В продаже абонемент Musica sacra nova
17 апреля 2009
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаИсполнители:
Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Петнев
Дирижер — Марк Элдер /Великобритания/
В программе:
Густав Малер (1860-1911)
Симфония No. 6 («Трагическая»)
17 апреля в Концертном зале имени П.И.Чайковского выступит Российский национальный оркестр. Коллектив впервые будет сотрудничать с одним из крупнейших дирижеров Европы — британским маэстро Марком Элдером, завоевавшим серьезную репутацию как и в области симфонического дирижирования, так и в оперном театре. Оперные ангажементы Элдера включают постоянные выступления в Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Парижской опере, Covent Garden (Лондон), на Байройтском фестивале. Только за последние два года Элдер неоднократно приглашался такими авторитетными коллективами как Берлинский филармонический оркестр, Чикагский и Бостонский филармонический оркестры, Лондонский филармонический оркестр, «Оркестр Века Просвещения» (Лондон) и др.
В репертуаре Марк Элдер особое внимание уделяет австро-немецкой музыке XIX-XX столетий. Для своего российского дебюта Элдер избрал одну и самых сложных симфоний Малера — Шестую.
Интересна история создания Шестой симфонии. Написана она была в 1903-04 и создавалась в самый счастливый период жизни композитора: триумфально шли постановки в Венской опере, которой он руководил, он женился на первой венской красавице Альме Шиндлер (Малер), одна за другой у них родились две дочери. Летом, когда он писал музыку, пребывал в идиллии на даче в окружении семьи, природы и книг (читал переписку Вагнера с Матильдой Везендонк, «Исповедь» Л.Толстого). А в 1904 вдруг закончил вокальный цикл «Песни об умерших детях», чем сильно испугал жену.
После же завершения Шестой симфонии вся жизнь для композитора фатально перевернулась: он покинул пост дирижера Венской оперы, умерла дочь, у него появился порок сердца, ставший впоследствии причиной и его смерти. Музыка словно предсказала этот трагический поворот судьбы. Шестой симфонии Малер первоначально дал название «Трагическая», потом от него отказался. Причину он раскрывает в одном из писем: «Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки». В оркестровку композитор ввел удары молота, символизирующие удары рока.
Симфония колоссальна по оркестровой мощи: увеличен состав струнных, духовых (в частности, 8 валторн, 6 труб, 4 тромбона), ударных, введены 2 арфы. Еще более грандиозна она по продолжительности – 80 или более минут.
Замечательный дирижер, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: «В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Малер ответил Менгельбергу: «Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания...».
Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.
Сергей Тарарин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по классам оперно-симфонического дирижирования (у профессора Виктора Федотова), хорового дирижирования (у профессора Татьяны Хитровой) и органа (у профессора Нины Оксентян).
Музыкант ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Он был главным дирижером Санкт-Петербургского государственного музыкального театра «Карамболь», приглашенным дирижером Симфонического оркестра города Сан-Луис-Потоси в Мексике, главным дирижером Государственного камерного оркестра Сан-Луис-Потоси.
Сергей Тарарин работал с оркестром Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Академическим симфоническим оркестром имени В. И. Сафонова Северо-Кавказской государственной филармонии, Томским академическим симфоническим оркестром, Оркестром Радио и Телевидения Албании, с мексиканскими коллективами Viva Vivaldi и Stravaganza, дирижировал в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в Государственном театре оперы и балета Республики Коми, в Бурятском театре оперы и балета.
С сезона 2009–2010 гг. он — дирижер Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». С этим коллективом С. Тарарин провел целый ряд разнообразных программ, среди которых выступление испанского гитариста Пабло Сайнса Вильегаса, программа “Viva Tango”, юбилейный вечер Елены Образцовой, а также концерты в рамках абонементов Московской филармонии и Московского международного Дома музыки. Сергей Тарарин выступал с известными солистами, в числе которых вокалисты Монтсеррат Кабалье, Хибла Герзмава, Динара Алиева, Анна Аглатова, Хосе Кура, Василий Герелло, Василий Ладюк, Максим Пастер, Роман Муравицкий, Михаил Гужов, Сергей Шеремет, участники проекта «ТенорА XXI века», пианисты Юрий Розум, Борис Березовский, Екатерина Мечетина, Михаил Петухов, скрипачи Гайк Казазян, Сергей Островский и многие другие музыканты. Он сотрудничал с актерами Сергеем Безруковым, Марией Голубкиной, Сергеем Колесниковым, Константином Хабенским, Чулпан Хаматовой.
В репертуаре дирижера – симфонические произведения русских и зарубежных композиторов, оперы «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. И. Чайковского, оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса, мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса и другие сочинения.
Сергей Тарарин выступает также как пианист, органист и концертмейстер, является автором ряда музыкальных произведений и аранжировок. Его концерты проходят в России, Австрии, Германии, Эстонии, Мексике, Турции, Омане. Музыкант принимал участие в работе жюри международных конкурсов.
Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004).