит ли удивляться тому факту, что на премьере, которая состоялась на сцене Венского придворного театра 7 февраля 1792 года, «Тайный брак» настолько понравился монарху, что тот (по крайней мере так повествует история) пригласил актеров на обед, после чего потребовал повторения спектакля «на бис». Пожалуй, то был едва ли не единственный прецедент в истории оперного искусства.

Другие
концерты этого абонемента