Давид Кривицкий – «Бабий яр» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Давид Кривицкий – «Бабий яр»

    27 октября 2016

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда

    Организатор концерта
    Фонд развития творческих инициатив


    Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

    Дирижер – Владислав Лаврик

    Хор Дважды Краснознаменного Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова

    Тульский государственный хор

    Центральный пограничный ансамбль ФСБ России

    Детский хор «Пионерия» имени Г.А.Струве

    Чтец – Сергей Фролов

    Анастасия Белукова (сопрано)

    Сергей Радченко (тенор)

    Роман Улыбин (бас)

    Режиссер-постановщик – Андрей Цветков-Толбин

    Художник по свету – Данил Герасименко

    Художественный руководитель проекта – Александр Соловьёв

    В программе:

    Д. Кривицкий
    «Бабий яр» – сценическая версия оперы-оратории
    (московская премьера)

    12+

    Информация предоставлена организатором концерта

    Бабий яр – одна из трагичнейших страниц в истории Холокоста, совершившихся 75 лет назад, 29 сентября 1941 года. Бабий яр, овраг на бывшей окраине Киева, стал символом гибели евреев от рук нацистов в СССР во время Второй мировой войны: там было расстреляно свыше 150 тысяч человек.

    Спустя полвека композитор Давид Кривицкий написал оперу-ораторию «Бабий яр» – монументальное сочинение для двух хоров (мужского и детского), трех солистов, симфонического оркестра и чтеца.

    Первое и единственное концертное исполнение состоялось 26 апреля 1995 года на мемориальном вечере, посвященном Памяти катастрофы.

    В октябре 2016 года состоится возвращение этого оригинального по замыслу и жанровому воплощению сочинения уже в виде сценической версии, используя в сценографии современные возможности видеотехнологий.

    Обращение Д. Кривицкого к теме «Бабьего яра» не случайное:композитор воплотил в этом сочинении свои детские воспоминания, когда ребенком, в 1945 году побывал на месте этого страшного преступления. Вот фрагмент из предисловия к сочинению: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь “с улыбкой на устах”, повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах и, обгоняя трамвай, мы ехали мимо “Золотых ворот” по улице Мельникова. Машина остановилась. Ведущий объявил: “А сейчас, дети, вы увидите “Бабий яр”… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…».

    В основу сочинения легли: текст повести «Бабий яр» А. Кузнецова, стихи А. Ахматовой, И. Бродского, П. Элюара, документальные материалы Нюрнбергского процесса. Композитор, ставший сам создателем либретто, включил фразы, звучащие на русском, английском, немецком, украинском языках, а также слова еврейских песен и молитв на идише и иврите. Все это раскрывает трагедию Бабьего Яра как вселенскую катастрофу. Память о тех, кто спас и сохранил для будущего молодого поколения страну, навсегда должна остаться в наших сердцах, ибо, как сказал Д. И. Кривицкий в своем произведении: «если замолкнет эхо их голосов, мы погибли».

    Однако не только воспоминания о кровавых событиях составляет сюжет оперы-оратории Д. Кривицкого. Герои размышляют о том, как после катастрофы жить дальше, о том, каким мы хотим видеть наш мир.

    «Представь, что война окончена. Что воцарился мир. Что ты ещё отражаешься в зеркале. Что сорока или дрозд, а не юнкерс щебечет на ветке… Что за окном не развалины города, а Барокко города: пинии, пальмы, магнолии, цепкий плющ, лавр… Что жизнь нужно начать сначала…»

    Динамичные контрасты, романтический строй музыки, ее экспрессия как в трагедийных эпизодах, так и в лирических соло помогает слушателям выйти из драмы с ощущением эмоционального подъема: катарсис приносит очищение. Это спектакль о любви и мужестве, о высшем проявлении гуманизма. Если мы будем помнить о драматических событиях прошлого, есть шанс, что они никогда не повторятся.

    Давид Кривицкий(1937-2010) – композитор трагической судьбы. Его жизнь резко делится на две части. В первой – это энергичный, деятельный человек, в 1970-е и начале 1980-х годов много работавший в театре (в частности, в легендарном «Современнике», где шли спектакли с его музыкой «Двенадцатая ночь», «Доктор Стокман»), на телевидении (кто же не знает всенародно любимый мультик «Барон Мюнхгаузен»), фильмы «Пиквикский клуб», «Ночь ошибок», «Шагреневая кожа», «Доктор философии», «Рысь выходит на тропу»... Композитор пробует себя и во множестве «серьезных» жанров, приобретая первых поклонников и завоевывая высокую репутацию в музыкальных кругах. В 1983 году композитор тяжело заболевает и сосредотачивает свои силы только на творчестве. Один за другим создаются многочисленные опусы – оперы (среди которых «Доктор Живаго» по роману Б. Пастернака), балеты, симфонии, разнообразная камерная музыка – для взрослых и для детей, более 50 инструментальных концертов. Особую тему в творчестве Д.Кривицкого занимает тема войны Холокоста: им созданы кантаты «Голоса Терезина», «Военная кантата», оратория «Бабий яр». Достаточно сказать, что общее количество произведений, написанных Д. Кривицким, достигло 2000! Каждое – особый мир, особый образный строй, свое неповторимое звучание, отличное от других сочинений. Уникальное по своему разнообразию, охвату жанров, составов, глубине образного содержания творчество Давида Кривицкого было отмечено дипломом – «За создание самого большого количества музыкальных произведений в разных жанрах (оперы, оратории, балета, кино- и театральной музыки до сочинений для отдельных инструментов, вплоть до балалайки и флейты пикколо)» – и занесено в Книгу «Русский Гиннес».